Научно-теоретические основы в отношении лиц с ограниченными возможностями

При разработке реабилитационных мероприятий необходимо учитывать как медицинский диагноз, так и особенности личности в социальной среде. Этим, в частности, объясняется необходимость привлечения к работе с инвалидами социальных работников и психологов в самой системе здравоохранения, ибо граница между профилактикой, лечением и реабилитацией весьма условна и существует для удобства разработки мероприятий. Тем не менее, реабилитация отличается от обычного лечения тем, что предусматривает выработку совместными усилиями социального работника, медицинского психолога и врача, с одной стороны и клиента и его окружения (в первую очередь семейного) — с другой стороны, качеств, помогающих оптимальному приспособлению клиента к социальной среде. Лечение в данной ситуации — это процесс, больше воздействующий на организм, на настоящее, а реабилитация больше адресуется личности и как бы устремлена в будущее.

Задачи реабилитации, а также ее формы и методы меняются в зависимости от этапа. Если задача первого этапа — восстановительного — профилактика дефекта, госпитализация, установление инвалидности, то задача последующих этапов — приспособление индивидуума к жизни и труду, его бытовое и трудовое устройство, создание благоприятной психологической и социальной микросреды. Формы воздействия при этом разнообразны — от первоначального активного биологического лечения до «лечения средой», психотерапии, лечения занятостью, роль которых возрастает на последующих этапах. Формы и методы реабилитации зависят от тяжести заболевания или травмы, особенности клинической симптоматики особенностей личности больного и социальных условий.

Таким образом, социальный работник обязан учитывать, что реабилитация — это не просто оптимизация лечения, а комплекс мероприятий, направленных не только на самого клиента, но и на его окружение — в первую очередь на его семью. В этой связи важное значение для реабилитационной программы имеют групповая психотерапия, семейная терапия, трудовая терапия и терапия средой. Терапия как определенная форма вмешательства (интервенции) в интересах клиента может быть рассмотрена как метод лечения, влияющий на психические и соматические функции организма; как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля; как средство коммуникации. В процессе реабилитации происходит изменение ориентации — от медицинской модели (установка на болезнь) к антропоцентрической (установка на связь индивида с социальной средой). В соответствии с этими и решается, кем и какими средствами, а также в рамках каких государственных учреждений и общественных структур должна осуществляться терапия.

 

2.3 Содержание деятельности "Евпаторийского Межрегионального центра трудовой, медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов"


Крымскому межрегиональному центру профессиональной реабилитации инвалидов, расположенному в городе Евпатории, всего два с половиной года, но за столь короткое время его коллектив во главе с директором – Людмилой Александровной Щавинской уже многое сделал и делает для людей с ограниченными физическими возможностями.

Вначале профессиональная и трудовая реабилитация проходила только по трем направлениям: оператор компьютерного набора, портной и мастер народных промыслов, однако уже через два года число курсов профессиональной подготовки выросло до семи. Сегодня в Центре можно получить специальность плиточника-облицовщика, строительного столяра, оператора компьютерного набора, секретаря руководителя, обувщика по ремонту обуви, портного и вышивальщицы. В программу профессионального обучения входит курс «Социальная адаптация», который подготовлен с целью активизации социальных навыков у людей с инвалидностью и призван помочь им лучше адаптироваться к жизни в обществе. А на занятиях по трудовой реабилитации слушатели учатся изящному искусству хохломской росписи, создают красивые сувениры из глины и даже из… обычного теста. Кстати, за период с 2005 по 2008 годы курсовую подготовку в Центре прошли 257 человек [41, 237].

Во время обучения осуществляется психологическое сопровождение слушателей, направленное, в первую очередь, на создание психологического портрета учащегося при помощи ряда специально подобранных тестов. Кроме того, в рамках данной программы проходят тренинги «Школа лидерства», «Школа выживания», «Сделай себя сам», а также специальные семинары по социальной групповой терапии. Специалистами учреждения разработан и комплекс мероприятий по медицинскому сопровождению, включающий в себя физиопроцедуры, массаж и спортивную реабилитацию по индивидуальному плану.

Ну, а в свободное от учебы время проводятся экскурсии, тематические кинопоказы, шахматно-шашечные турниры и вечера отдыха, работают клубы по интересам, где каждый находит занятие по душе. Можно, наконец, «зажечь» на дискотеке или просто отдохнуть и посмотреть телевизор.

Центр проводит набор в группы профессиональной реабилитации по следующим специальностям:

1. Секретарь руководителя (организации, предприятия, учреждения), срок обучения – 6,5 месяцев;

2. Облицовщик-плиточник (2 разряд), срок обучения – 4 месяца;

3. Обувщик по ремонту обуви (3 разряд), срок обучения – 3 месяца;

4. Столяр строительный (2 разряд), срок обучения – 5 месяцев;

5. Вышивальщица (3 разряд), срок обучения – 3 месяца;

6. Портной (2,3 разряд), срок обучения – 9 месяцев;

7. Швея (2 разряд), срок обучения – 5,5 месяцев;

8. Оператор ПК (3 разряд), срок обучения – 6 месяцев;

9. Конторский служащий (бухгалтерия), срок обучения – 9 месяцев;

10. Радиомеханик по ремонту и обслуживанию радиотелевизионной аппаратуры (3 разряд), срок обучения – 9 месяцев;

11. Живописец (2 разряд), срок обучения – 9 месяцев;

12. Художественная роспись по дереву (2 разряд), срок обучения – 9 месяцев;

13. Изготовитель художественных изделий из керамики (3 разряд), срок обучения – 9 мес.;

14. Резчик по дереву и бересте (2 разряд), срок обучения – 5 месяцев;

15. Рабочий зеленого строительства (2 разряд), срок обучения – 2,5 месяца;

16. Облицовщик-мозаичник (2,3 разряд), срок обучения – 4,5 месяца;

На курсовую подготовку принимаются инвалиды трудоспособного возраста 1-3 групп, не нуждающиеся в постороннем уходе.

Для групп «Оператор компьютерного набора», «Оператор компьютерной верстки», «Конторский служащий», «Учетчик по регистрации бухгалтерских данных», «Радиомеханик по ремонту и обслуживанию радиотелевизионной аппаратуры», «Секретарь руководителя», «Рабочий зеленого строительства» и «Швея» требуется полное среднее образование.

На обучение не принимаются лица с:

- острыми инфекционными заболеваниями до окончания срока изоляции;

- венерическими заболеваниями;

- заболеваниями в острой стадии и тяжелой форме;

- эпилепсией и эписиндромом;

- сахарным диабетом;

- психическими расстройствами.

Необходимые документы для принятия на обучение:

1. Направление на обучение от областного Управления труда и социальной защиты населения (УТСЗН);

2. Рекомендации Центра занятости;

3. Паспорт (стр.1,2,11) (ксерокопия);

4. Справка МСЭК, с указанной группой инвалидности (ксерокопия);

5. Идентификационный номер (ксерокопия);

6. Заявление на обучение (с обязательным указанием контактных телефонов);

7. Документ об образовании (аттестат, диплом) (ксерокопия);

8. Медицинская справка формы № 086/у с обязательными отметками психиатра, нарколога, онколога, дерматовенеролога;

9. Выписка из истории болезни и Справка об эпит.окружении и отсутствии контактов с инфекционными больными (от лечащего врача);

10. Индивидуальная программа реабилитации инвалида (выдается на МСЭКе по месту проживания);

11. Две фотографии 4х6;

12. Два почтовых конверта с марками по Украине.

Обучение и питание (общий стол) - бесплатное.

Иногородним предоставляется общежитие - бесплатно.

Курс массажа (10 сеансов) для каждого слушателя - бесплатно.

Проведение творческой реабилитации (культурно-массовых мероприятий) проходит в рамках организации и развития духовного, интеллектуального, социального и физического аспектов. Для слушателей Центра организовываются тематические вечера, вечера-диспуты, круглые столы. Проводятся вечера вопросов и ответов, циклы литературных обзоров.

В библиотечном фонде Центра насчитывается более 2500 томов художественной и методико-педагогической литературы. Более половины книг – дар жителей города Евпатории.

Развитию творческих способностей способствуют проведение вечеров «Логические лабиринты», «Открой свой талант», познавательные программы «Школа смекалистых», конкурсы «Лучший по профессии» и организация работы клубов по интересам (роспись по стеклу, плетение из сосновых игл, танцевальный кружок, школа игры на гитаре).

Пешеходные прогулки по городу, посещение кинотеатров, музеев и выставочных залов помогают слушателям приобщиться к прекрасному, развить свой эстетический вкус и творческие способности.

Для экскурсионных путешествий Центр располагает комфортабельным автобусом Евро-4.

Сотрудники Центра считают основной задачей в работе Центра комплексную реабилитацию людей с ограниченными физическими возможностями с целью их социализации и интеграции в трудовую и общественную жизнь. Разработаны и успешно внедряются сюжетно-дискуссионные программы, в которых специалисты Центра подробно разбирают конфликтные ситуации, бытовые проблемы, возникающие у людей с ограниченными физическими возможностями.

В ходе социальной реабилитации работниками Центра проводится анкетирование с целью изучения социального окружения слушателя, индивидуальные беседы для выявления актуальных проблем слушателей, определяются индивидуальные направления адаптации к условиям Центра. Социальные работники осуществляют контроль за социальным благополучием слушателей в условиях проживания, питания, обучения и отдыха.

Одной из составляющих профессиональной реабилитации является проведение агитационной и профориентационной работы. Социальные работники активно участвуют в привлечении людей с ограниченными физическими возможностями для прохождения профессиональной реабилитации в нашем Центре. С этой же целью в 2008 г. положено начало развитию волонтерства. Волонтеры из числа выпускников Центра уже действуют как по районам Крыма, так и по областям Украины, в частности в Запорожской, Днепропетровской, Одесской и Киевской областях.

Сегодня Центр представляет собой современное благоустроенное трехэтажное здание с обустроенными учебными кабинетами и производственными мастерскими, медицинским блоком, общежитием, библиотекой, тренажерным залом, залом лечебной физкультуры, бильярдной, кухней, столовой на 80 мест. Здесь одновременно могут проходить реабилитацию 230-250 инвалидов.

Общежитие Центра профессиональной реабилитации инвалидов располагается на 3-ем этаже и состоит из 4-5–местных комнат.

В санузлах предусмотрены поручни, штанги, сидячие душевые, умывальники, крепления которых осуществлены к несущим конструкциям. Поручни и штанги выполнены диаметром 250-300 мм, с нагрузкой до 120 кг, что позволяет свободно опираться на них рукой.

Большое внимание в Центре уделяется психологическому состоянию слушателей. Высококвалифицированный психолог проводит индивидуальные и групповые занятия со слушателя в уютном и современно оснащенном кабинете.

Психологическое сопровождение осуществляется по следующим направлениям:

- психологическая диагностика,

- коррекционно-развивающая работа.

Целью психологической диагностики является изучение индивидуальных особенностей слушателей, состояния их эмоционально – волевой сферы, особенностей протекания мыслительных процессов, определение уровня мотивации к достижению успеха в трудовой деятельности, выявление проблемных зон в общении.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты