Содержание организационного механизма зависит от воли субъектов управления. Если такая воля проявляется слабо, то организационный механизм формируется в значительной мере стихийно, при этом теряется централизованное руководство, проявляются элементы анархии.
Когда же центральная власть жесткая, организационный механизм приобретет характер оков, которые не дают проявляться самостоятельности, инициативе подчиненных работников. Очевидно, между этими полярными позициями находится оптимальное содержание организационного механизма, которое позволяет органично сочетать централизацию в управлении и самостоятельность подразделений. Выявление роли субъектов управления в организации функционирования горрайоргана внутренних дел, обеспечение разумности сочетания единоначалия в управлении с развитием инициативы сотрудников служб и подразделений, их руководителей является поэтому одной из центральных задач инспектирования. Ибо обозначенный в правовых актах: приказах, инструкциях и т.д. организационный механизм приобретает роль важного рычага управления только в руках умелого начальника, который, создавая модель организационного устройства, нормативно закрепляя ее, реализует свою власть по организации труда подчиненных, то есть реализует свое основное предназначение.
Организационное построении внутренних дел, и организационные условия создаются лишь потому, что имеется потребность в осуществлении процесса функционирования горрайорган внутренних дел.
Такая основополагающая роль процесса функционирования обусловливает пристальное внимание на него со стороны инспектирующих. Следует отметить, что организация процесса функционирования ориентируется на качественное своеобразие задач, возложенных на органы внутренних дел, то есть на социальный заказ. Значимость такой ориентации проявляется в том, что задачи органов внутренних дел закрепляют правовыми актами высокого уровня. Так, задачи, стоящие перед милицией, сформулированы в соответствующем законе России. Законодательно закреплены и задачи в области предварительного следствия, оперативно- розыскной деятельности.
Можно отметить, что проверка организации и процесса функционирования ОВД предполагает установление целевой ориентации деятельности органа внутренних дел, установление правильности набора реально осуществляемых видов деятельности и четко сформированной функциональной структуры.
К особым объектам инспектирования следует отнести состояние взаимодействия ОВД с другими правоохранительными органами, сопредельными ОВД, а также институтами гражданского общества. Роль взаимодействия хорошо освещена в лекциях В.М. Ускова[10]. Но хотелось бы подчеркнуть его практическую сторону. В первую очередь инициативность взаимодействующих сторон при решении правоохранительных задач. Во вторую – потребность взаимодействия на уровнях оперативно-начальствующего состава и руководителей подразделений. Что касается внешнего взаимодействия, то в нем проявляется способность начальника ОВД и его заместителей к поддержанию деловых отношений с ближайшим организационным окружением: прокурором, председателем суда и т.д.
Субъектами организации и осуществления контроля в форме инспектирования являются инспекции штабов МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
По существу же инспекции штабов этого уровня управления являются субъектами организации инспектирования. На них возлагается планирование инспекторских проверок, организация конкретных выездов, информационное обеспечение инспектирования, формирование проектов всех документов, в т.ч. и отчетных для министра, начальника ГУВД, УВД и коллегии, подготовка проектов их решений.
Сущностью планирования инспекторского контроля являются:
- определение количества горрайорганов, которые необходимо проинспектировать в течение определенного периода;
- определение времени инспектирования того или иного органа.
При этом следует исходить из научных рекомендаций и передового опыта, глубокого всестороннего анализа оперативной обстановки, имеющихся сил, а также из комплекса мер, обеспечивающих выполнении планов инспектирования, также следует учитывать как общие, так и специфические факторы, влияющие на организацию проведения комплексных инспекторских проверок.
К общим факторам относятся внешние факторы, влияющие на работу органов внутренних дел.
Специфическими же факторами могут являться:
- социально-экономические, демографические изменения в республике, крае, области, городе и районе;
- состояние преступности и нарушений общественного порядка;
- планы вышестоящих инспекций;
- результаты ранее запланированных и проведенных проверок и исследований;
- при планировании инспекторских проверок, кроме того, следует учитывать необходимость согласования контрольной деятельности с отраслевыми службами;
- качественные и количественные составы комиссий;
- реальность сроков проведения инспекторских проверок, деятельности органов внутренних дел зависимости от других планируемых мероприятий;
- объем организационных мер, обеспечивающих выполнение задач, стоящих перед инспекциями, рациональное распределение и использование сил инспекторского состава;
- обстоятельства, которые могут влиять на изменение плана инспектирования.
Такими обстоятельствами, например, могут быть: резкое изменение в некоторых органах оперативной обстановки в худшую сторону, количественное увеличение подразделений и другие.
С целью успешного выполнения плана и эффективности инспекторских проверок необходимо заранее ставить в известность руководство подразделений о сроках их проведения. Некоторые практические работники высказывают противоположное мнение, мотивируя тем, что работники контролируемых органов перед началом инспектирования могут развернуть интенсивную деятельность по устранению имеющихся недостатков. Эта точка зрения недостаточно убедительна ввиду того, что проблемы, которые разрешаются органами внутренних дел, являются очень сложными и требуют для своего решения настолько интенсивной и длительной работы, что предупреждение о намечающейся проверке, как правило, не дает возможности что-либо существенно изменить в фактическом положении дел.
С другой стороны, исправление недостатков самим подконтрольным органом до начала инспектирования приносит лишь очевидную пользу для достижения общей цели. Поэтому практика доведения на места графиков инспекторских проверок заслуживает всеобщего распространения.
В настоящее время плановые инспекторские проверки предусматриваются годовыми планами МВД, ГУВД, УВД.
Целесообразно, учитывая результаты работы органов внутренних дел, необходимо планировать и проводить инспекторские проверки в первую очередь в тех подразделениях, в которых складывается неблагоприятная обстановка.
Это обуславливается тем, что орган, подвергнутый инспектированию, начинает работать более интенсивно и улучшает показатели в работе.
При планировании инспекторских проверок нельзя исходить лишь из одного количества подразделений внутренних дел, в области и не учитывать состояние оперативной обстановки и результаты работы.
МВД РФ неоднократно указывало, что организацию инспектирования следует проводить «на основе тщательного анализа положения дел, подвергая проверке прежде всего наиболее приоритетные направления работы, отстающие органы и участки службы».[11]
В основе планирования инспекторских проверок лежат анализ и криминологическое прогнозирование.
При планировании инспекторских проверок, научно обоснованное прогнозирование позволяет учитывать реальные сроки проведения комплексного инспектирования того или иного объекта в соответствии с изменяющейся оперативной обстановкой и тем самым обеспечивает реальность выполнения запланированных мероприятий.
Любой план должен быть своевременным, то есть составляться до начала планового периода, иначе невозможно мобилизовать силы и средства на выполнение запланированных мероприятий.
Научная обоснованность, конкретность плана предполагает и его реальную выполнимость. Выполним только такой план, реализация которого обеспечена необходимыми материальными и людскими ресурсами. Уверенность в выполнении плана инспекторских проверок должна основываться на учете:
- имеющихся сил самих инспекций и тех, которых они смогут подключить для осуществления инспектирования;
- предполагаемые затраты времени на каждую инспекторскую проверку;
- возможных изменений оперативной обстановки.
На практике нередко возникает необходимость внепланового инспектирования других подразделений. Поэтому такую обстановку следует предвидеть и изыскивать возможность разрешения безотлагательных задач, без ущерба для выполнения плановых мероприятий.
В связи с этим целесообразно иметь резерв времени для осуществления неплановых инспекторских проверок.
Поскольку инспектирование является элементом управленческой деятельности, формой ведомственного контроля, мероприятия по их проведению в органах внутренних дел должны находить свое отражение в планах работы структурных подразделений органов внутренних дел.
Планы по организации инспектирования входят в структуру планов работы оргинспекторских подразделений.
План инспектирования органов внутренних дел должен основываться не только на количественных данных о горрайорганах в той или иной республике, крае, области, но и на важнейших социально-экономических показателях, состоянии преступности, нарушений общественного порядка, изменении сил и средств.
До 1995 года отсутствовали единые критерии оценки деятельности ОВД, что негативно сказывалось на результатах инспекторских проверок, не давало возможности объективно оценивать оперативно-служебную деятельность ОВД.
Лишь, с введением в действие приказа МВД России № 473 - 1995 года, инспекторские подразделения получили единую временную инструкцию о порядке инспектирования ОВД. В данной инструкции были отражены критерии оценки оперативно-служебной деятельности органов и учреждений МВД РФ.
В 1997 году был введен в действие приказ МВД России № 252, который ввел в действие новую методику оценки деятельности органов и учреждений МВД РФ. Эта методика явилась дальнейшим развитием нормативной базы, регулирующей порядок организации и проведения инспекторских и контрольных проверок, а также целевых выездов по оказанию практической и методической помощи ГРОВД.
При определенных своих недостатках это был четкий нормативный документ, с ясными требованиями для проверяющих и проверяемых.
С изданием приказа МВД РФ № 75 - 2003 года нормативная база инспектирования определенным образом была усовершенствована, учтены новые моменты в организации работы органов внутренних дел и новые требования к их оценке согласно приказу № 1150 - 2002 года.
В настоящее время, как указывалось выше, инспектирование и оценка деятельности ОВД регламентируются приказами МВД России № 815 и 650 – 2005 года.
Инспектирование деятельности горрайорганов внутренних дел осуществляется в сроки, определяемые начальником инспектирующего ОВД с учетом состояния оперативной обстановки и результатов их деятельности.
С учетом стабильно положительных результатов деятельности органа внутренних дел, подлежащего инспектированию, инспектирование может быть отменено, перенесено на более поздний срок либо заменено на целевой выезд по направлениям деятельности.
Сроки планового инспектирования переносятся также в случае назначения нового руководителя органа внутренних дел, подлежащего инспектированию, до истечения одного года нахождения его в должности.
Продолжительность инспектирования территориальных органов внутренних дел устанавливается руководителем, его назначившим, с учетом сложности и масштабов задач, стоящих перед инспекторской комиссией, но не более, - 10 суток.