Научно-теоретические основы в отношении лиц с ограниченными возможностями

Коррекционно-развивающая работа способствует развитию навыков эффективного общения, уверенности в себе, формированию установки на позитивную жизненную перспективу.

Еженедельно проводятся сеансы психологической разгрузки, социально-психологические тренинги, индивидуальные и групповые консультации.

Коррекционные занятия с психологом направлены на формирование у слушателей положительной жизненной перспективы, уверенности в себе, развитие навыков саморегуляции и преодоления стрессовых ситуаций.

Социально–психологические тренинги способствуют эффективному формированию навыков позитивного общения, помогают слушателям лучше разобраться в себе, получить опыт позитивного общения и оптимизировать процесс самоанализа. Cеансы психической и соматической релаксации оказывают положительное психологическое влияние на гармонизацию внутреннего самоощущения слушателей, приобретение ими навыков ауторелаксации и саморегуляции [15, 134].

Для слушателей, проходящих профессиональную реабилитацию в КРУ «МЦПРИ», организовано медицинское сопровождение.

По нозологиям спектр заболеваний инвалидов, обучающихся в Центре, достаточно широк: проходят реабилитацию люди с поражением внутренних органов, органов слуха, зрения; есть инвалиды с онкологическими заболеваниями легкой степени; с поражением опорно-двигательного аппарата, центральной и периферической нервной системы; другими заболеваниями.

Основными задачами медицинского сопровождения является:

1. Поддержание и обеспечение высокого уровня трудоспособности слушателей во время учебного процесса.

2. Повышение функциональных и компенсаторных возможностей организма в процессе профессиональной реабилитации.

В центре оборудованы медицинский, процедурный, массажный кабинеты, кабинет физитерапевтических процедур, зал лечебной физкультуры и современный тренажерный зал.

По лечебно-профилактическим мероприятиям проводятся курсы лечебного массажа, индивидуальные и групповые занятия ЛФК, а также процедуры талассотерапии на принадлежащем Центру пляже.

Пляж оснащен медицинским, реабилитационным, спасательным модулями, специализированными туалетами для инвалидов-опорников, раздевалками, навесами, современными шезлонгами, душевыми открытого типа и душевыми для инвалидов-колясочников, ногомойкой, питьевыми фонтанчиками.

Главным направлением деятельности Центра является курсовое профессиональное обучение инвалидов рабочим профессиям. Профессиональная реабилитация является частью комплексной реабилитации. Обучение проходит по государственным стандартам, на основе лицензий МОН Украины по 21 профессии:

1. Оператор компьютерного набора.

2. Оператор компьютерной верстки.

3.Радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры.

4. Секретарь руководителя.

5. Конторский служащий (бухгалтерия).

6. Учетчик по регистрации бухгалтерских данных.

7. Швея.

8. Портной.

9. Вышивальщица.

10. Живописец.

11. Художественная роспись по дереву.

12. Столяр строительный.

13. Плотник.

14. Резчик по дереву и бересте.

15. Изготовитель художественных изделий из лозы.

16. Изготовитель художественных изделий из керамики.

17. Облицовщик-плиточник.

18. Облицовщик-мозаичник.

19. Печник.

20. Рабочий зеленого строительства.

21. Обувщик по ремонту обуви.


Выводы по второму разделу

Анализ истории развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что, пройдя путь от идей физического уничтожения, изоляции «неполноценных» членов общества до концепций привлечения их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости реинтеграции лиц с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями.

В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классической подход к проблеме инвалидности как к проблеме «неполноценных людей» и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности.

Иными словами, инвалидность — это проблема не одного человека, и даже не части общества, а всего общества в целом.

Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром.

Такой генезис общественной мысли объясняется соответствующим развитием экономических возможностей и уровнем социальной зрелости различных исторических эпох.

Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.

Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета их потребностей в соответствующих государственных программах, предоставления социальной помощи в предусмотренных законодательство видах в целях устранения препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, образование и профессиональную подготовку, жилищных и иных социально-экономических прав.

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании гораздо выше. В условиях модернизации украинского общества инвалидам труднее равноправно конкурировать на рынке труда с полноценными в физическом отношении людьми. В условиях общего роста безработицы их участие в общественном производстве существенно сокращается. Семьи и родственники, имеющие на своем попечении инвалидов, испытывают, как правило, значительные материальные и психологические трудности.

Наиболее актуальными задачами социальной политики в отношении инвалидов являются обеспечение им равных со всеми другими гражданами Украины возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, выполнять свои гражданские обязанности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Социальная поддержка и реабилитация инвалидов, - процесс сложный, противоречивый. Он включает взаимодействие общества, семьи, личности родителей и ребенка-инвалида. В целях их социальной защиты принимаются законы, выделяются средства на организацию лечения, реабилитации, образования и досуга, предпринимаются меры по безбарьерному доступу в различные структуры и обеспечению информацией.

Для людей с ограниченными возможностями здоровья предусматриваются дополнительное питание, летний отдых и т.п. Однако любых усилий государства будет недостаточно, если не проводить целенаправленную социальную работу с самими инвалидами и их семьями, имея в виду возможную активизацию их жизнедеятельности и обеспечение посильной интеграции в общество. Деятельность в сфере социального обслуживания строится на следующих принципах: соблюдение прав человека и гражданина; предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; приоритет мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

Социально-средовой включает в себя вопросы, связанные с микросоциальной средой (семья, трудовой коллектив, жилище, рабочее место и т.д.) и макросоциальным окружением (градообразующая и информационная среды, социальные группы, рынок труда и т.д.) [14, 210].

Особую категорию "объектов" обслуживания социальными работниками представляет семья, в которой имеется инвалид, нуждающийся в посторонней помощи.

Психологический аспект отражает как личностно-психологическую ориентацию самого инвалида, так и эмоционально-психологическое восприятие проблемы инвалидности обществом. Инвалиды относятся к категории так называемого маломобильного населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано, прежде всего, с дефектами их физического состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к инвалидности, а также с имеющимся комплексом сопутствующей соматической патологии и с пониженной двигательной активностью, характерными для большинства инвалидов. Кроме того, в значительной степени социальная незащищенность этих групп населения связана с наличием психологического фактора, формирующего их отношение к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ним.

Под реабилитацией понимается система мероприятий, цель которых — быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных и инвалидов и возвращение их к активной жизни и общественно полезному труду. Реабилитация больных и инвалидов представляет собой комплексную систему государственных, медицинских, психологических, социально-экономических, педагогических, производственных, бытовых и других мероприятий.

Проблема всесторонней профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, включения их в активную общественную жизнь является актуальной для всего мирового сообщества. Для Украины она обострена как в силу отсутствия ее практического решения, так и по причине неблагоприятной динамики роста численности инвалидов с учетом факторов современной экономической ситуации.

 

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ


Анализ истории развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что, пройдя путь от идеи физического уничтожения, изоляции "неполноценных" членов общества до концепций привлечения их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости реинтеграции лиц с физическими дефектами, патофизическими синдромами, психосоциальными нарушениями.

В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классический подход к проблеме инвалидности как к проблеме "неполноценных людей" и представить ее, как проблему, затрагивающую общество в совокупности.

Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимую поддержку для реализации их творческих и производственных возможностей, предоставления социальной помощи в предусмотренных законодательством видах, в целях устранения препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труда, образования и профессиональную подготовку, жилищных и иных социально-экономических прав. Но это все идеальная модель.

Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует, что социальную работу с лицами, имеющими инвалидность, необходимо осуществлять на основе и с учетом нормативно правовой базы документов мирового сообщества (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др.) [14, 206].

При организации социальных служб для инвалидов необходимо учитывать, что они имеют право на экономическое и социальное обеспечение и удовлетворительный уровень жизни. При этом они имеют право на медицинское, психологическое или функциональное лечение, включая использование протезных и ортопедических аппаратов, на восстановление здоровья и положение в обществе, и восстановление трудоспособности, помощь, консультации, услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности и ускорят процесс их социальной интеграции или реинтеграции. Инвалиды имеют право жить в кругу своих семей или в условиях, их заменяющих, и участвовать во всех видах общественной деятельности, связанных с творчеством или проведением досуга. Если пребывание инвалида в специальном учреждении является необходимым, то среда и условия жизни в нем должны как можно больше соответствовать среде и условиям нормальной жизни лиц его возраста.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты