Оперативность, устойчивость и непрерывность управления обеспечиваются:
· максимальным приближением управления в повседневных условиях к управлению при угрозе возникновения и возникновении ЧС;
· заблаговременным созданием во всех звеньях управления запасных пунктов управления;
· оснащением пунктов управления современными средствами связи и оповещения;
· сопряжением систем оповещения и связи РСЧС с соответствующими системами оповещения гражданской обороны. Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел РФ;
· заблаговременной подготовкой дублирующих органов управления;
· заблаговременной разработкой и своевременным осуществлением мероприятий по восстановлению нарушенного управления.
Преобразования структуры управления [9] в системе РСЧС были вызваны целым рядом причин и сложившихся проблем. А именно:
· передачей в ведение МЧС России Государственной противопожарной службы от Министерства внутренних дел Российской Федерации;
· выполнением заложенных в Федеральной программе «О Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)», утвержденной Указом Президента РФ N 1336 от 19 ноября 2002г. главных направлений реформирования госслужбы в России;
· реформирование системы местного самоуправления, которая является одним из уровней системы управления в чрезвычайных ситуациях;
· финансовыми реорганизациями.
Одной из главных задач стояло обеспечение быстрого и эффективного присоединения Государственной противопожарной службы, находившейся ранее в ведении МВД России.
Структура органично влилась в общую схему организации МЧС России, в том числе и на региональном уровне (в Республике Башкортостан). В новой структуре начальник Управления государственной противопожарной службы РБ является Первым заместителем министра, наряду с Первым заместителем министра в управлении гражданской защиты. Сама организационная структура Управления государственной противопожарной службы не претерпела существенных изменений, сохранился и аппарат заместителей Начальника УГПС.
После выполнения этой задачи согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», произошли некоторые изменения в системе управления МЧС РБ. Эти изменения во многом затронули вопросы реформирования Государственной противопожарной службы и пожарной охраны. Также существенными переменами стали получения части работников Главного Управления МЧС России по РБ статуса государственного служащего.
Согласно указу Президента РФ от 19.11.02г. №1336 «О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)» главными направлениями реформирования государственной службы Российской Федерации, которые затронули сферу деятельности ГУ МЧС России по РБ, являются:
· создание комплексной нормативно-правовой основы регулирования государственной службы Российской Федерации;
· разработка эффективных механизмов проведения кадровой политики в сфере государственной службы Российской Федерации в целях оптимизации состава государственных служащих;
· выработка мер по совершенствованию оплаты труда государственных служащих, финансово-экономического и материально-технического обеспечения государственной службы Российской Федерации, по рациональному использованию в системе государственной службы современных информационных технологий;
· внедрение программ подготовки кадров для государственной службы Российской Федерации и профессионального развития государственных служащих;
· формирование системы управления государственной службой Российской Федерации.
Проблемы, связанные с финансированием и отчетностью по дифференцированным бюджетам (республиканский - местный и федеральный) решилась реорганизацией финансовых отделов Министерства по делам ГО и ЧС РБ и упразднением должности помощник министра по финансово-экономической работе. На данный момент создано финансовое управление ГУ МЧС России по РБ возглавляемое начальником финансового управления (бывшая должность помощника министра по финансово-экономической работе).
Реорганизация затронула и некоторые подведомственные учреждения Министерства по делам ГО и ЧС РБ, которые не могли влиться в штатную структуру Главного управления по делам ГО и ЧС. Было принято эффективное решение, создать Управление по чрезвычайным ситуация при Правительстве Республики Башкортостан. Организация нового органа закреплена юридически, утверждено Положение об Управлении по ЧС при Правительстве РБ, в котором зафиксированы его структура, задачи, функции, руководство т.п.
Таким образом, решение проблем организации управления Министерства по делам ГО и ЧС Республики Башкортостан и вопросы реформирования были успешно решены в необходимые сроки, повысив эффективность работы и органично выстроив всю систему управления.
2.2 Функциональные изменения. Социальные изменения управления
Функциональные изменения Министерства по делам ГО и ЧС Башкортостана заключаются в закреплении за ним таких функций как обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, что в основном вызвано передачей такого ведомства как Государственная противопожарная служба от МВД России.
В сфере реформирования государственной службы произошли существенные социальные изменения управления. Вводятся принципиально новые понятия госслужбы как механизма государственного управления в сфере безопасности в ЧС. Появившаяся дифференциация госслужбы на федеральную гражданскую, федеральную военную, федеральную правоохранительную и государственную гражданскую в субъектах федерации позволила существенно повысить эффективность работы служащих. В рамках реформы предполагается также унификация классных чинов, дипломатических рангов, воинских званий, между которыми будет введена эквивалентность.
Сформированные принципы работы госслужащих, а также четкое определение полномочия государства, федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации существенно изменили менталитет управленцев. Также принимается новый порядок разрешения трудовых конфликтов и споров, вводится понятие служебного контракта.
Рамочный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», принятый Государственной Думой в 24.01.2003г. дает возможность определить оптимальный уровень зарплаты чиновника, разобраться с подготовкой кадров, понять, как можно сделать работу госслужбы более открытой.
2.3 Преобразования финансовой службы Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан.
Проблемы, связанные с финансированием и отчетностью по дифференцированным бюджетам (республиканский - местный и федеральный) решилась реорганизацией финансовых отделов Министерства по делам ГО и ЧС РБ
2.3.1 Изменения организационной структуры финансовой службы ГУ МЧС России по РБ. Проблемы, связанные с финансированием и отчетностью по дифференцированным бюджетам (республиканский - местный и федеральный) решилась реорганизацией финансовых отделов Министерства по делам ГО и ЧС РБ и упразднением должности помощник министра по финансово-экономической работе. На данный момент создано финансовое управление ГУ МЧС России по РБ [8, 15] возглавляемое начальником финансового управления (бывшая должность помощника министра по финансово-экономической работе).
Реорганизация затронула и некоторые подведомственные учреждения Министерства по делам ГО и ЧС РБ, которые не могли влиться в штатную структуру Главного управления по делам ГО и ЧС. Созданное в результате Управление по чрезвычайным ситуация при Правительстве Республики Башкортостан также имеет свой финансовый отдел.
В новой структуре начальник финансового управления является и начальником финансово-экономического отдела, который теперь обеспечивает финансовую и бухгалтерскую деятельность сводным бюджетированием и включает согласно штатному расписанию:
- заместитель начальника финансово-экономического отдела;
- главный специалист;
- специалист.
Далее по вертикали организационной структуры расположена бухгалтерия, штатный состав которой включает:
- главный бухгалтер;
- заместитель главного бухгалтера;
- специалист по расчетам с персоналом;
- специалист по расчетам с предприятиями по охране объектов от пожаров.
На рисунке приведена схема структурной реорганизации управления финансовой службы ГУ МЧС России по Республике Башкортостан.
Рисунок – Изменение структуры управления финансовой службы Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан
Как видно из рисунка, организационная структура стала более строгой по вертикали, с уменьшением числа работников, но с увеличением численности государственных служащих республики.
В практической работе финансовые служащие руководствуются:
а) Бюджетным кодексом РФ (ФЗ от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ); Налоговым кодексом РФ (ФЗ от 31 июля 1998 года №146-ФЗ); Трудовым кодексом РФ (ФЗ от 30 декабря 2001 года №197-ФЗ); Гражданским кодексом РФ (ФЗ от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ);
б) ФЗ от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
в) Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 10 февраля 2006 г. № 25н;
г) приказом Министерства финансов РФ от 21 декабря 2005 г. №152н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ»;
д) Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина от 13.06.1995 г. №49);
е) Указаниями непосредственного начальника и должностной инструкцией
ж) Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34-н);