В случае необходимости срок инспектирования может быть продлен начальником инспектирующего органа по мотивированному рапорту руководителя инспекторской комиссии с указанием конкретного объема и графика предстоящей дополнительной работы.
Инспектированию по всем направлениям деятельности подлежат все структурные подразделения проверяемого органа.
В ходе инспектирования территориальных органов внутренних дел проводятся командно-штабные и тактико-специальные учения.
При определении срока инспектирования необходимо учитывать наиболее благоприятное время для проведения комплексной проверки. Не следует планировать осуществление инспектирования на конец каждого квартала, года, а также накануне праздничных дней, так как в эти периоды сотрудники органов внутренних дел наиболее интенсивно осуществляют свои функциональные обязанности по борьбе с преступностью, охране общественного порядка.
Сбор информации о деятельности, подлежащего инспектированию объекта, включает в себя изучение нормативных актов, приказов, решений коллегии и указаний вышестоящих органов, имеющих к нему отношение, изучение материалов предыдущей проверки, представлений, определений, статистических данных, характеризующих оперативную обстановку и результаты деятельности объекта в динамике за последние за последние 5 лет, изучение данных о наличии и изменениях в расстановке сил и средств за этот же период, расчет плотности преступности на 10 тыс. населения и нагрузки в целом на личный состав органа и на работников отдельных служб с учетом специфики их работы, а также результаты опроса общественного мнения.
Сбор и обобщение информации должны заканчиваться итоговым занятием со всеми членами инспекторской комиссии, к которому целесообразно привлекать высококвалифицированных специалистов отраслевых служб.
Сбор и оценка информации позволяет комиссии заранее определить приоритетные направления предстоящего процесса, сосредоточить внимание на наиболее значимые сторонах деятельности инспектируемого подразделения.
Изучая состояние оперативной обстановки и другую информацию о проверяемом объекте, члены комиссии каждый по своей линии работы готовят необходимые аналитические таблицы.
Составление плана-задания занимает важное место в подготовке к инспектированию, потому, что она является той основой, на которую опирается комиссия при организации своей работы.
Комплексные инспекторские проверки, как показывает накопленный опыт, являются неизменимым средством совершенствования работы контролируемых подразделений.
Деятельность инспектируемых подразделений оценивается по следующим направлениям:
- управленческая деятельность;
- боевая, мобилизационная готовность и готовность гражданской обороны органов внутренних дел;
- готовность органов внутренних дел к действиям при чрезвычайных обстоятельствах;
- регистрация и учет сообщений о преступлениях;
- организация работы с обращениями граждан;
- профилактика, выявление, предотвращение, пересечение и раскрытие преступлений;
- предварительное следствие;
- дознание;
- обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;
- правовое обеспечение;
- тыловое и техническое обеспечение, пожарная безопасность;
- работа с кадрами, служебно-боевая подготовка;
- состояние дисциплины и законности.
В процессе работы инспекторской комиссии, с учетом объема и характера проверки, могут быть изучены и другие направления деятельности.
Деятельность инспектируемого органа оценивается в соответствии с требованиями Методического руководства по оценке деятельности инспектируемых органов внутренних дел «удовлетворительно» либо «неудовлетворительно».
Выезд на инспектирование осуществляется, как правило, во второй декаде месяца, обозначенного в Плане основных организационных мероприятий.
Не позднее, чем за 20 дней до выезда инспектируемый орган руководители структурных подразделений ОВД, выделившие сотрудников в состав инспекторской комиссии, представляют в инспекцию штаба инспектирующего органа развернутую аналитическую справку по направлениям деятельности подлежащего инспектированию органа за последние пять лет.
Руководитель инспекторской комиссии на основе полученных материалов и комплексного анализа положения дел в органе внутренних дел, подлежащем проверке, в десятидневный срок готовит:
- обобщенную аналитическую справку об основных результатах деятельности органа внутренних дел, подлежащего инспектированию, с предварительными выводами по оцениваемым направлениям и конкретными предложениями по организации работы инспекторской комиссии, ее численному и персональному составу;
- проект распоряжения начальника ОВД на осуществление инспектирование органа внутренних дел; проект Плана-задания на инспектирование данного органа, которое утверждается руководителем инспектирующего органа;
- проверяет готовность членов комиссии к инструктированию, знание ими необходимых для работы требований нормативных актов МВД России, положения дел в подведомственных подразделениях вытекающих из него задач.
Инструктаж членов инспекторской комиссии проводится непозднее, чем за 10 дней до выезда в проверяемый орган внутренних дел заместителем начальника инспектирующего органа, курирующим зону оперативного обслуживания, где расположен подлежащий инспектированию орган.
Руководитель инспекторской комиссии на инструктаже докладывает о положении дел в подлежащем проверке органе внутренних дел и предварительных выводах, полученных на основании анализа статистических данных и аналитических справок, предоставленных подразделениями ОВД, стоящих перед инспекторской комиссией задачах, качестве и полноте документов, персональном составе инспекторской комиссии и готовности ее членов к работе в командировке.
Должностным лицом, проводящим инструктаж, ставятся приоритетные задачи членам инспекторской комиссии, проверяется при необходимости знание ими основных требований нормативных правовых актов МВД России, сложившейся ситуации в подлежащем инспектированию органе, окончательно определяется персональный состав инспекторской комиссии.
После проведения инструктажа проект распоряжения об инспектировании и план-задание представляются начальнику ОВД на утверждение.
Заключение
Многолетний опыт организации инспектирования в системе МВД убеждает в исключительной важности инспектирования как высшей формы ведомственного контроля.
Не случайно в этой связи в центре внимания руководства федерального МВД, а также МВД, ГУВД, УВД субъектов федерации постоянно находятся вопросы укрепления нормативно-правовой базы инспекторских проверок, повышения уровня их организации, усиления влияния на положение дел в органах внутренних дел.
Очевидно, что коренное повышение организационного уровня инспектирования в последнее время стало неотъемлемой составной частью крупномасштабного реформирования системы управления и практической деятельности органов МВД на ее решающих направлениях.
Вместе с тем, инспектирование, равно как и другие формы управленческой деятельности, находится в состоянии активного поиска новых, отвечающих современной обстановке форм и методов выполнения поставленных задач.
Оценки по результатам инспектирования следует формировать на основе изучения процесса работ проверяемых: что они умеют делать, как относятся к работе, в каких условиях они трудятся и живут, что мешает им успешно выполнять свои служебные обязанности. В справке целесообразно отметить лишь те недостатки, которые не могут быть исправлены в период инспектирования, т.е. требуют для этого длительного времени или не могут быть устранены собственными силами без помощи вышестоящего органа.
Акт инспекторской проверки, как правило, должен составляться на месте.
Общий контроль за выполнением плана реализации предложений по устранению недостатков, выявленных в ходе инспектирования органов внутренних дел, возлагается на инспекцию штаба инспектирующего ОВД и структурные подразделения по линиям служб.
Руководители органов, подвергшихся инспектированию, обязаны принять исчерпывающие меры для выполнения данного плана и установленные им сроки представить отчет соответственно в инспекцию штаба инспектирующего ОВД.
Одной из форм ведомственного контроля за устранением выявленных в ходе инспектирования недостатков, являются контрольные проверки с выездом в органы и подразделения внутренних дел, подвергшиеся инспектированию. Их осуществление должно проводиться в соответствии с планом командировок сотрудников ОВД.
При этой форме преследуется цель не только установить, устранены ли выявленные недостатки в процессе комплексного инспектирования, но и выяснить его влияние на результативность борьбы с преступностью, охрану общественного порядка, оценить осуществление разработанных мер, их качество.
Если проинспектированный орган улучшил свою работу, необходимо выяснить степень влияния разработанных мероприятий на устранение выявленных в процессе инспектирования недостатков, обобщить положительный опыт и распространить его в других органах (подразделениях) внутренних дел.
Контрольные проверки отличаются от инспекторских содержанием и объемом работы, сроком их проведения и способом обобщения результатов.
Контрольной проверке подвергаются органы и подразделения, получившие неудовлетворительные оценки и поставленные на особый контроль как в целом, так и по направлениям деятельности, а также допустившие после инспектирования ухудшение результатов деятельности. Сроки выезда должны определяться с учетом остроты ситуации, но не ранее, чем через девять месяцев после инспектирования.
Продолжительность контрольной поверки горрайорганов внутренних дел - до 5 суток.
Список литературы
1. Иванов Н.Н., Шелякин Н.Д. Организация контроля в МВД, УВД. Лекция. М. 1994.
2. Иванов Н.Н. Оценка эффективности управленческой деятельности органов внутренних дел. Лекция. М. 1993.
3. Капорцев А.Г. Периодический контроль за деятельностью ОВД. Лекция. М. 1988.
4. Капорцев А.Г. Организация контроля в МВД, УВД. Лекция. М.1997.
5. Организация управления в сфере правоохранительных органов деятельности. Учебник. Под ред. Малкова В.Д. М.1990.
6. Сухарев В.Ф.Организационный механизм как объект управленческой деятельности. Лекция. М. 2000.
7. Усков В.М. Организация внутрисистемного взаимодействия служб и подразделений органов внутренних дел. М. 2002.
8. Хантуев А.А. Принцип единоначалия и его реализация в управлении органами внутренних дел. Автореферат диссертации кандидата юридических наук. М.2003.
9. Приказ МВД РФ № 815 – 2005 года «Об организации и проведении инспектирования и контрольных проверок деятельности органов внутренних дел».
10. Приказ МВД РФ № 75 -2003 года «О мерах по повышению эффективности инспектирования и контрольных проверок деятельности органов внутренних дел».
[1] Капорцев А.Г. // Периодический контроль за деятельностью ОВД.- М.: Академия МВД России. 1998. С.13.
[2] Назв. приказ МВД РФ, п. 2.
[3] Назв. Инструкция, п. 7.
[4] Организация управления в сфере правоохранительной деятельности. Учебник. /Под ред. В.Д. Малкова. - М.: Академия МВД России, 1990.С. 18-20; 241-245.
[5] Иванов Н.Н., Шелякин Н.Д. Организация контроля в МВД, УВД. Лекция.- М., 1994. С.5-19.
[6] Иванов Н.Н. Оценка эффективности управленческой деятельности органов внутренних дел. Лекция. - М.: Академия МВД РФ.1993. С.4.
[7] Капорцев А.Г. Организация системы контроля МВД, УВД. Лекция. - М.: Академия МВД РФ.1997.С.3.
[8] Хантуев А.А. Принцип единоначалия и его реализация в управлении органами внутренних дел. /Автореферат кандидатской диссертации. М., 2003. С.18.
[9] Сухарев В.Ф. Организационный механизм как объект управленческой деятельности. Лекция. - М.: Академия управления МВД России, 2000.С.5-24.
[10] См. например: Усков В.М. Организация внутрисистемного взаимодействия служб и подразделений органов внутренних дел. Лекция. - М.: Академия управления МВД России, 2002.
[11] Инструкция « Об организации инспектирования органов внутренних дел». МВД СССР, 1973, с. 5. Приказ № 75 - инструкция, с. 10.