Монополия и монопольная власть

 

Краткосрочное равновесие

В краткосрочном периоде в отрасли имеется фиксированное число фирм. Как и в условиях монополии каждая фирма принимает кривую спроса на свою продукцию за неизменную и выбирает цену, позволяющую ей максимизировать прибыль. Как и в условиях совершенной конкуренции, все продавцы могут получать прибыли в краткосрочном периоде.

                                                MC

                                                              AC    

  Po                             e

 


ACo                                               D 

+                                 MR             

                                                                       

0                                                           Qo 

                    Обьем выпуска


На рисунке 12-4  показаны кривые средних и предельных издержек для отдельно взятого кафе-мороженного – фирме К, которая сталкивается с убывающей кривой спроса. Ее кривая средних издержек имеет  U- образную форму, знакомую нам по предыдущим главам. Фирма выбирает объем выпуска        при котором  предельный доход равняется предельным издержкам, и устанавливает цену Ро. Изначально в данной точке фирма К получает экономическую прибыль, затененной площади (Ро-АСо)х       . Таким образом, в краткосрочном периоде монополистический конкурент  подобен монополисту.

 

Долгосрочное равновесие


В долгосрочном периоде ситуация сильно отличается от рассмотренной, поскольку здесь может иметь место вход новых фирм. Кривая спроса, с которой сталкивается  каждый монополистический конкурент, зависит как от цен, так и от количества близких заменителей продукции. Чем больше видов конкурирующих заменителей и чем ниже их цена, тем меньше спрос на продукцию любой фирмы.

Если монополистические конкуренты получают прибыли в краткосрочном периоде, то в отрасль будут вливаться другие фирмы. Даже с учетом дифференциации продукции отрасль будет привлекать новые фирмы, производящие близкие, но не полностью взаимозаменяемые по отношению к существующим товары, до тех пор, пока существующие фирмы получают прибыли. По мере того как новые фирмы вливаются в отрасль и увеличивают число доступных товаров – заменителей, кривые спроса на продукцию существующих фирм сдвигаются влево. Процесс входа продолжается до тех пор, пока все фирмы не оказываются в точке нулевой прибыли. Таким образом, показанные графически на рис.12-4 высокие прибыли  будут привлекать другие фирмы в сферу деятельности кафе-мороженных. По мере их вхождения кривая спроса для фирмы К сдвигается влево, потому что некоторые из ее клиентов переключаются на новые фирмы. Новые конкуренты продолжают проникать в отрасль, пока фирма  К и подобные ей фирмы получают экономическую прибыль. Вхождение прекращается , когда фирма К и другие фирмы в отрасли начинают  получать нулевые прибыли, или, короче говоря, когда цена становится равной величине средних издержек.

 Положение долгосрочного равновесия фирмы К показано на рисунке 12-5. Чтобы максимизировать прибыль при заданной новой кривой спроса на ее продукцию,

Фирма К производит объем выпуска  Q’, при котором предельные издержки равняются предельному доходу. Таким образом, она устанавливает цену  P’, превышающая величину предельных издержек.

 


                                                        MC



P=AC                                                              AC

                                                       

                                         MR            D


           0                        Q  

                            Обьем выпуска

 Но она получает нулевую экономическую прибыль, так как кривая спроса является касательной к кривой средних издержек АС при данных значениях цены и объемов выпуска. В состоянии такого равенства производных прибыли равны нулю(АС’=P’) и следовательно, нет притока новых фирм в отрасль.

2.2.  Положительные и отрицательные черты монополии.

Концентрация и централизация капитала существовала и до появления монополий. Практически в рамках отдельных предприятий, фирм происходила специализация производства, т.е разделение технологического цикла на отдельные элементы. Создавалась кооперация направленная на концентрацию целей при производстве конечной продукции. Тенденция к кооперации и обобществлении производств способствует дальнейшему развитию производительных сил - это есть положительное качество монополии.

Отрицательное качество монополии – установление высоких монопольных  цен на товары, захват рынка сбыта, разорение мелких товаропроизводителей.


Глава 3.Ущерб, приносимый монополией.

3.1 Ущерб, приносимый монополией.

Последствие монополизации совершенно конкурентной отрасли иллюстрирует рис.10.9.Рыночный спрос на продукцию совершенно конкурентной отрасли представлен линией спроса D,а предложение –восходящей ветвью отраслевой кривой предельных затрат,SMC. Соответственно равновесный объём продукции совершенно конкурентной отрасли составит Q1*,а цена – Р1*.Легко видеть, что при монополизации отрасли объем выпуска и цена изменятся.


