Муниципальное управление жилищно-коммунальным хозяйством

Муниципальные организации по обслуживанию объектов жилищно-коммунального хозяйства, как самостоятельные хозяйствующие субъекты, не следует жестко закреплять за соответствующей территориальной единицей.

Это позволит при организации конкурсов на обслуживание объектов технологического фонда стимулировать конкуренцию не только между муниципальными организациями и частными компаниями, но и между самими муниципальными организациями. При этом целесообразно создать равные условия работы, как для частных, так и для муниципальных организаций. (предоставление нежилых помещений без взимания арендной платы, равные условия предоставления служебной жилой площади и тому подобное).

Подрядные организации освобождаются от несвойственных им регистрационно-учетных функций, паспортно-учетной работы, сбора платежей с населения за жилье и коммунальные услуги, оформления льгот и субсидий и от других форм социального обслуживания населения.

Объекты коммунального назначения могут обслуживаться организациями различных форм собственности при наличии лицензии на право обслуживания объектов инженерной инфраструктуры.

Существующая система управления объектами инженерной инфраструктуры и тарифного регулирования делает практически невозможным привлечение частных инвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры, поскольку не заинтересовывает предприятия в снижении затрат. Привлечение частных инвестиций в городскую инженерную инфраструктуру - одна из основных целей работы по реформе системы тарифного регулирования.


3.2 Процесс реформирования тарифной системы


Эффективное регулирование коммунальных предприятий должно основываться на системе, состоящей из трех частей. Первая часть - постановка целей деятельности коммунальных предприятий (формирование их производственной и инвестиционной программ), вторая - вопросы формирования и утверждения тарифов как средства финансового обеспечения данных программ и третья часть - мониторинг коммунальных предприятий. Эти три компонента в совокупности обеспечивают возможность органам местного самоуправления реализовать свои обязанности по обеспечению населения качественными коммунальными услугами.

Определение целей для конкретных коммунальных предприятий должно основываться на разработанных перспективных схемах развития систем теплоснабжения и водоснабжения городов и населенных пунктов. Система тарифного регулирования должна обеспечивать выполнимость производственной и инвестиционной программ предприятия, утверждаемых на очередной период регулирования. Для этого система тарифного регулирования должна:

стимулировать коммунальные предприятия к снижению издержек, повышению качества оказываемых услуг;

способствовать привлечению инвестиций в коммунальные предприятия;

обеспечивать коммунальным предприятиям формирование достаточного для реализации поставленных перед ними целей объема финансовых ресурсов;

учитывать формирование конкурентных отношений в ряде подотраслей жилищно-коммунального хозяйства;

иметь встроенные механизмы, позволяющие снизить политизированность процесса установления тарифов на коммунальные услуги.

Помимо создания экономических механизмов, которые стимулировали бы предприятия самостоятельно выявлять резервы снижения издержек на предоставление коммунальных услуг, должен быть предусмотрен механизм выявления заведомо нерациональных затрат как элемент процедуры тарифного регулирования. В частности, при принятии решения об установлении тарифов должны использоваться результаты комплексных обследований коммунальных предприятий, включая проведение независимых экспертиз и аудитов (за счет бюджетных средств).

Процесс формирования тарифа на коммунальные услуги должен заключаться в поиске компромисса между техническими задачами и финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособным спросом потребителей.

Система регулирования коммунальных предприятий должна обеспечивать прогнозируемость и предсказуемость изменения тарифов. Установление тарифов должно производиться на определенный срок (период регулирования), который должен быть согласован с периодом регулирования тарифов, устанавливаемых на федеральном (газ) и региональном (электроэнергия) уровнях. Это требование преследует выполнение трех целей. Во-первых, это создает ситуацию определенности в отношении будущих денежных потоков предприятия, что снижает риски инвестирования в него. Во-вторых, в течение регулируемого периода предприятие может проводить мероприятия по снижению издержек, а полученную экономию расходовать на возврат заемных средств. В-третьих, данная мера будет способствовать росту экономической определенности для потребителей коммунальных услуг. Установление срока действия тарифа должно дополняться в условиях нестабильной экономики определением внешних факторов, изменение которых должно приводить к обязательному автоматическому перерасчету тарифа или изменению производственной программы предприятия.

Процедуры тарифного регулирования должны обеспечивать публичность процесса формирования тарифов. Это необходимо для того, чтобы достичь доверия со стороны потребителей коммунальных услуг, а также способствовать достижению баланса интересов в процессе регулирования тарифов. Публичность системы должна обеспечить необходимое методическое и информационное взаимодействие между отдельными элементами этой системы: процедурами мониторинга, подготовки и рассмотрения заявок на пересмотр тарифов, их утверждения и вступления в силу. Важным фактором эффективного тарифного регулирования должно стать повышение профессионализма регулирующего органа, обеспечение его работы максимально детальными формализованными процедурами. В соответствии с законодательством регулирование деятельности муниципальных предприятий является компетенцией органов местного самоуправления. В региональных центрах и крупных городах органы местного самоуправления способны сформировать профессионально работающие регулирующие органы или привлечь к их работе высококвалифицированных специалистов в рамках межведомственных комиссий. Для малых муниципальных образований целесообразно делегировать функцию по регулированию тарифов предприятий коммунальной инфраструктуры на региональный уровень, что должно повысить качество принимаемых решений.

Фонд реформирования ЖКХ обеспечит участие малых предприятий в программах капремонта домов и расселения аварийного жилья По словам Председателя Правительства, фонд реформирования ЖКХ обеспечит более широкое участие малых предприятий в программах капитального ремонта многоквартирных домов и расселения аварийного жилья. "Среди таких компаний будут распределены заказы на сумму не менее 5 млрд рублей", - сообщил В.Путин. малого 2Необходимо изменить систему бухгалтерского учета на коммунальных предприятиях энерго-, ресурсоснабжения с тем, чтобы перейти от сложившейся практики минимизации налоговых платежей к практике обеспечения прозрачности и стимулирования инвестиций в сектор энерго-, ресурсоснабжения. Следует обеспечить раздельный учет постоянных и переменных затрат с целью формирования двухставочных тарифов на тепловую энергию и воду. Это позволит снизить сезонные колебания в платежах, уменьшит дефицит оборотных средств предприятий теплоснабжения, повысит их финансовую устойчивость.

По мере установления индивидуальных приборов учета и регулирования потребления основных коммунальных услуг необходимо осуществлять переход от оплаты по нормативам потребления к оплате на основе показаний приборов учета.

Введение раздельного учета производства и транспорта тепловой энергии позволит создать предпосылки для формирования локальных рынков тепловой энергии путем разделения монопольного транспорта тепловой энергии и конкурентного производства, что предполагает юридическое выделение и передачу в управление различным хозяйствующим субъектам муниципальных теплосетей и источников тепла. Эта задача имеет большое практическое значение, поскольку в большинстве крупных муниципальных образований есть достаточно большой избыток мощности по тепловой энергии и в этой ситуации существует объективная экономическая возможность покупать тепловую энергию у более дешевого производителя.

Решение этой задачи будет способствовать формированию в большинстве и городах области локальных рынков тепла, стоимость которого будет определяться с учетом стоимости транспорта по муниципальным теплосетям. Важно, что среди таких источников тепловой энергии должны все больше присутствовать локальные источники тепла, особенно на слабо заселенных территориях (коттеджная застройка), при сложном рельефе местности, в местах, удаленных от крупных источников тепла, то есть в тех случаях, когда стоимость транспорта тепловой энергии сопоставима со стоимостью производства тепла.

Важной задачей обеспечения эффективного тарифного регулирования должно стать создание правовой основы для включения платежей по погашению основной суммы долга в себестоимость продукции и услуг предприятий коммунального хозяйства в период реализации проектов реконструкции за счет заемных средств.

Можно сформулировать несколько основополагающих принципов регулирования тарифов на товары (работы, услуги) регулируемых хозяйствующих субъектов, на основе которых следует строить систему регулирования тарифов ЖКХ. Регулирование тарифов на муниципальном уровне целесообразно осуществлять в рамках постоянно действующей межведомственной комиссии или независимого регулирующего органа. В установлении ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг и тарифов для муниципальных предприятий и учреждений должны участвовать представители подразделений администрации, общественных организаций (например, общество защиты прав потребителей), представляющие интересы всех заинтересованных сторон. Межведомственная комиссия (либо независимый регулирующий орган) принимает решения, которые затем предоставляются главе местного самоуправления для окончательного утверждения. При рассмотрении тарифов органы местного самоуправления вправе обратиться за помощью к организациям любой формы собственности, в том числе к профессиональному регулирующему органу, созданному на региональном уровне; тарифы должны устанавливаться на фиксированные сроки. В течение периода регулирования тарифы должны сохраняться неизменными в реальном выражении, что подразумевает их периодическую индексацию по заранее определенному правилу и/или перечень причин для их пересмотра до окончания периода регулирования; тарифы, устанавливаемые для регулируемого предприятия, должны формировать у него такой объем финансовых ресурсов, которого было бы достаточно для реализации утвержденных производственной и инвестиционной программы.

26 июля 2010 года генеральный директор Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Константин Цицин посетил Всероссийский молодежный образовательный Форум "Селигер-2010", открытый в Осташковском районе Тверской области. В мероприятиях принимали участие руководитель Федерального агентства по делам молодежи Василий Якеменко, директор Форума "Селигер-2010" Илья Костунов. Для представителей Фонда ЖКХ была проведена экскурсия по Форуму. Генеральный директор Фонда посетил артобъекты, выставки и экспозиции, представленные на форуме "Селигер-2010". На Форуме "Селигер-2010" генеральный директор Фонда ЖКХ встретился с координаторами федерального молодежного проекта "Все дома". Участники проекта рассказали о его содержательной части. По их словам, конечная цель - привнести в каждый подъезд и дом в России новые технологии. Участники форума также отметили, что такие проекты уже реализуются в 22 регионах России.

Но без современного образования начинать столь масштабную работу не имеет смысла. Поэтому каждый участник проекта в рамках Форума "Селигер-2010" обучается на курсах, получает консультации ведущих экспертов в данной области, посещает мастер классы и публичные лекции. После обучения каждый участник должен разработать проект модернизации собственного дома. Одной из главных задач которого должна стать разъяснительная работа среди жильцов, направленная на формирование сознания ответственного собственника жилья. Девизом проекта "Все дома" ребята провозгласили лозунг: гордиться тем домом, где ты живешь!

Участники проекта в разных городах России проводят акции, направленные на формирование сознания ответственного собственника жилья, а также борьбу с недобросовестными плательщиками.

Генеральный директор Фонда ЖКХ Константин Цицин отметил, что сейчас у молодежи есть реальные шансы реализовать себя в жилищно-коммунальной сфере и есть возможность занять лидирующие позиции, поскольку в настоящее время отрасль динамично развивается и открыта для инноваций.

О роли молодежи в развитии жилищно-коммунальной отрасли генеральный директор Фонда ЖКХ говорил и на лекции "Основные направления деятельности Фонда, место молодежи в реформе ЖКХ", которую он прочитал перед 400 активистами проекта "Все дома".

- Стране необходимы профессиональные управляющие в сфере ЖКХ, которые способны не только заниматься эксплуатацией кранов и унитазов, а могут эффективно управлять "интеллектуальными" жилыми домами, микрорайонами и территориями, населенными пунктами и поселками, кондоминиумами. Однако отрасль ЖКХ сегодня - это высокотехнологичная отрасль, где применяются все новейшие современные информационные технологии, различные инновации и даже нанотехнологии. Для этого необходимы специалисты, получившие специальную подготовку, позволяющую правильно понимать, эффективно и своевременно внедрять, умело использовать достижения науки, рыночные правоотношения, ресурсосберегающие и информационные технологии, передовую практику в деятельность управляющих компаний. Отрасль ЖКХ будет существовать всегда и она нуждается в молодых квалифицированных кадрах. Эта перспективная отрасль, где есть возможность быстрого роста, - сказал Константин Цицин. В настоящее время практически во всех регионах страны организованы курсы по подготовке председателей ТСЖ и профессиональных руководителей управляющих компаний.

По его мнению, молодежь не в меньшей степени должна быть заинтересована и в возможности организации предприятий малого бизнеса в сфере ЖКХ. Малый бизнес, работающий в сфере жилищно-коммунального хозяйства, - надежная опора и равноправный партнер Фонда в деле реформирования ЖКХ. Увеличение числа малых предприятий позволяет поддерживать разнообразие услуг на рынке, что означает возможность более широкого выбора. К тому же, развитие малых предприятий открывает большие возможности по созданию новых рабочих мест. Это те очевидные преимущества, что лежат на поверхности, не говоря уже о существенном вкладе в экономику нашей страны.

По словам Константина Цицина, создание конкурентоспособных предприятий в отрасли, в свою очередь, позволит повысить качество жилищно-коммунальных услуг и культуру обслуживания населения. По окончании выступления участники Форума, задали генеральному директору Фонда ЖКХ Константину Цицину ряд вопросов о работе Фонда и роли молодежи в развитии отрасли.

Рассказывая о работе Фонда, Константин Цицин отметил, что Фонд содействия реформированию ЖКХ был создан государством не просто как механизм распределения денег. Это инновационный инструмент решения ряда задач, который позволит провести в стране реформу жилищно-коммунальной отрасли.

- Первая из них ‑ формирование полноправного собственника, хозяина жилья. Ещё одна задача, решаемая посредством Фонда ‑ возвращение государством долгов своим гражданам. Ведь еще в начале 1990-х россияне получили право оформить жильё в собственность. Но для очень многих это право стало скорее проблемой ‑ государство было не в силах передать жильё в приемлемом состоянии. Программа капремонта и расселения аварийного жилья восстановит историческую справедливость. Наконец, третья основная задача, для решения которой создан Фонд, ‑ совершенствование механизмов направления средств на преодоление острых социальных проблем.

Генеральный директор Фонда отметил, что в настоящее время с участием средств Фонда ЖКХ отремонтировано либо ведется ремонт в более чем 90 тысячах многоквартирных домов. Мониторинг реализации программ капитального ремонта и переселения граждан из аварийного жилья специалистами Фонда осуществляется постоянно. По словам Константина Цицина, это сложная и объемная задача. Поэтому так важно, что бы жители контролировали проведение этих работ и вели их приемку. Эти обязанности жильцов дома, предусмотренные ФЗ-185, способствуют воспитанию ответственного собственника.

В Сосновском районе Нижегородской области в соответствии с Федеральным законом "О фонде содействия реформированию ЖКХ" осуществляется капитальный ремонт многоквартирных жилых домов. Под данную федеральную программу попало 26 многоэтажек. Итак, программа Правительства осуществляется, произошли положительные перемены, но еще предстоит многое сделать.


Заключение


Организация успешной работы ЖКХ – одно из важных условий обеспечения достойных условий существования. Система упраления ЖКХ требует реформирования. Главной цель реформы ЖКХ - это улучшение качества жилищно-коммунальных услуг при одновременном снижении затрат на их предоставление. Монополизм в этой сфере не дает потребителям и первую очередь населению возможности выбирать на рынке необходимый набор жилищных и коммунальных услуг. Для успешной реализации вышеназванной цели необходимо выполнить следующие задачи:

·                   Завершение процесса разграничение функций собственника, управления и обслуживания в сфере ЖКХ на муниципальном уровне.

·                   Повышения прозрачности всех процедур формирования тарифной политики ЖКХ.

·                   Модернизация кадровой политики и подготовка нового поколения менеджеров для ЖКХ.

·                   Реструктуризации и ликвидации задолженностей в сфере ЖКХ.

Необходим планомерный, поэтапный переход к полной оплате жилищно-коммунальных услуг при одновременном формировании эффективных, действенных органов, призванных обеспечить меры адресной социальной защиты малоимущих слоев населения. Бюджетные средства, выделяемые на модернизацию ЖКХ, должны эффективно и по целевому назначению использоваться. За соблюдением законодательства, регулирующего отношения в сфере ЖКХ необходимо усилить контроль.

Что касается системы сбора и обработки информации об основных изменениях в жилищной сфере России, приватизации жилья, данных о затратах на жилье и коммунальные услуги, тарифах и субсидиях, платежах и задолженности потребителей коммунальных услуг, она должна четко организована. При участии частного сектора в обслуживании жилья улучшится.

Создание системы ресурсосбережения (внедрение передовых технологий, установка приборов учета энергоресурсов ( воды, газа и тепла ит.п.)).


Список используемой литературы


1. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. Московский общественный научный фонд, 1997. - 88 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации, ч.1 и 2. ГК РФ. Часть 1. от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994).

3. Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации.

4. Новиков М. "Капитальная работа". Сосновский вестник от 26.08.10. № 98.

5. Подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, # 49, ст.4622.

6. Фадеев В.И., Муниципальное право России. М.: 1994 , С.28.

7. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3506.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты