Надзор за исполнением законодательства
Надзор за исполнением законодательства
Содержание
1. Надзор за исполнением законодательства
1.1 Понятие, предмет и пределы за исполнением законодательства
1.2 Основные направления прокурорского надзора за исполнением законов и защиты прав граждан
1.3 Акты прокурорского надзора как правовые средства устранения выявленных нарушений законов
1.4 Протест прокурора: основания и порядок принесения, правовые последствия
1.5 Представление прокурора
1.6 Постановления прокурора
1.7 Предписание прокурора
1.8 Официальное предупреждение
1.9 Предъявление исков в суд
1.10 Организация работы органов прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законодательства
Список использованных источников
1. Надзор за исполнением законодательства
1.1 Понятие, предмет и пределы за исполнением законодательства
Надзор за исполнением законодательства — это базовая отрасль, которая отражает специфику статуса прокуратуры как надзорного органа, реализующего свою главную цель — осуществление надзора за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов. С помощью надзора реализуется наиболее широкий комплекс стоящих перед прокуратурой задач обеспечения верховенства права, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов личности, общества и государства.
Надзор за исполнением законодательства оказывает существенное влияние на политическую и социально-экономическую ситуацию в обществе, способствует нейтрализации негативных явлений, сопутствующих ходу проводимых в Республике Беларусь реформ из-за несовершенства их правового обеспечения.
Он охватывает наиболее широкую область правовой действительности, которая связана с практикой исполнения законов. В поле зрения прокуроров находятся тысячи законодательных и подзаконных актов.
В надзоре за исполнением законодательства заключена основная часть профилактического потенциала прокуратуры. Своевременное выявление и пресечение нарушений законов способно позитивно влиять на укрепление социальной базы обеспечения законности, изменение криминогенной ситуации в стране. Надзор за исполнением законодательства обоснованно принято считать эффективным средством раннего предупреждения преступлений.
Из сопоставления надзора за исполнением законодательства с другими отраслями прокурорского надзора видно, что по своим задачам, по числу и разнообразию поднадзорных объектов (государственные органы власти и управления, общественные объединения, должностные лица и граждане) надзорная деятельность прокуроров за исполнением законодательства является наиболее сложной и трудоемкой. К тому же значение этой надзорной деятельности прокуратуры с каждым годом возрастает в связи со сложностью задач экономического и социального строительства.
Прокуроры, осуществляющие свои полномочия в сфере надзора за исполнением законодательства, вместе с другими органами и организациями решают вопросы политического, государственного, экономического, социального, национального и культурного строительства. От активности, инициативы, профессиональной подготовки прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законодательства, много зависит в укреплении законности в государстве, в обнаружении нарушений закона и установлении их причин и способствующих этим нарушениям условий.
Нарушения законодательства как при издании правовых актов, так и при исполнении законов в управленческой деятельности органов государственной власти, контролирующих органов могут привести к созданию условий, благоприятных для совершения криминальных действий, оказываются теми причинами, которые вызывают преступления. Это характерно для деятельности в сфере приватизации государственной собственности, банковской сфере, в сфере налогообложения. Такое положение требует от прокурора особого внимания, так как, осуществляя надзор за исполнением законодательства, прокурор должен помнить о возложенной на него задаче осуществлять уголовное преследование и координировать деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Задачи прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов состоят:
• в обязательном вмешательстве прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении законов путем принятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;
• наиболее полном использовании возможностей прокурорского надзора за исполнением законов в предупреждении правонарушений, в первую очередь преступлений;
• активизации и совершенствовании деятельности органов государственного контроля и правоохранительных органов, направленной на обеспечение исполнения законов и подзаконных актов, укрепление законности и правопорядка путем проведения прокурорских проверок в основном в этих органах и поручения проведения ими проверок в подчиненных, подконтрольных и нижестоящих органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях;
более активном проведении в жизнь принципа неотвратимости ответственности за совершение правонарушений, привлечении к установленной законом ответственности правонарушителей независимо от их должностного и имущественного положения;
• доведении до населения и общественности через радио, телевидение, периодическую печать информации о работе органов прокуратуры, в том числе и в области прокурорского надзора за исполнением законов, о принимаемых ею мерах к устранению нарушений законов и привлечению к ответственности виновных лиц с указанием их фамилий и должностей, состоянии и динамике правонарушаемости в регионах;
• выявлении пробелов (дефектов) действующего законодательства, потребностей в нормативном регулировании общественных отношений и принятии мер к их устранению путем внесения соответствующих предложений в представительные (законодательные) органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы. При этом нижестоящие прокуроры могут вносить подобные предложения через вышестоящих прокуроров;
• повышении правовой культуры должностных лиц, в особенности руководителей органов, издающих правовые акты и совершающих другие юридические действия, предпринимателей, а также граждан.
В наибольшей мере этому способствует активно осуществляемый прокурорский надзор за исполнением законов в сочетании с проведением специальных предупредительно-профилактических мероприятий.
Основное требование, предъявляемое в настоящий период к прокурорскому надзору за исполнением законов, — повышение его эффективности, выражающейся во влиянии на конечный результат, — состояние законности и правопорядка.
Закон о прокуратуре устанавливает предмет и пределы надзора за исполнением законодательства.
Предметом надзора за исполнением законодательства является точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями, другими юридическими лицами, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
В перечень объектов прокурорского надзора не включены Администрация Президента и Управление делами Президента Республики Беларусь.
Рассматривая более широко предмет прокурорского надзора по отрасли, его содержание, в него следует включать:
• законность и обоснованность правовых актов, издаваемых названными выше органами государственной власти, государственного и хозяйственного управления, общественными и политическими организациями и движениями, а также должностными лицами. Это различного рода постановления, распоряжения, приказы, инструкции, решения и иные правовые акты, которые могут носить как общий, так и индивидуальный характер;
• точное и единообразное исполнение требований закона должностными лицами в их деятельности, в частности, по соблюдению трудовых, имущественных, социальных прав и законных интересов граждан, в том числе соблюдение порядка рассмотрения жалоб, обращений, заявлений и предложений;
• соблюдение органами государственной власти и управления, их должностными лицами прав и законных интересов предпринимателей, особенно в сфере производства, отечественных производителей;
• соблюдение законности в экономической деятельности, в частности, в налоговой, банковской сферах, при лицензировании предпринимательской деятельности, при приватизации государственной собственности.
В приказах Генерального прокурора Республики Беларусь от 27 апреля 2001 г. № 22 "О регламентации деятельности прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законодательства в экономической сфере с целью защиты государственных и общественных интересов, прав и законных интересов субъектов хозяйствования", от 13 сентября 2001 г. № 31 "Об организации надзора за исполнением законодательства о возмещении вреда, причиненного правонарушениями государству, а также юридическим лицам государственной формы собственности" поставлен вопрос об активизации надзора и необходимости острого реагирования на нарушения законодательства, об особом внимании к материалам, поступающим в связи с нарушением законов в системе государственного управления, об усилении надзора заточным и единообразным исполнением законодательства о возмещении материального вреда, причиненного преступлениями и иными правонарушениями государству.
Актуальность осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства обусловлена тем, что точное исполнение законов, в особенности органами представительной власти, государственного управления и контроля, правоохранительными органами, имеет исключительно важное значение для успешного выполнения стоящих перед государством задач. На этих органах лежит обязанность проведения в жизнь законов, направленных на повышение жизненного уровня населения, развитие социальной сферы и экономики, укрепление государственности, соблюдение конституционных прав и свобод граждан, укрепление законности и правопорядка.
При осуществлении надзора за исполнением законодательства прокуроры могут и должны действовать строго в пределах предоставленных им полномочий, которые определяют пределы возможного вмешательства и реагирования на выявленные нарушения. Осуществляя надзор за соблюдением законности, органы прокуратуры не подменяют другие государственные органы, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий, не должны подменять контролирующие органы и должностных лиц органов государственного управления.
Определяя границы надзора прокуратуры за исполнением законодательства, можно сказать, что следует исходить из правила: "Там, где действует закон, должен срабатывать общий надзор".
В Законе о прокуратуре (ст. 27) подчеркнуто, что прокурор проводит проверки на основании поступивших к нему сообщений, информации о фактах нарушения закона. Это не следует понимать так, что прокурор действует, только получив официальное заявление о нарушении закона. Информация может поступать прокурору по различным каналам — обращения и заявления граждан и должностных лиц, сообщения средств массовой информации, материалы расследования уголовных дел, результаты обобщений материалов, проверяемых в порядке ст. 174 УПК, статистические .1,1 иные и иные сведения, содержащие данные о нарушении законов.
Положение о невмешательстве прокурора в хозяйственную деятель-I теть не следует понимать как невмешательство прокурора. В тех случаях, когда допущено нарушение установленного порядка, он направляет информацию в соответствующие контролирующие или иные органы управ-пси им, чтобы те, используя свои полномочия, устранили эти нарушения.