Несостоятельность (банкротство) юридического лица



2.2.         Процессуальные особенности  банкротства


В Арбитражном процессуальном кодексе РФ  2002 г. (далее -  АПК      РФ)   глава   28  посвящена   рассмотрению   дел   о    несостоятельности (банкротстве). В Арбитражном процессуальном кодексе РФ 1995 г. содержалась лишь   одна статья 143  в главе  19,   которая   посвящалась   рассмотрению   дел   о   банкротстве организаций и граждан. Хочу           заметить, что в АПК РФ сохранен важный принцип рассмотрения дел      о банкротстве  -  эта категория  дел  рассматривается  арбитражным    судом по  правилам,  предусмотренным  Кодексом,  с  особенностями,      установленными  федеральными   законами,   регулирующими   вопросы      банкротства.  Данный  принцип  также  закреплен  в  пункте  1  статьи  32      Закона о  банкротстве 2002 г.

Любой  из  кредиторов должника в любой  момент  до  завершения  процедуры ликвидации должника может обратиться  в арбитражный  суд  с заявлением  о признании должника банкротом (Постановление Президиума ВАС Рос. Федерации № 5169/02 от 26 ноября 2002 г.)[72].

 Арбитражный   суд   по  заявлению  лица,   участвующего  в деле  о      банкротстве,   вправе   принять  меры  по  обеспечению  требований      кредиторов  в соответствии  с Арбитражным  процессуальным кодексом      Российской Федерации (Постановление ФАС Московского округа от  04.03.2003 г. по делу № КГ-А40/580-03)[73].

В статье  38 АПК  РФ   закреплено     правило  о  том,  что  заявление  о  признании  должника банкротом    подается  в  арбитражный  суд  по   месту   нахождения   должника.       Аналогичная  норма  закреплена  и  в пункте  1 статьи  33  Закона о банкротстве 2002 г.

В законе о банкротстве 2002 г.,  как и в   прежнем,  прямо указывается,  что дело о банкротстве не может быть      передано на рассмотрение в третейский суд.   Как в  Законе  о  банкротстве  1998  г.  (статья  177),  так  и в      соответствии с нормами Закона о банкротстве 2002 г. (п.  1 ст. 227)      заявление  о  признании отсутствующего должника банкротом подается      независимо от размера кредиторской  задолженности.  Вместе  с  тем      заявление    о   признании   отсутствующего   должника   банкротом      уполномоченным органом  может быть подано  только  при  условии      наличия  у  него  средств,  которые  необходимы для финансирования      процедур банкротства (п. 2 ст. 227).

Согласно ст. 2 нового Закона о банкротстве уполномоченными      органами  являются  федеральные  органы   исполнительной   власти,       уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве      и в  процедурах  банкротства  требования  об  уплате  обязательных      платежей   и   требования   Российской   Федерации   по   денежным      обязательствам,  а также органы  исполнительной  власти  субъектов      Федерации,    органы   местного   самоуправления,   уполномоченные      представлять в деле  о  банкротстве  и  в  процедурах  банкротства      требования  по  денежным  обязательствам  соответственно субъектов      Федерации и муниципальных образований. Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2002 г. N 855                   «Об уполномоченном и регулирующем органе в делах о банкротстве и процедурах банкротства»[74] и Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2003 г. N 100 «Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих»[75] таким органом является Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству. В  случае  неисполнения  должником  требований  по  уплате      обязательных платежей в размере, установленном Законом о банкротстве 2002 г. в качестве  основания  для      подачи  заявления  о признании  должника банкротом,  налоговые или      таможенные   органы   не   позднее  3 месяцев  с даты  направления      судебному   приставу-исполнителю   постановления   налогового  или      таможенного  органа  о взыскании  налога (сбора) за счет имущества    должника   направляют   в  адрес   Федеральной  службы  России  по  финансовому   оздоровлению   и  банкротству    или территориального ее органа уведомление о  наличии задолженности по обязательным платежам (пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. N 218 «О  порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и процедурах банкротства»[76]   

Рассмотрение дела   о   банкротстве   характеризуется   особым      составом участников. Закон о банкротстве 2002 г, как и Закон о      банкротстве   1998   г.,  делит  участников  рассмотрения  дела  о      банкротстве на две группы. Первая группа - это лица, участвующие в      деле  о  банкротстве  (статья  34),  а  вторая  группа  -  это  лица,      участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве (статья 35).       Деление участников   на   перечисленные   группы   в  общем-то      соответствует структуре рассмотрения  дела  о  банкротстве.  Лица,      участвующие  в  деле  о банкротстве,  имеют процессуальные права и   несут процессуальные обязанности, во-первых, при рассмотрении дела о  банкротстве  арбитражным  судом,  а  во-вторых,  при проведении  какой-либо процедуры банкротства.  Лица, участвующие в арбитражном   процессе,   имеют  процессуальные  права  и  несут  процессуальные    обязанности только в первом случае.  В  Законе о банкротстве 2002 г., в отличие от прежнего, перечень лиц,  участвующих в деле   о  банкротстве,  является  исчерпывающим. В новом  Законе  о  банкротстве  состав  лиц,      участвующих в деле о банкротстве, определяется следующим образом:

          - должник;

          - арбитражный управляющий;

          - конкурсные кредиторы;

          - уполномоченные органы;

          - федеральные  органы исполнительной  власти, а  также  органы      исполнительной  власти  субъектов  федерации  и  органы   местного      самоуправления   по   месту   нахождения   должника. Например, в соответствии со  статьей 192  Закона о  банкротстве 2002 г. в числе  лиц, участвующих  в  деле о банкротстве  стратегических  предприятий  или  организаций, указан  федеральный  орган  исполнительной власти,  обеспечивающий      реализацию единой государственной политики в отрасли экономики,  в     которой  осуществляет  деятельность соответствующее стратегическое      предприятие  или  организация. Или согласно  статье  198    лицом,    участвующим в деле о банкротстве субъектов естественных монополий,   признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный  Правительством  РФ  проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии;

          - лицо, предоставившее обеспечение для проведения  финансового      оздоровления.  Данная  категория   лиц,  участвующих   в  деле   о      банкротстве, является новой, и введена  она в  связи с  появлением

такой процедуры банкротства, как финансовое оздоровление.

Закон  о  банкротстве 2002 г.  к  числу  лиц,  участвующих   в      арбитражном процессе, относит:

      - представителя  работников  должника;

      - представителя  собственника   имущества  должника   -   унитарного  предприятия;  представителя  учредителей  (участников)   должника;

      - представителя  собрания  кредиторов  или  представителя   комитета     кредиторов.

Перечень лиц,  участвующих в  арбитражном процессе  по делу  о      банкротстве, в новом Законе, как  и  в   Законе  о  банкротстве 1998 г., является открытым. В случаях, предусмотренных    АПК РФ и Законом  о банкротстве, к  числу лиц, являющихся  лицами,      участвующими в арбитражном процессе  по делу о банкротстве,  могут      быть отнесены и другие лица.  Однако новый Закон  не    называет каких-либо новых лиц по сравнению с Законом о банкротстве    1998 г.   Под иными лицами, участвующими в арбитражном процессе по  делу     о банкротстве,  в  Законе о  банкротстве 2002 г. имеются  в виду,  в      частности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный   Правительством РФ осуществлять  надзор за страховой  деятельностью      (пункт  1  статьи  183),  федеральный  орган  исполнительной  власти  по      регулированию    рынка    ценных    бумаг    и     соответствующая   саморегулируемая организация на рынке ценных бумаг (пункт 1 статьи 187).

В соответствии со статьей  54 АПК РФ в арбитражном процессе наряду      с лицами,  участвующими в деле, могут участвовать их представители      и   содействующие   осуществлению   правосудия  лица  -  эксперты,      свидетели,  переводчики,  помощник  судьи  и  секретарь  судебного      заседания. 

В АПК РФ в главе  6  введены  существенные ограничения в отношении лиц,  которые вправе   быть представителями в арбитражном суде. Так дела организаций ведут в арбитражном суде их органы, действующие в  соответствии с  федеральным  законом,  иным  нормативным  правовым   актом  или  учредительными   документами  организаций.  От   имени   ликвидируемой  организации   в   суде   выступает   уполномоченный      представитель ликвидационной  комиссии  (часть  4  статьи  59  АПК  РФ).      Представителями организаций могут выступать в арбитражном суде  по      должности  руководители   организаций,  действующие   в   пределах      полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным  нормативным      правовым актом, учредительными документами, или лица, состоящие  в      штате указанных организаций, либо адвокаты (часть 5 статьи  59 АПК РФ).

Однако в новом  Законе допускается  возможность      участия  в  качестве  представителей  в  деле  о  банкротстве        организаций,  любых  лиц,  в   том  числе  аудиторов,   оценщиков,      экономистов и иных специалистов (пункт 1 статьи 36).     Представляется, что в данном случае в силу части 1 статьи 223 АПК РФ    и пункта  1  статьи  32  нового Закона  приоритет  должен   отдаваться нормам  Закона о  банкротстве 2002 г.  То есть  ограничения  в      отношении  представительства  организаций   в  арбитражном   суде,      установленные частью  5  статьи 59  АПК  РФ, не  должны     применяться   при   рассмотрении   арбитражными   судами   дел   о      банкротстве.   В   этом   случае   арбитражные   суды,        представляется,   будут   руководствоваться    нормами   статьи    36.

В отличие  от  АПК  РФ  1995 г.,  в новом АПК РФ нет института      отказа в принятии искового заявления.      Между  тем   новый   Закон   о   банкротстве   этот   институт   предусматривает.  В   соответствии   со  статьей   43   Закона   судья      арбитражного суда  отказывает  в принятии  заявления  о  признании      должника банкротом в следующих  случаях.

Во-первых, если  нарушены    правила о  подведомственности  и подсудности  дел  о  банкротстве,    предусмотренные  пунктом  2  статьи   33  нового  Закона  о   банкротстве.

Во-вторых, если  нарушены  правила подачи  заявления  о  признании      должника  банкротом,  в   отношении  которого  арбитражным   судом      возбуждено    дело  о  банкротстве  и  введена  одна  из  процедур      банкротства.

В-третьих, если есть основания для отказа в  принятии     заявления, предусмотренные АПК РФ.  Однако, как уже было  сказано,    АПК РФ не содержит норм,  регулирующих институт отказа в  принятии      заявления к производству.      Получается,  что  только  по  первым  двум  из   перечисленных    оснований и  только при  принятии заявлений  о признании  должника      банкротом будет использоваться арбитражными судами институт отказа   в принятии  заявления  к производству.  Следовательно,  это  будет    являться особенностью рассмотрения дел о банкротстве  арбитражными    судами.  

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты