Незаконная миграция
Введение
Современная ситуация в мире отмечена масштабностью миграционных процессов. Россия активно включена в динамику миграции народонаселения: за последнее десятилетие она вышла на второе место в мире после США среди принимающих стран.
По сравнению с другими странами Россия столкнулась с миграцией по историческим меркам относительно недавно. За это время Россия прошла сложный путь динамического формирования собственного законодательства, отвечающего основным международным стандартам и уровню развития миграционных отношений в стране.
Известно, что пик миграционной активности обрушился на Россию в начале 1990-х годов – так называемая постсоветская миграция. Резкий переход к политике «Открытых дверей» в условиях неподготовленной к широкомасштабным миграционным потокам законодательной базы, органов государственной власти, оснащения границ и привело к тому, что государство, по существу, утратило контроль над процессами миграции. Сыграли свою роль и другие факторы – внутренняя социально – политическая напряженность, сложная ситуация, имевшая место в Северо – Кавказском регионе, изменение общей конъюнктуры на рынке труда и др.
Спонтанная, неуправляемая миграция оказывала негативное влияние на экономическое, социальные, демографические, этнокультурные и другие процессы как в Российской Федерации в целом, так и в остальных ее регионах. Результатом такой нерегулируемой миграции стали: рост криминогенных очагов, неравномерность развития региональных рынков труда, угрозы безопасности приграничным субъектам Федерации, прежде всего на Дальнем Востоке РФ. Неконтролируемая миграция не позволяла обеспечить защиту прав самих мигрантов.
В связи с этим во многом из ситуативной правовой миграционной политики, из политики аффирмативных действий, являющихся результатом последующего, часто слабого реагирования на возникающие изменения миграционной обстановки, современная российская миграционная правовая политика постепенно трансформируется в политику активных действий, обеспечивающую не только предсказуемость миграционных процессов, но и их направление в нужное для страны русло.
1. Понятие и сущность незаконной миграции
Для формирующегося общего рынка труда стран СНГ первостепенное значение имеет трудовая миграция, которая получает все большее распространение в связи с вовлечением бывших союзных республик в международный миграционный обмен и процессы глобализации. Ключевой фигурой данной миграции является трудящийся мигрант. В соответствии с международной конвенцией о защите прав трудящихся мигрантов и членов их семей, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 1990 г., трудящийся мигрант - это лицо, которое занимается оплачиваемой трудовой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не является. В контексте проблем формирования рынка труда стран СНГ более правомерно применять термин «трудовая миграция» в трактовке Международной Конвенции ООН 1990 года. Трудовая миграция осуществляется в легальной и нелегальной формах.
Субъектами незаконной миграции являются неконтролируемые и нелегальные эмигранты, незаконные иммигранты. К неконтролируемым эмигрантам относятся российские граждане, выезжающие через территорию стран ближнего зарубежья и другие страны. Нелегальные эмигранты – это российские граждане, которые нелегально выезжают из нашей страны. Незаконные иммигранты являются иностранные граждане и люди без гражданства, въезжающие в Россию нелегально, по недействительным документам или без них, объявленная ими цель въезда не соответствует их намерениям.
Картина формирования общего рынка труда не будет полной без анализа количественных и качественных параметров нелегальной миграции. В последние десятилетия масштабы нелегальной миграции резко возросли и расширилась ее география. Образование новых независимых государств на территории бывшего Союза ССР и наличие прозрачных границ между странами СНГ создали благоприятные условия для бесконтрольного проникновения на постсоветское пространство нелегальных мигрантов из дальнего зарубежья. Возросла нелегальная миграция и между странами СНГ, в основном на территорию России.
На процессы нелегальной миграции повлияли факторы, связанные с глобализацией.
Во-первых, усилением иммиграционного контроля во многих странах запада уменьшило возможности легального въезда, что сказалось на более активном использовании нелегальных каналов.
Во-вторых, неформальная экономика предъявляет все возрастающий спрос на нелегальную иностранную рабочую силу из-за ее дешевизны и непритязательности.
В-третьих, приобрел глобальный характер бизнес, связанный с контрабандой людей.
В четвертых, с отменой эмиграционного контроля многие государства, особенно бывшие социалистические страны, стали перевалочными пунктами для нелегальных мигрантов из стран дальнего зарубежья.
К нелегальным мигрантам с учетом опросов, проведенных специалистами, относятся следующие группы лиц:
- лица, въезжающие в страны СНГ нелегально: без документов, чужим документам, а также иностранцы
- иностранные граждане, обучающиеся в странах СНГ или работающие по трудовым контрактам и после завершения сроков учебы или работы не пожелавшие вернуться на родину.
- транзитные мигранты, которые намереваются выехать в одну из стран запада в целях получения там работы или статуса беженца
- беженцы, которые уклоняются от выезда из страны после получения отказа от убежища.
В современной научной литературе и СМИ существует множество различных оценок количества нелегальных мигрантов. По данным ФМС МВД РФ, количество нелегальных мигрантов в России составляет около 3 млн. человек, причем процесс их увеличения происходит достаточно интенсивно. За последние 5 лет число задержанных на границе России возросло почти в 10 раз. Среди них оказались граждане более 30 стран, с которыми Россия не имеет общих границ (Бангладешь, Турция, Шри-Ланка, Индия, Пакистан, Афганистан, Вьетнам и др.)
Для предотвращения незаконной миграции введен иммиграционный контроль, который осуществляется в пунктах пропуска через границу. Предусмотрена выдача разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы, установлены квоты на ее привлечение. Принимать решения о нежелательном пребывании иностранных граждан и лиц без гражданства в нашей стране имеют право МВД, ФСБ, Минобороны, Минздрав, комитет по финансовому мониторингу, Служба внешней разведки, Минюст и МИД России.
2. Административная ответственность за правонарушения в сфере незаконной миграции и миграционных правоотношений
Административным правонарушением в области защиты Государственной границы может быть признано нарушение установленного порядка управления в этой сфере, но не все составы проступков связаны с незаконной миграцией; часть из них касается обеспечения функционирования границы и ее неприкосновенности (например, нарушения правил хозяйственной деятельности в пограничной зоне или правил мирного прохода через территориальное море). Для миграционного права представляют интерес нормы, устанавливающие ответственность за нарушение:
Ø правил пересечения Государственной границы, порядка следования от Государственной границы до пунктов пропуска (и в обратном направлении);
Ø правил въезда (выезда) и пребывания в пунктах пропуска через Государственную границу.
Согласно ст. 9 Закона РФ от 01 апреля 1993 г. №4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» ее пересечение на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами РФ или решениями Правительства РФ. Данными актами определяется время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через нее и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.
Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений, а также иное специально оборудованное место, где осуществляется пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
В соответствии со ст. 14 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие статуса лиц, проживающих или пребывающих на российской территории, пересекшие Государственную границу с территории иностранного государства, при наличии в их действиях признаков преступления или административного правонарушения привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. В случаях, когда отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях, но эти лица не пользуются правом получения политического убежища в соответствии с Конституцией РФ, пограничные органы и пограничные войска в официальном порядке передают их властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу. Если передача нарушителей властям иностранного государства не предусмотрена договором Российской Федерации с эти государством, пограничные органы и пограничные войска выдворяются их за пределы Российской Федерации в определяемых пограничными органами и пограничными войсками местах.
Дела о данных административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами пограничных органов.
Субъектами данных правонарушений выступают как граждане (должностные лица) Российской Федерации, так и иностранные граждане и апатриды. Нормы не дифференцируются в зависимости от субъекта правонарушения, в частности, по составам «Нарушение пограничного режим в пограничной зоне»; «Нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации»; «Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации»; «Нарушение порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек)»; «Неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации».
Другие составы правонарушений четко разграничивают ответственность граждан (должностных лиц) Российской Федерации и иностранных граждан и апатридов, в частности такие, как «Нарушения режима Государственной границы Российской Федерации»; «Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации».
3. Административные правонарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации и их общая характеристика
КоАП РФ предусматривает три категории составов по субъектам правонарушений в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Во-первых, Это составы, по которым субъектом правонарушения выступают только иностранные граждане или апатриды, в частности: «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской федерации» (ст. 18.8 КоАП РФ), в соответствии со ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. В интересах обеспечения общественного порядка, создания для иностранных гостей нормальных условий во время их пребывания в РФ и транзитного проезда через территорию нашей страны устанавливаются определенные обязательные правила для иностранных граждан и лиц без гражданства. Объектом посягательств являются установленный порядок управления, общественный порядок, а также безопасность личности, общества и государства. Субъектом правонарушения может быть иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее 16 лет; «Нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил пребывания (проживания) в Российской Федерации» (ст. 18.12 КоАП РФ), объектом правонарушений, приведенных в данной статье, является режим пребывания на территории РФ иностранных граждан, лиц без гражданства, а также граждан РФ, признанных вынужденными переселенцами. Субъектом ответственности за нарушение правил снятия с регистрационного учета и своевременной постановки на учет является достигшее восемнадцатилетнего возраста лицо, признанное в установленном законом порядке беженцем или вынужденным переселенцем. Указание на восемнадцатилетний возраст вытекает из содержания законов «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах»
Страницы: 1, 2