Миграционная политика государства (на примере Мурманской области)

Основная нагрузка по оформлению иностранной рабочей силы ложится на работодателя, а не на самих рабочих. Работодателю для трудоустройства иностранцев нужно получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников, для чего необходимо иметь заключение органа государственной службы занятости населения региона о целесообразности привлечения и использования иностранных работников. Орган государственной службы занятости населения выдает заключение, основываясь на имеющихся сведениях о положении на рынке труда в регионе, городе, районе, где предполагается привлечение и использование иностранных работников. С 1 января 2007г. данное заключение выдается сроком на один год. Работодатель не может передать полученное разрешение на привлечение и использование иностранных работников другому работодателю. Привлекаемые на основе этого разрешения иностранные работники не могут перейти на работу к другому работодателю. Кроме того, использовать иностранных работников можно только по профессиям и в регионах, которые указаны в разрешении.

Работодатели имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии соответствующего разрешения. Оформление остальных документов зависит от статуса иностранного работника. Работодателям, которые принимают на работу временно пребывающего иностранного работника, необходимо не только разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, но и именные разрешения на работу, а также приглашения на въезд.

Разрешение на работу выдается только в том случае, если работодатель внесет средства, необходимые для обеспечения выезда иностранца из России. После выезда иностранного работника из Российской Федерации эти средства возвращаются работодателю по истечении срока договора. Кроме того, при получении разрешения на работу работодатель обязан представить медицинские справки, которые подтверждают, что работник не болен наркоманией, ВИЧ, инфекционными заболеваниями.

Трудоустройство иностранных граждан, прибывающих в Россию в порядке, не требующем получения визы, проще. Им не нужно оформлять приглашение на въезд в страну. Для того чтобы принять их на работу, не требуется разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Работодатель должен уведомить об их привлечении к работе территориальный орган миграционной службы и региональное ведомство, которое занимается вопросами занятости населения, в течение десяти дней с даты заключения трудового договора. Они могут получить разрешение на работу, минуя работодателя, но наличие разрешения является обязательным. Кроме того, если разрешение на работу иностранному гражданину выдано на срок более 90 суток, он обязан в течение 30 суток со дня, когда получено это разрешение, представить в орган миграционной службы документы, подтверждающие, что он не болен наркоманией, инфекционными заболеваниями, ВИЧ.

Ужесточилась ответственность для работодателей, которые не оформили иностранных работников надлежащим образом. С ноября 2006г. (за исключением отдельных положений, которые вступили в силу 15 января 2007г.) действует новая редакция Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая существенно усилила ответственность за несоблюдение правил трудоустройства иностранных граждан, увеличив сумму штрафов. Ответственность наступает за нарушение правил в отношении каждого иностранного работника в отдельности.

Особое значение в миграционной политике государства имеет правовое регулирование вопросов гражданства, условий его приобретения или прекращения.

Федеральный закон N 62-ФЗ от 31 мая 2002г. "О гражданстве Российской Федерации" в редакциях от 11 ноября 2003г., от 18 июля 2006г. и 1 декабря 2007г. содержит ряд новшеств.

Максимально упрощены условия принятия гражданства России для ветеранов Великой Отечественной войны, имевших гражданство СССР и проживающих на территории России.

Возможность получения гражданства в упрощенном порядке появилась:

у тех, кто не получил гражданство государства бывшей республики СССР и остается лицом без гражданства. При условии, что они зарегистрированы по месту жительства в России по состоянию на 1 июля 2002г., либо получили разрешение на временное проживание или вид на жительство. Кроме того, они должны заявить о своем желании приобрести гражданство до 1 января 2009г.;

у граждан государств, входивших в состав СССР, получивших среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях России после 1 июля 2002г.;

у нетрудоспособных иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Россию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированных по месту жительства в России по состоянию на 1 июля 2002г.;

Упрощенный порядок приобретения гражданства, в соответствии со статьей 13 Договора между Россией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996г., гарантируется гражданам указанных государств, постоянно проживающим на территории России.

В последнее время широко обсуждалась тематика миграционных преимуществ и получения гражданства в зависимости от уровня образования мигрантов, востребованности в России их специальности, возраста, степени знания русского языка.


1.3 Зарубежный опыт


Рассмотрим несколько примеров миграционной политики в Европе.

Основная масса мигрантов во Франции и других развитых европейских странах была сознательно ввезена (главным образом, из Северной Африки и Ближнего Востока) в 1960-е, 70-е, 80-е годы. Возрождающаяся после Второй мировой войны индустриальная Европа остро нуждалась в "рабочих руках". Считалось, что приезжие как-то сами собой ассимилируются и уже в следующем поколении сольются с коренным населением. Между тем, уже в 1980-е годы промышленный бум завершился. Неквалифицированный труд оказался невостребованным, и ввезенные в свое время иммигранты вместо того, чтобы слиться с коренным населениемобразовали целые кварталы, заселенные социально неблагополучными и озлобленными чужаками с французскими, германскими, британскими, бельгийскими и голландскими паспортами. Популярная в политико-экспертных кругах Европы доктрина "мультикультурализма" - лишь одна из попыток примирить коренное население со своими же "инокультурными" согражданами, которые стали трудноразрешимой проблемой. Как показывает опыт Франции и ряда других стран, наиболее активно практикующих "мультикультурализм", попытка эта может быть признана неудачной.

Таким образом, мы можем констатировать следующее:

Фундамент нынешней "миграционной проблемы" в Европе закладывался несколько десятилетий назад.

Мигранты были втянуты в Европу реальным дефицитом рабочих рук в условиях промышленного бума.

Основной "поставщик проблем" в европейских странах - неассимилировавшиеся потомки трудовых мигрантов прошлых поколений, как правило, уже имеющие гражданство стран своего пребывания.

"Мультикультурализм" - концепция, адресованная собственным инокультурным гражданам, а не новым мигрантам.

В отношении новых мигрантов практически во всех европейских странах сейчас действуют крайне жесткие меры. В США при нынешнем президенте принято решение о возведении стены на границе с Мексикой. В Австралии рассматривается возможность выдворения за пределы страны этнических арабов. Жесткие меры в отношении незаконных переселенцев установлены Великобританией и Данией.

В конце сентября 2006 года премьер-министр Австралии Джон Говард заявил, что намерен ввести тесты на знание английского языка, истории и культуры Австралии для иммигрантов. Аналогичные меры уже введены в ФРГ. В США принято решение о возведении трехрядной стены протяженностью 1125 километров на границе с Мексикой. Правительство Нидерландов существенно усложнило процедуру получения гражданства страны. С планом усиления контроля над границами в прошлом году выступил глава правительства Франции он, в частности, предполагает создание специальной "иммиграционной полиции", к работе которой будут подключены воздушная и пограничная жандармерия.

Сегодня развитые страны готовы привлекать только высококвалифицированную рабочую силу, притом в крайне ограниченном количестве. Политику упрощения въезда иммигрантов проводят только некоторые "азиатские тигры", у которых промышленный бум сопровождается реальной нехваткой рабочих рук (например, Сингапур).

Очевидно, что исходное положение Российской Федерации - на момент ее образования - кардинально отличается от европейской ситуации. Промышленный бум в СССР подпитывался, главным образом, кадрами из русской глубинки. В других союзных республиках реализовывались собственные индустриальные и инфраструктурные проекты, зачастую более масштабные, чем в РСФСР. Это обстоятельство не только лишало смысла трудовую миграцию на территорию России, но и обеспечивало постоянный отток высококвалифицированных кадров из РСФСР в другие союзные республики. Во многом, именно этому мы обязаны феноменом русских как "разделенного народа" и упадком регионов Центральной России. В Россию из национальных окраин Империи въезжали, главным образом, наиболее образованные и русифицированные представители этих окраин, которые легко и беспроблемно ассимилировались.

Таким образом, мы можем констатировать, что нынешняя миграционная проблема в РФ не имеет ничего общего с процессами, имеющими место в развитых странах Запада:

эта проблема в РФ не имеет европейской "биографии" (потому что возникла в 1990-е, а обострилась в 2000-е);

в РФ основным источником проблем до сих остаются нелегалы, а не "инокультурные сограждане", как в Европе;

ссылки на "мультикультуризм" в России лишены смысла, так по определению не могут относиться к нелегалам;

сверхлиберальная миграционная политика, проводимая действующим руководством РФ, не коррелирует ни на концептуальном, ни на технологическом уровне с миграционной политикой многих (фактически, большинства) развитых стран.

Российская Федерация, открывая свои границы, поступает как иммиграционная страна, а не социальное государство европейского типа, приоритетно ориентирующееся на поддержание материального благополучия своего собственного коренного населения.



2. Миграционная политика Мурманской области

 

2.1 Краткая характеристика Мурманской области


Мурманская область образована 28 мая 1938 года Указом Президиума Верховного Совета СССР. Общая площадь территории области - 1144.9 тыс.км2, население составляет чуть более 1 млн человек.В состав области входит пять административных районов, 9 городов,20 поселков городского типа. Два административных района (Ловозерский и Кольский) являются районами компактного проживания малочисленных народов Севера, численность которых не превышает 0.2 % всего населения области. Мурманская область, по сравнению с другими областями Баренцева региона, наиболее урбанизирована: 93% жителей проживает в городах. Около 40% жителей области проживает в Мурманске. В Мурманской области более ста тысяч озер, самое крупное из них - озеро Имандра, общей площадью 812 км2 и максимальной глубиной 67 метров. Озера связаны с морским бассейном несколькими тысячами ручьев и рек, самая длинная из которых - река Поной (426 км). Обеспеченность водными ресурсами в 2.5 раза выше средне республиканского показателя. Климат наиболее умеренный в Российской части заполярного Севера, с низкими летними и относительно высокими зимними температурами воздуха. Уникальное географическое положение в относительной близости к промышленно-развитым регионам России, приморское положение, возможность круглогодичной навигации с прямыми выходами на международные морские торговые пути в сочетании с уникальной по составу и запасам минерально-сырьевой и рыбопромысловой базы и важным геополитическим положением обусловило формирование на территории области крупного индустриального хозяйственного комплекса. Минерально-сырьевые ресурсы представлены крупными, часто общероссийского значения, запасы горнохимического, медно-никелевого, железорудного, редкометалльного и алюминиевого сырья. Значительны запасы неметаллорудного и нерудного сырья - вермикулита, флогопита, мусковита, пегматита, граната, амазонита и других нерудных минералов. По большинству из этих полезных ископаемых запасы их не Кольском полуострове имеют общероссийское, а часто и мировое значение (кианитовые руды, вермикулит, флогопит и др.). Характерной особенностью минерального сырья Кольского полуострова является их комплексный состав. Как правило, в руде каждого месторождения содержится несколько полезных минералов, а в рудных минералах - несколько полезных химических элементов.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты