Ложные сведения могут содержаться в налоговых декларациях, которые подаются организациями, например, по налогу на прибыль, налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на имущество организаций, бухгалтерских и иных документах.
Уклонение от уплаты налогов с организации наказуемо, если совершено в крупном размере и сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает:
1,5 млн рублей, вне зависимости от времени, в течение которого происходило уклонение, и той доли, которую реально составляет эта сумма от всей суммы налогов и (или) сборов, подлежащих уплате; или
500 тыс. рублей. В этом случае необходимо, чтобы уклонение продолжалось подряд в течение трех финансовых лет и доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышала 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.
По смыслу закона, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации может быть признано совершенным в крупном размере как в случаях, когда сумма неуплаченного налога является крупной по какому-либо одному из видов налогов, так и в случаях, когда эта сумма - результат неуплаты нескольких различных налогов и (или) сборов.
Момент окончания преступления связывается с фактической неуплатой налогов и (или) сборов в определенный срок, установленный Налоговым законодательством. Для разных видов налогов он разный.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Действия предпринимаются виновным с целью неуплаты налогов. Субъект преступления - специальный. К уголовной ответственности могут быть привлечены руководитель организации-налогоплательщика и главный (старший) бухгалтер, лица, фактически выполняющие их обязанности.
Лица, организовавшие преступление, предусмотренное статьей 199 УК РФ, или руководившие этим преступлением, либо склонившие к его совершению руководителя, главного (старшего) бухгалтера организации-налогоплательщика или иных служащих этой организации, либо содействовавшие совершенному преступлению советами, указаниями и т.п., несут ответственность как организаторы, подстрекатели или пособники по статье 33 УК РФ и соответствующей части статьи 199 УК РФ.
В части 2 ст. 199 УК РФ предусмотрено два квалифицирующих признака совершения деяния: а) группой лиц по предварительному сговору;
6) в особо крупном размере.
Специфика группы лиц, действовавших по предварительному сговору, здесь связана с тем, что в группу должно входить как минимум два лица, наделенных признаками специального субъекта.
Уклонение от уплаты налогов с организации признается совершенным в особо крупном размере, если сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает:
7,5 млн рублей, вне зависимости от времени, в течение которого происходило уклонение, и той доли, которую реально составляет эта сумма от всей суммы налогов и (или) сборов, подлежащих уплате; или
2,5 млн рублей. В этом случае необходимо, чтобы уклонение продолжалось подряд в течение трех финансовых лет и доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышала 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.
2.2.1 Неисполнение обязанностей налогового агента (статья 1991 УК РФ)
Объективную сторону преступления составляет неисполнение обязанностей налогового агента, совершенное в крупном размере. Деяние совершается путем бездействия.
Обязанности налогового агента закреплены в статье 24 НК РФ-В уголовном порядке наказуемо неисполнение не всех обязанностей, а только обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов. Порядок перечисления удержанных налогов установлен налоговым законодательством; для налоговых агентов он 307 такой же, как и для налогоплательщика.
Обязательным признаком состава является крупный размер неперечисленных налогов и (или) сборов. Его понятие определено в примечании к статье 199 УК РФ. Неисполнение обязанностей налогового агента совершено в крупном размере, если сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает:
1,5 млн рублей, вне зависимости от времени, в течение которого происходило неисполнение обязанностей налогового агента, и той доли, которую реально составляет эта сумма от всей суммы налогов и (или) сборов, подлежащих уплате; или
500 тыс. рублей. В этом случае необходимо, чтобы неисполнение обязанностей налогового агента продолжалось подряд в течение трех финансовых лет и доля неуплаченных в результате этого налогов и (или) сборов превышала 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.
Преступление окончено с момента неисполнения конкретной обязанности налогового агента - по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Обязательным признаком субъективной стороны является личный интерес виновного в совершении преступления. В законе не раскрывается это понятие; оно может выражаться, например, в стремлении получить взаимную услугу, в корысти, в неприязни, в мести и т.д.
Субъект преступления - налоговый агент, под которым понимают лиц, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и (или) сборов (ст.24 НК РФ).
В части 2 ст. 1991 УК РФ предусмотрен квалифицирующий признак - совершение деяния в особо крупном размере. Он имеет место, если сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает:
7,5 млн рублей, вне зависимости от времени, в течение которого происходило неисполнение, и той доли, которую реально составляет эта сумма от всей суммы налогов и (или) сборов, подлежащих уплате; или
2,5 млн рублей. В этом случае необходимо, чтобы неисполнение продолжалось подряд в течение трех финансовых лет и доля He-Уплаченных налогов и (или) сборов превышала 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.[13]
2.2.2 Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов (или) сборов (ст. 1992 УК РФ)
Предметом преступления выступают:
1) денежные средства;
2) имущество организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам.
Под недоимкой налоговое законодательство понимает сумму налога или сумму сбора, не уплаченную в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Объективную сторону преступления составляет сокрытие указанных денежных средств или имущества, совершенное в крупном размере.
Под сокрытием предмета преступления следует понимать его утаивание различными способами с целью избежать выплат по недоимкам, по налогам и (или) сборам. Виновный может, например, подделывать с этой целью бухгалтерские или иные документы (что в ряде случаев требует дополнительной квалификации); или передавать имущество во временное пользование другим лицам (организациям), спрятать его вне пределов офиса или места жительства и т.д.
Сокрытие наказуемо, если совершено в крупном размере. Понятие крупного размера дано в примечании к статье 169 УК РФ; он должен превышать 250 тыс. рублей.
Преступление окончено, если денежные средства или имущества сокрыто в крупном размере.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
Субъект преступления - собственник или руководитель организации либо иное лицо, выполняющее управленческие функции этой организации, или индивидуальный предприниматель.[14]
Заключение
Российская Федерация в настоящее время переживает сложный исторический период становления новых социально-экономических отношений. Переход к новым формам государственного управления происходит в условиях постоянного дефицита и противоречивости правовой базы, регулирующей экономические отношения, отставания законодательства от реально происходящих в обществе процессов.
Анализ судебной практики по делам о налоговых и связанных с ними иных экономических преступлениях свидетельствует о наличии множества проблемных вопросов, вызванных, в первую очередь, несовершенством действующего законодательства. Отсутствие достаточно эффективной законодательной базы для выполнения возложенных обязанностей по борьбе с налоговыми преступлениями и правонарушениями негативно влияет на результативность работы Правоохранительных и контролирующих.
Комплексный подход в борьбе с налоговой преступностью должен включать ряд неотложных организационно-правовых мероприятий, поскольку, как показывает анализ правоприменительной практики, недобросовестные налогоплательщики с низким правосознанием, из чисто корыстных побуждений с целью наживы умышленно используют "пробелы" в законодательстве, уходя от налогообложения и формируя "теневую" экономику, создают почву для организованной преступности и коррупции.
Совершенствование нормативно-правового законодательства в области борьбы с организованной экономической преступностью позволит правоохранительным, налоговым органам, органам валютного и экспортного контроля целенаправленно и эффективно проводить мероприятия по пополнению доходной части федерального бюджета, укрепить Казну РФ и стабилизировать экономическую и национальную безопасность Российской Федерации.
Отмеченные сложности и потребность правоприменительной практики в обобщенной методологии по выявлению, раскрытию и расследованию налоговых преступлений и правонарушений требует, соответственно, новых конструктивных идей и подходов в разработке уголовно-правовой, криминологической и криминалистической характеристики налоговых и связанных с ними иных экономических преступлений.
В целях повышения эффективности раскрытия налоговых и иных экономических преступлений необходимо на федеральном уровне осуществить ряд организационных мероприятий, предусматривающих разработку частных методик расследования по новым составам экономических преступлений в УК РФ, которые бы унифицировали специальные познания в борьбе с экономической преступностью.
Библиография
Нормативные акты:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 09.11.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 17.11.2009) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст.2954.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 19.07.2009) // СЗ РФ. - 1998. - № 31. -Ст.3824.
Литература общего содержания:
3. Бобырев В.В. Налоговые преступления, квалифицируемые статьями 199-1 и 199-2 Уголовного кодекса Российской Федерации // Право и экономика. - 2007. - №10. - С.90-94.
4. Григорьев В. Предмет налоговых преступлений // Уголовное право. - 2004. - №1. - С.18-19.
5. Ермолаева, Н.А. Новый подход к вопросу о субъекте налогового преступления // Закон и право. - 2007. - № 12. - С.102.
6. Ефимичев П.С. Налоговые преступления и проблемы борьбы с ними // Журнал Российского права. - 2008. - №8. - С.84-90.
7. Клепицкий И.А. Уголовное право. Особенная часть: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2004.
8. Козлов В.А. Борьба с преступностью в сфере экономики. Учебное пособие. - М.: Издательство "Щит-М", 2005.
9. Организованная преступность, терроризм, коррупция в их проявлениях и борьба с ними / Под ред. А.Й. Долговой. - М., 2005.
10. Полянский Н.Н. Фальшивая водка // Уголовное право. - 1998. - № 1. - С.157.
11. Преступность в России начала XXI века и реагирование на нее / Под ред. А.И. Долговой. - М., 2004.
12. Смирнова Н.Н. Понятие и признаки налогового преступления // Налоги. - 2006. - № 2. - С.45-47.
13. Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. - М.: Эксмо, 2007.
14. Яцеленко Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности // Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. А.И. Рарога. - М.: Институт международного права и экономики. Издательство "Триада. Лтд", 1996.
[1] Козлов В.А. Борьба с преступностью в сфере экономики. Учебное пособие. - М.: Издательство «Щит-М», 2005.- С. 5-7.
[2] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 09.11.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 17.11.2009)// СЗ РФ.- 1996.- № 25.- Ст. 2954.
[3] Преступность в России начала XXI века и реагирование на нее / Под ред. А.И. Долговой. - М., 2004. - С. 99.
[4] Организованная преступность, терроризм, коррупция в их проявлениях и борьба с ними / Под ред. А.Й. Долговой. - М., 2005. - С. 310.
[5] Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. - М.: Эксмо, 2007. - С. 181-182.
[6] Яцеленко Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности // Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. А.И. Рарога.- М.: Институт международного права и экономики. Издательство "Триада. Лтд", 1996.- С. 202-203.
[7] Полянский Н.Н. Фальшивая водка // Уголовное право.- 1998.- № 1.- С. 157.
[8] Ефимичев П.С. Налоговые преступления и проблемы борьбы с ними // Журнал Российского права.- 2008.- №8.- С. 84-90.
[9] Ермолаева, Н.А. Новый подход к вопросу о субъекте налогового преступления // Закон и право. - 2007 .- № 12 .- С. 102.
[10] Григорьев В. Предмет налоговых преступлений // Уголовное право.- 2004.- №1.- С. 18-19.
[11] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 19.07.2009) // СЗ РФ.- 1998.- № 31.-Ст. 3824.
[12] Смирнова Н.Н. Понятие и признаки налогового преступления // Налоги. - 2006 .- № 2 .- С. 45-47.
[13] Бобырев В. В. Налоговые преступления, квалифицируемые статьями 199-1 и 199-2 Уголовного кодекса Российской Федерации // Право и экономика. - 2007 .- №10 .- С. 90-94.
[14] Клепицкий И. А. Уголовное право. Особенная часть: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2004. - С. 48.