      P,C                                     SMC   

       M


      P2                             L

      P1                                   

       C                              E2  F          D


        0                        Q2   Q1                       Q

                                                  MR 

                          Ущерб приносимый монополией 

Действительно, монополист максимизирует прибыль при объеме выпуска Q2*,поскольку именно этот объём соответствует точке Курно E2*,в которой кривые предельных затрат и предельной выручки пересекаются. Этому оптимальному для монополиста выпуску соответствует более высокая цена P2*.Ведь именно такую цену согласны  уплатить за товар покупатели, если объём продаж составляет Q2*.Очевидно,что прибыль, получаемая в таком случае монополистом с каждой проданной единицы продукции, равна длине отрезка LN(P2*(Q2*))-SATC(Q2*)).Аего суммарная прибыль равна площади прямоугольника CP2*LN((P2*(Q2*)-SATC(Q2*)Q2*)

Оценим ущерб, приносимый монополией. Кривая спроса, как мы знаем, характеризует ценность дополнительных единиц товара для покупателя. Кривая предельных затрат характеризует альтернативную ценность ресурсов, использованных для производства этих дополнительных единиц. Поэтому выпуск продукции целесообразно увеличивать до тех пор, пока кривая спроса остаётся выше кривой предельных затрат, т.е. до точки их пересечения. На рис.10.9 такой точке E1 соответствует выпуск Q1*. Это – наилучщий объём выпуска.

        Для монополиста же оптимальным оказывается объём выпуска Q2*.Каким был бы валовой выигрыш покупателей, если бы выпуск увеличился до Q1*?Очевидно, он был бы равен площади, лежащей ниже участка кривой спроса LE1, т.е.Q2*LE1Q1*.Во что обошлось бы монополисту увеличение выпуска с Q2* до Q1*?Очевидно, в сумму, равную площади фигуры, лежащей ниже участка E2E1кривой предельных затрат, т.е.Q2*E2E1Q1*. Таким образом, выигрыш от увеличения выпуска превышает затраты на него на сумму, равную разности двух названных величин, т.е. площади Е2LE1,показанной на рис.10.8 вертикальной штриховкой. Однако монополист не пойдёт на увеличение выпуска сверх Q2*.Ведь каждая дополнительная (сверхQ2*) единица выпуска сулит прирост затрат, превышающий прирост выручки. Действительно, при увеличении выпуска с Q2*доQ1* затраты монополиста увеличатся на сумму, как мы знаем, равную площади Q2*E2E1Q1*, тогда как выручка возрастает лишь на сумму, равную площади Q2*E2Q1*, так что его чистые потери составят сумму, равную площади E2E1Q1*.

           Кроме того, монополизация совершенно конкурентной отрасли сопровождается не только уменьшением, но и перераспределением части излишка потребителей в пользу монополии. При совершенной конкуренции излишек потребителей на рис. 10.9 измеряется площадью треугольника P1*ME1.При монополии он, как очевидно составит лишь сумму, равную площади треугольника P2*ML.Часто его, а именно KLE1,пропадет в вязи с сокращением выпуска с Q1* до Q2*, т.е. войдет в состав так называемых безвозвратных потерь общества E2LE1.Другая же часть, равная площади прямоугольника P1*P2*LK, будет присвоена монополистом, поскольку линия цены,  являющаяся нижней границей потребительского излишка при цене P2*, окажется выше, чем прицене P1*.

Может возникнуть вопрос, почему в состав безвозвратных для общества потерь не войдёт Q2*E2E1Q1*,характеризующая сокращение затрат в связи со снижением выпуска с  Q1* до  Q2*. Дело в том , что ресурсы, использовавшиеся до монополизации для производства  Qq1*-Q2* единиц продукции, теперь найдёт своё применение в других секторах экономики. Поэтому область  Q2*E2E1Q1*, скорее всего, можно характеризовать как альтернативную ценность ресурсов, высвобождающихся из-за сокращения выпуска в монополизированной отрасли. В основном виде изменения благосостоянии в результате монополизации представлены в виде таблицы 9.1.






Область на рисунке 9.10

При совершенной конкуренции

После монополизации

P1*ML

P1*P2*LK

KLE1

OCNQ2*

Q2*E2E1Q1*

E2NF


Излишек потребителя


     **                        **


     **                        **


Затраты производства


    **                         **



Излишек производителя(часть)

Излишек потребителя


Избыточная   прибыль


Безвозвратные потери


Затраты производства


Альтернативная ценность ресурсов, высвобождаемых в результате монополизации


Безвозвратные потери


   Однако трудно сказать, увеличивает или уменьшает такое перераспределение потребительского излишка общественное благосостояние. Ведь владельцами предприятия-монополиста, в пользу которого перераспределяется часть излишка, являются обычные акционеры, то есть такие же смертные, как и потребители, теряющие эту часть излишка, а межличностное сравнение полезности, как мы догадываемся, невозможно. Многие экономисты утверждают, что, поскольку большинство акционеров принадлежит к высоко- и  среднедоходным слоям населения, перераспределение части потребительского излишка в их пользу лишь увеличивает дифференциацию общества, разрыв в доходах разных его групп. Их оппоненты, однако, считают, что их покупатели некоторых товаров, производство которых монополизировано, являются лица с высокими и средники доходами, а потому это перераспределение элиминируется  монопольными ценами, по которым ими покупаются эти товары. Следует, однако, иметь в виду, что вопрос о социально приемлемом уровне дифференциации доходов в обществе относится скорее к нормативной, чем позитивной экономике. 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты