1) налоги;
2) сборы. И те, и другие подлежат уплате физическими лицами.
Под налогом понимают обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В статье 198 УК РФ имеются в виду федеральные и региональные налоги, которые уплачиваются физическими лицами, - акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налог с продаж, транспортный налог, налог на игорный бизнес и др.
Согласно статье 207 части второй НК РФ физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также получающие доходы от источников, расположенных в России, не являющиеся налоговыми резидентами последней, признаются налогоплательщиками налога на доходы физических лиц. Объектом налогообложения по этому налогу выступает доход, полученный налогоплательщиками:
1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами России;
2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами России.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с налоговым законодательством. Налогоплательщиками единого социального налога согласно статье 235 НК РФ являются в том числе индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые таковыми, адвокаты.
Индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр, являются налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых (ст.334 НК РФ[11]).
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Физические лица обязаны уплачивать, например, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, если они получают соответствующие лицензии (ст.333 НК РФ).
Объективная сторона заключается в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, совершенном в крупном размере.
Под уклонением понимают невыполнение виновным определенных норм налогового и иного законодательства, действия и бездействие лица, подтверждающие его нежелание вносить обязательные платежи в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды.
Уголовно наказуемыми способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов закон альтернативно называет:
1) непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с российским законодательством о налогах и сборах является обязательным;
2) включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.
Налоговая декларация - это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено налоговым законодательством.
Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В случае прекращения существования источников доходов до конца налогового периода налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде в пятидневный срок со дня прекращения их существования. При прекращении в течение календарного года иностранным физическим лицом деятельности, доходы от которой подлежат налогообложению, и выезде его за пределы территории Российской Федерации налоговая декларация о доходах, фактически полученных за период его пребывания в текущем налоговом периоде на территории России, должна быть представлена им не позднее чем за один месяц до выезда за пределы территории Российской Федерации (ст.229 НК РФ).
В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода. При этом налоговым периодом признается календарный год (ст.216 НК РФ).
Налоговая декларация подается также по налогу на добычу полезных ископаемых (ст.345 НК РФ).
Понятие иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, в законе не определено. Перечень этих документов зависит от вида налога или сбора. Так, в соответствии со статьей ЗЗЗ7 НК РФ индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами животного мира по лицензии, не позднее 10 дней с даты получения такой лицензии представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов.
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов путем непредставления декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, есть тогда, когда лицо умышленно с целью неуплаты налогов (сборов) по истечении законодательно установленных сроков не подало декларацию или иные документы в соответствующий орган.
Включение в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений состоит в умышленном указании в них любых не соответствующих действительности сведений, например о размерах доходов и налоговых вычетов или льгот, о наличии факта государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, о наличии лицензии на природопользование и т.д. В отличие от прежней редакции статьи, закон ныне прямо устанавливает, что сведения должны быть заведомо ложными, а не искаженными. Такая терминология является более привычной и понятной в уголовном праве и подчеркивает наличие достаточных для криминализации деяния (криминалообразующих) признаков.[12]
Обязательным условием привлечения лица к уголовной ответственности является крупный размер уклонения. Его понятие дано в примечании к статье. Признание уклонения крупным зависит от наличия нескольких факторов:
временного - ее составляет сумма налогов и (или) сборов за период в пределах трех финансовых лет подряд;
количественного - сумма должна быть больше ста или трехсот тысяч рублей;
долевого - доля неуплаченных налогов и (или) сборов должна превышать 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.
Сочетание этих факторов позволяет выделить две разновидности крупного размера налогов и (или) сборов:
1) превышающая 300 тыс. рублей. Граница в 300 тыс. рублей безусловно свидетельствует о совершении лицом налогового преступления, вне зависимости от времени, в течение которого происходило уклонение (оно может быть и менее трех финансовых лет), и той доли, которую реально составляют эти 300 тыс. от всей суммы налогов и (или) сборов, подлежащих уплате;
2) превышающая 100 тыс. рублей. В этом случае, однако, необходимо, чтобы уклонение продолжалось подряд в течение трех финансовых лет и доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышала 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.
Преступление окончено с момента фактической неуплаты налогов и (или) сборов за соответствующий налогооблагаемый период в срок, Установленный налоговым законодательством.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Неумышленное совершение ошибок при расчете ставки налога или Залоговой базы может быть наказано как налоговое правонарушение.
Субъектом выступает физическое лицо (гражданин России, лицо без гражданства, иностранный гражданин), имеющее облагаемый налогом доход и обязанное уплачивать с него налоги и (или) сборы.
В части 2 ст. 198 УК РФ предусмотрено ужесточение наказания за то же деяние, если оно совершено в особо крупном размере.
Уклонение лица от уплаты налога признается совершенным в особо крупном размере, если:
сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 1,5 млн рублей, вне зависимости от времени, в течение которого происходило уклонение, и той доли, которую реально составляет эта сумма от всей суммы налогов и (или) сборов, подлежащих уплате; или
сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 500 тысяч рублей. В этом случае необходимо, чтобы уклонение продолжалось подряд в течение трех финансовых лет и доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышала 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.
Действия должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые умышленно содействовали уклонению от уплаты налогов и (или) сборов, квалифицируются как соучастие в этом преступлении, т.е. по статье 33 и соответствующей части статьи 198 УК РФ. Если при этом они действовали из корыстной или иной личной заинтересованности, они привлекаются еще и за совершение должностных преступлений (ст.285, 290, 292 УК РФ).
2.2 Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ)
Нормативной базой к статье служат документы, указанные при анализе статьи 198 УК РФ.
Предметом преступления выступают:
1) налоги;
2) сборы. И те, и другие подлежат уплате организациями. Налоговое законодательство таким образом определяет понятие организации: юридические лица, образованные в соответствии с российским законодательством, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории России (ст.11 НК РФ).
Общее понятие налога дано в комментарии к статье 198 УК РФ-Предметом преступления по статье 199 УК РФ могут выступать, например:
федеральные налоги - на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы, единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых и др.;
региональные налоги - на имущество организаций, на недвижимость, налог с продаж и др.;
местные налоги - земельный налог и др. Понятие сборов разъяснялось в статье 198 УК РФ.
Объективную сторону преступления составляет уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, совершенное в крупном размере.
Уголовно наказуемыми способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов закон альтернативно называет:
непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным;
включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.