Во-вторых, это составы, по одной части которых субъектом выступает гражданин Российской Федерации (должностное лицо, юридическое лицо Российской Федерации), а по другой – иностранный гражданин или лицо без гражданства. К таким составам относятся, в частности, «Нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства. Либо гражданином Российской Федерации или постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации» (ст. 18.9 КоАП РФ), в настоящее время порядок оформления на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а также принимаемыми во исполнение этого Закона постановлениями Правительства РФ. Законом предусмотрены соответствующие обязанности лиц, принимающих иностранных граждан или лиц без гражданства; «Нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранных работников либо осуществление иностранными работниками трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу» (ст. 18.10 КоАП РФ), данная статья содержит два взаимосвязанных состава правонарушений, объединенных объектом посягательства на общественные отношения, связанные с привлечением и использованием в Российской Федерации иностранной рабочей силы. В ч.1 статьи объективная сторона правонарушения выражается в нарушении работодателем правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы. Субъектом правонарушения может быть лицо (физическое или юридическое), осуществившее прием на работу иностранного работника. В ч.2 статьи объективная сторона правонарушения выражается в поступлении иностранного гражданина или лица без гражданства на работу при отсутствии разрешения на работу. Субъектом правонарушения по ч. 2 статьи является иностранный гражданин или лицо без гражданства; «Нарушение иммиграционного законодательства» (ст. 18.11 КоАП РФ), данная статья принята в целях предупреждения и сокращения неконтролируемой миграции, усиления контроля за иммигрантами, находящимися в России. Объектом посягательств является установленный порядок проживания (нахождения) иммигрантов в России до определения их статуса. Субъектами правонарушения являются иностранные граждане и лица без гражданства, пребывающие в России в качестве иммигрантов, статус которых еще не определен.
В-третьих, это составы, где субъект правонарушения не дифференцирован, в частности «Незаконный провоз лиц через Государственную границу Российской Федерации» ( ст. 18.14 КоАП РФ), необходимость ее принятия объясняется тем, что имеются факты, когда незаконное пересечение государственной границы совершается нарушителями путем скрытного проникновения на транспортное средство транспортной или иной организации или частного лица, осуществляющего международную перевозку, использую при этом небрежное исполнение своих обязанностей персоналом такой организации или владельцем транспортного средства. Объектом посягательства в данном случае является установленный порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации. Субъектами правонарушения по ч. 1 статьи могут быть только юридические лица, не принявшие меры по предотвращению незаконного проникновения на транспортное средство, а по ч. 2 – граждане; и «Незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей» (ст. 18.13 КоАП РФ). Последний состав направлен на противодействие правонарушениям в области миграции не в Российскую Федерацию, из нее. Его цель – защитить права и законные интересы граждан РФ в сфере труда за границей. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с установленным порядком коммерческой деятельности по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей. Субъектом правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица, осуществляющие вышеуказанную деятельность.
В качестве наказания за данные правонарушения КоАП РФ, как правило, предусматривает наложение административного штрафа, в отдельных случаях – предупреждение, административный арест, административное приостановление деятельности.
В качестве дополнительного наказания в ряде составов предусматривается административное выдворение за пределы Российской Федерации.
4. Практическое задание
Задача: Гражданин Германии Шульц во время пребывания на стажировке в РФ нанес тяжелое увечье российскому гражданину. Следственные органы России, установив виновника преступления, потребовали от Германии направить Шульца в РФ для осуждения и отбытия наказания. Должна ли немецкая сторона удовлетворить требования властей нашего государства, если между Россией и Германией договор о правовой помощи не заключен. Избежит ли Шульц уголовной ответственности?
Ответ:
В данной задаче представлены институты уголовного права и международных правоотношений.
В соответствии с разделом I главы 2 ст.11 Уголовного кодекса РФ, лицо, совершившее преступление на территории РФ, подлежит уголовной ответственности по Кодексу РФ. По смыслу данной статьи следует, что все лица, не взирая на то, является ли он гражданином, РФ, лицом без гражданства, либо иностранным гражданином должно быть привлечено к уголовной ответственности по Российскому Закону. Вместе с тем, согласно условию задачи подозреваемый Шульц успел выехать в Германию, гражданином которой он является, раньше, чем был заподозрен в совершении преступления. Также по условию задачи, договор между Россией и Германией о правовой помощи не заключен. Следовательно, в данном случае вопрос об экстрадиции решен быть не может.
Полагаю, что вопрос о том, избежит ли Шульц уголовной ответственности, будет решаться Германскими властями, если ответственность за данное преступление предусмотрена Германским уголовным кодексом.
Для решения данной задачи были использованы:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года №63-ФЗ;
2. Международная конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года.
Заключение
миграция незаконный административный ответственность
Анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что административная ответственность такой категории мигрантов, как иностранные граждане и лица без гражданства, усиливается. Ежегодно в России за нарушение миграционного законодательства к административной ответственности привлекаются тысячи иностранных граждан и лиц без гражданства. Усиление ответственности за нарушения в области миграции прежде всего связано с тем, что постоянно растет их количество. Значительное большее число видов деяний признаются правонарушениями. Из некоторых статей исключен такой вид наказания, как предупреждение. Таким образом, законодатель установил только одно основное наказание – штраф, а как дополнительное – административное выдворение. Размеры административных штрафов повышены. Субъектный состав правонарушений также расширен. За нарушения правил привлечения и использования иностранных работников к ответственности могут быть привлечены как работодатель, так и заказчик работ (услуг), а за нарушения правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации подлежит ответственности не только должностное лицо принимающей организации, гражданин Российской Федерации, но и постоянно проживающий в России иностранный гражданин.
В то же время многие вопросы административной ответственности, включенные в главу 18 КоАП РФ, выходят за рамки объекта правонарушений, предусмотренных этой главой. Например, вопросы ответственности работодателей. Кроме того, в указанную главу включена ответственность лиц, которые не являются иностранными гражданами и лицами без гражданства – вынужденные переселенцы (ст.18.12), граждане Российской Федерации (18.13), что требует корректировки названия главы.
Как представляется, было бы возможно дополнить КоАП РФ положениями об административной ответственности лиц, содействующих иностранным гражданам и лицам без гражданства, не зарегистрированным в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, в осуществлении предпринимательской деятельности. В настоящее время КоАП РФ нормативно не содержит понятия лица, содействующего совершению административного правонарушения. Его введение, равно как и установление ответственности граждан России за содействие нелегальным мигрантам в их предпринимательской деятельности, способствовало бы снижению уровня экономической преступности в стране.
Список используемой литературы
1. Топилин А.В. Рынок труда России и стран СНГ – М., 2004 г.
2. Незаконные миграции в России. Открытые дискуссии. Информационный биллютень. МОМ, июль-август 2001 г.
3. Хабриева Т.Я. Миграционное право России: теория и практика. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», 2008.
4. Аверин А. Н. Социальная политика и подготовка кадров. М., 2007.
5. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 03 марта 2006 года №30-ФЗ.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года №63 – ФЗ.
8. Федеральный Закон РФ от 01 апреля 1993 года «О Государственной границе Российской Федерации».
9. Федеральный Закон РФ от 15 августа 1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
10. Федеральный Закон от 25 июля 2002 года №115 – ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
11. Федеральный Закон от 19 февраля 1993 года №4528-1 «О беженцах».
12. Федеральный Закон от 19 февраля 1993 года №4530 – I «О вынужденных переселенцах».
13. Международная конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года.
Страницы: 1, 2