Монополия и монопольная власть

Наконец, государство может ввести ограничение импорта с целью защиты фирм от иностранных конкурентов. Вполне может оказаться, что рынок какого-либо продукта в данной стране  достаточен лишь для поддержания  двух или трех фирм в отрасли, тогда как мировой рынок способен вместить большое число фирм.


Патенты.

Предоставляя изобретателю исключительное право контролировать продукт в течении 17-ти лет, американские патентные законы нацелены на защиту изобретателя от незаконного захвата продукта или технологического процесса  конкурирующими предприятиями, которые не участвовали в расходах времени, усилия и  денег, которые пошли на его разработку. К тому же, конечно, патенты могут обеспечивать изобретателя монопольным положением на время действия патента. Патентный контроль сыграл видную роль росте многих современных индустриальных гигантов –«Нэшнл кэш реджистер», «Дженерал моторз», «Ксерокс», «Полароид», «Дюпон», если назвать нескольких. Деятельность компании «Юнайтед шу машинери» – ярчайший пример того, как можно злоупотребить патентным контролем, чтобы достигнуть монопольной власти. «Юнайтед шу» стала исключительным поставщиком некоторых важнейших станков для изготовления обуви благодаря патентному  контролю. Она распространила свою монопольную власть другие типы сапожного оборудования, требуя от пользования ее патентованных машин подписывать «привязывающее соглашение», в котором производители обуви соглашались также брать в аренду все другое сапожное оборудования у  «Юнайтед шу». Это позволило «Юнайтед шу» монополизировать рынок, пока правительство не предприняло в 1955 году  антитрестовские расследования, имевшие  частичный эффект….

Научно-исследовательская работа, конечно лежит в основе разработки пригодной для патентования продукции. Фирмы, которые достигают монопольной степени власти  путем их собственной научно-исследовательской работы или путем покупки патентов других, находятся в стратегическом положении, укрепляя и усиливая свою рыночную позицию. Прибыли, обеспеченные одним важным патентом, могут быть использованы для того, чтобы финансировать научно-исследовательскую работу, требуемую для разработки новой пригодной для патентования продукции. Монопольная власть, достигнутая благодаря патентам, вполне может усиливаться.


Лицензии.

Вступление в отрасль или род деятельности  могут быть ограничены государством  путем выдачи лицензий. Например, на государственном уровне комиссия по связи выдает лицензии радио- и телевизионным станциям. Во многих крупных городах нужно получить муниципальную лицензию, чтобы водить  такси. Общепризнанно, что ограничение вследствие этого предположение такси создает монополистические доходы владельцев и шоферов такси. В некоторых случаях государство может выдать лицензию себе на снабжение каким-нибудь продуктом  тем самым создать государственную монополию. Напри мер, продажа алкогольных напитков в ряде штатов осуществляется только через принадлежащие государству розничные магазины. Таким образом, многие штаты выдали себе лицензию на проведение лотереи.

Б) Высокие издержки входа.


Кроме установленных правовой системой барьеров входа, существуют также и экономические препятствия. В некоторых отраслях начало производства может просто «дорого стоить», например, в авиационной промышленности. Высокие издержки разработки и испытаний новых самолетов не позволяют потенциальным конкурентам войти в отрасль. Лишь небольшое число компаний может выделить десять-пятнадцать миллиардов долларов, необходимых  для постройки самолетов нового поколения.

Кроме того, для потенциального эльтранта могут оказаться недостижимо высокими «неосязаемые» инвестиции, необходимые для работы в      данной отрасли.

Современная технология в некоторых отраслях такова, что эффективное  малозатратное производство может быть достигнуто, только  если производители являются  чрезвычайно крупными как в абсолютном выражении, так и относительно рынка. Там, где эффект  роста масштаба производства очень существен, кривая средних издержек фирмы будет понижаться на протяжении большого отрезка в сторону горизонтальной оси объема производства. При данном рыночном спросе достижение низких затрат продукции и, следовательно, низких цен единицы продукции для потребителей зависит от существования небольшого числа фирм или, в крайнем  случае, только одной фирмы. Автомобильная, алюминиевая, сталелитейная промышленность является несколькими из многих отраслей тяжелой промышленности, которые отражают такие условия.  Если три фирмы в настоящее время в полной мере пользуются эффектом масштаба и каждая контролирует приблизительно одну треть рынка, легко понять, почему новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в эту отрасль.  С другой стороны, новые фирмы, вступающие на рынок как мелкие производители, не будут иметь никакого шанса для выживания и расширения. Почему? Потому что, являясь мелкими предприятиями, они не в состоянии получить экономию на издержках, которую получает существенная «большая тройка»,и, следовательно, будут не в состоянии получать прибыли, необходимые для выживании и роста. Новые конкуренты в базовых сталелитейной и автомобильной отраслях не появятся в результате успешного функционирования и расширения небольших производителей «с задворок отрасли». Они просто будут недостаточно эффективны ,чтобы выжить. Другой вариант – войти в отрасль, будучи крупным производителем. На практике это чрезвычайно трудно. Новому и непроверенному предприятию будет очень сложно получить денежный капитал, необходимый для того, чтобы приобрести оборудование, сопоставимое с тем, которое накоплено любым из «большой тройки» в автомобильной отрасли. Финансовые препятствия на пути крупных предприятий

Во многих случаях настолько велики, что равносильны запретительным.

 

В)  Собственность на важнейшие виды сырья

Институт частной собственности может быть использован монополией как средство создания эффективной преграды для потенциальных конкурентов. Фирма, владеющая или контролирующая сырье, которое является необходимым в процессе производства, может препятствовать созданию конкурирующих фирм. Существует несколько классических примеров. «Алюминиум компани оф Америка» удерживала свое монопольное положение в алюминиевой отрасли многие годы благодаря своему контролю над всеми основными источниками бокситов – главного сырья, используемого в алюминиевом производстве. Однако время «Интернешнл никель компани оф Кэнада» контролировала приблизительно 90% известных мировых запасов никеля. Как отмечалось ранее, большинство из известных мировых алмазных рудников принадлежит или находится под эффективным контролем   «Де Бирс компани  оф саус Эфрика». Также очень трудно развиваться   новым профессиональным спортивным лигам, когда существующие лиги имеют  контракты с лучшими игроками и договоры об аренде главных стадионов и арен.

 

Г) Реклама и дифференциация продуктов

Иногда компании имеют возможность создания барьеров входа  для  потенциальных соперников посредством рекламы и дифференциации продуктов. Рекламная деятельность способствует формированию уверенности и уважения покупателей по отношению к известным торговым маркам. Например, «Пепси» и «Кока-кола» тратят сотни миллионов долларов ежегодно на рекламу своих марок, что делает весьма накладным для потенциальных соперников вступления на рынок колы.

Вдобавок к этому, дифференциация   продуктов, либо сама по себе, либо в сочетании с расширенной рекламой,  способна усиливать рыночную  власть существующих производителей и создавать барьеры входа. Во многих отраслях – таких как производство сухих завтраков, автомобилей, бытовой техники  и сигарет  - является обычным делом  производством множества продуктов разнообразных торговых марок, моделей и разновидностей небольшим количеством фирм. Отчасти это можно объяснить стремлением расширить круг потребителей. Но такое огромное число дифференцированных продуктов настолько, что рынок каждого из этих продуктов не в состоянии поддержать большое количество фирм.


Глава 2. Монополистическая конкуренция.

2.1 Монополистическая конкуренция.

Как подразумевает самое название, монополистической конкуренции свойственны черты как монополии, так и совершенной конкуренции. Как в условиях монополии, каждая  фирма производит продукцию, которую покупатели полагают отличной от продукции всех других продавцов. Однако здесь имеет место и конкуренция, поскольку множество других продавцов предлагают близкие, хотя и не полностью взаимозаменяемые, продукты. По существу монополистическая конкуренция  - это совершенная конкуренция плюс дифференциация продуктов.

Рынок характеризуется дифференциацией продукции тогда, когда покупатели рассматривают продукты контролирующих продавцов как близкие, но не полностью взаимозаменяемые.

Дифференциация продукции дает каждому монополистическому конкуренту некоторую власть над рынком, так как каждый конкурент может слегка повышать цену, не теряя при этом всех своих традиционных покупателей. Например, в штате Канзас имеется множество фермеров, выращивающих пшеницу, а в Канзас-сити имеется множество ресторанов, но пшеница повсюду одинакова, а рестораны разные. Таким образом, фермерша, производящая пшеницу, вовсе ничего не продаст, если попытается назначить цену хоть на пени выше существующей рыночной цены, тогда как владелец ресторана может слегка варьировать цены в  меню, не вызывая при этом громадных изменений в спросе на свои фирменные блюда. Тем не менее, он не обладает большой монопольной властью, если в городе есть множество других подобных мест, где можно поесть.

Там, где дифференциация  продукции возможна, продавцы должны четко решать, какие из продуктов производить, и они могут прийти к заключению о выгодности рекламы. Возможность дифференциации продукции ставит также новые и трудные проблемы эффективности.  Является ли оптимальным ассортимент производимых в условиях монополистической конкуренции продуктов? Являются ли оптимальными с общественной точки зрения расходы продавцов на рекламу?

В условиях монополистической конкуренции, как и в условиях совершенной конкуренции ,не существует барьеров  для вхождения в рынок новых фирм. Открыть новый ресторан, бензоколонку или аптеку в большинстве крупных городов не составляет труда. Но поскольку барьеры вхождения отсутствуют, фирмы  в монополистически конкурентных отраслях не рассчитывают на получение значительной прибыли в долгосрочном периоде.

Теперь от понятия концентрации перейдем к понятию дифференциации продукции. Теория монополистической   конкуренции описывает ситуацию,  в которой существует разнообразии товара при условии, что каждая фирма производит товар являющейся близким заменителем других товаров. Для упражнения поразмышляйте о фирмах, которые ведут конкурентную борьбу, делая ставку на реализацию в близлежащих районах, предлагая лишь слегка различающиеся услуги или ассортиментные наборы либо производя очень близкие разновидности зубной пасты или мороженного. Мороженное любит каждый, но не все единодушны в том, какое мороженое является наилучшим. Каждое кафе-мороженое, таким образом, сталкивается с убывающей кривой спроса.

Убывающие кривые спроса, отражая существование дифференциации продукции, отличает монополистическую конкуренцию от совершенной конкуренции. Если монополистический конкурент снижает свою цену, то объем спроса на его продукцию возрастает, потому что некоторые покупатели переключаются на его продукцию с продукции других продавцов. Но поскольку продукты различны, не все покупатели переключаются на его продукцию, как они это сделали бы в условиях совершенной конкуренции. В силу того, что кривая спроса на продукцию монополистического конкурента наклонена вниз, он сам может выбирать цену, максимизирующую  его прибыль. Но поскольку  он слишком мал для того, чтобы очень сильно влиять на рынок цен в целом, он  предполагает, что конкуренты никак не отреагируют на его решение в области ценообразования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты