Независимость судей

- система органов судейского сообщества (ст. 17 Закона о статусе судей).

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества.

Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных процессуальным законом.

Средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты рассмотрения и разрешения конкретного спора до принятия судом решения.

Независимость судей гарантируется неприкосновенностью личности судьи (ст. 16 Закона "О статусе судей в Российской Федерации" и ст. 16 Закона "О судебной системе Российской Федерации"). Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащее ему имущество и документы.

Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность; в преступном злоупотреблении. В законе регламентирован служебный порядок привлечения судей к уголовной ответственности (п. 3—7 ст. 16 Закона "О статусе судей в Российской Федерации"). Гарантии независимости судей относятся и к присяжным (народным) заседателям.

Многие факторы, способные ставить судью в зависимое от них положение, не могут быть парализованными лишь действием конституционных гарантий. Иначе говоря, одним только принципом несменяемости независимость судьи, конечно, не обеспечивается, поскольку у субъектов противоправного влияния на судью в запасе имеются многие средства. К ним можно отнести продвижение по службе, присвоение квалификационных классов, государственных наград и др. Все это можно считать основанием для закрепления в законе, например, формулы: судьям запрещается принимать государственные награды. Актуальность такой меры может быть обоснована, например, ссылкой на доплаты судьям, имеющим ученую степень (звание) или почетное звание. Федеральным законом от 21 июня 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» предусмотрено, что судьи, имеющие ученую степень доктора юридических наук или почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», получают одинаковую доплату - 10 % от должностного оклада. Такой подход к оценке профессионализма судей продиктован, видимо, мотивами, далекими от интересов правосудия: почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», как свидетельствует статистика, присваивается преимущественно руководящему составу судейского сообщества. Говоря о гарантиях независимости судьи, следует подчеркнуть, что Закон о статусе судей в Российской Федерации не только закрепляет их перечень (ст. 9), но и определяет содержание (ст. 10 - 20).

Далее хотелось бы раскрыть суть некоторых, на наш взгляд наиболее важных и требующих наиболее пристального внимания, гарантий судейской независимости.

 

2.2 Несменяемость и независимость судей. Подчинение их только закону


Данный принцип известен гражданскому судопроизводству уже в конце 19 – начале 20 века. Как отмечали, ученые-юристы того времени, несменяемость судьи — вот лучший оплот правосудия против посторонних воздействий, т.е. право судьи, во-первых, оставаться на должности и получать соединенное с нею содержание независимо от воззрений на него начальства, и во-вторых, возможность быть уволенным не иначе, как по суду.

Только несменяемость, правильно поставленная, обеспечивает нелицеприятие судьи, развивает и питает в нем (а не подавляет) спокойствие духа, вдумчивое, беспристрастное отношение к действиям противопоставленных друг другу граждан и властей. «Положение, при котором судья может совсем не помышлять о своем завтрашнем дне, а думать лишь о завтрашнем дне судимого им обвиняемого, есть одно из лучших ручательств правильности приговоров» (А.Ф.Кони).[4]

О той же несменяемости судьи известный немецкий ученый Рудольф Иеринг выражается приблизительно таким образом: «Летописи юстиции богаты примерами истинного героизма со стороны судей, боровшихся против влияний сильных лиц вплоть до потери судейского кресла; однако в высокой степени важно и для интересов общества, и для интересов частных лиц, чтобы справедливые решения и приговоры не были всякий раз актами героизма со стороны судей, но спокойными суждениями среднего человека, поставленного в возможность не бояться угроз земных властей и не прислушиваться к нашептываниям извне, которого обязанности намечены определенно и ясно: знать закон, считаться с фактами и руководиться совестью»[5].

Несменяемость судьи гарантируется Конституцией РФ (ст. 121). Это означает, что любое изменение должностного положения судьи (назначение на нижестоящие или вышестоящие должности, на такую же работу в другой суд) может иметь место только с согласия судьи. Вместе с тем внутри суда судья без его согласия может быть перемещен без изменения должностного положения в состав других коллегий и структурных подразделений суда, может быть изменена его специализация по категориям дел и т.д.


2.3 Порядок отбора и наделения судей полномочиями


Отбор и назначение судьи не должны вызывать сомнений в его приверженности только интересам правосудия, но не политическим, корпоративным и иным интересам, и исключать какие бы то ни было формы дискриминации. Эффективность судебной системы и реализация демократических принципов правосудия обеспечивается деятельностью судейского корпуса, который объединяет всех профессиональных судей, уполномоченных отправлять правосудие. Принцип профессионализма судейской деятельности гарантирует осуществление ее только специалистами, имеющими соответствующую подготовку в области права, а также требованиями высокого уровня моральных и нравственных качеств претендента. Эти требования являются основой того, что судья, будучи назначенным, должен быть способным полноценно осуществлять правосудие, самостоятельно и грамотно применять законодательство и не нуждаться в юридической и практической помощи со стороны и не быть политически, идеологически ангажированным. Это исключительно важная и сложная проблема в системе самостоятельности судебной власти. Проблемам, в частности специальной подготовке юристов к судебной деятельности, в настоящее время посвящено много внимания как в науке, так и в практике (Российская академия правосудия).

Поэтому на законодательном уровне устанавливается порядок формирования судейского корпуса и правовой статус судей. Учитывая, что от личных качеств судей, их профессионализма, их независимости и беспристрастности при отправлении правосудия зависит эффективность судебной власти, закон устанавливает общее правило, которому неуклонно следует – все профессиональные судьи в РФ обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. При этом под статусом судей следует понимать всю совокупность прав и обязанностей, то есть правовое положение судей. В литературе отмечается, что права и обязанности образующие правовой статус судей и правовой статус каждого судьи как гражданина РФ не идентичные понятия. Применительно к правовому статусу судей речь идет о тех правах и обязанностях, носителями которых конкретные судьи становятся в силу своего должностного положения, в силу того, что им доверяется судебная власть.

Всю совокупность прав и обязанностей судей, определяющих их статус, принято подразделять на три группы (блока):

- права и обязанности, связанные с формированием судейского корпуса;

- права и обязанности судей, реализация которых гарантирует им возможность независимого осуществления своих полномочий;

- права и обязанности, обеспечивающие активное участие судей в судейском самоуправлении.

Процедуры и порядок формирования судейского корпуса устанавливают Конституция РФ, Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и другие федеральные конституционные и федеральные законы. Так, общие требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, устанавливает ст. 4 Закона о статусе судей. Судьей может быть: гражданин РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее образование, со стажем работы по юридической специальности не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, с безупречной репутацией. Дополнительные требования, касающиеся отдельных категорий судей, закреплены в других федеральных законах. Так, судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин к тому же: достигший возраста 40 лет, со стажем работы – 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Отбор кандидатов в судьи осуществляется на конкурсной основе и любой гражданин РФ, отвечающий требованиям, имеет право быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи. Квалификационные экзамены принимаются экзаменационной комиссией при управлении Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Однако успешная сдача экзамена и назначение на должность судьи – это разные процедуры. Порядок наделения кандидатов полномочиями судьи строго определен ст. 128 Конституции РФ. Так, судьи Верховного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ. При этом каждый судья назначается в индивидуальном порядке тайным голосованием, большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ. Советом Федерации РФ назначаются на должность и Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, их заместители и другие судьи названных судов. Особый порядок наделения кандидатов в судьи полномочиями мирового судьи. Они могут, как назначаться, так и избираться законодательными органами субъекта РФ.

2.4 Несменяемость судей

«Несменяемость, - утверждает И.Я. Фойницкий, - есть право оставаться на должности судьи и получать соединенное с ней содержание независимо от желания власти, которой принадлежит назначение судей, будут ли то власть верховная или подчиненная»[6]. В Законе о статусе судей впервые задействована такая мощная гарантия независимости судей как их несменяемость (ст. 12). Несменяемость судей подтверждена и Конституцией РФ (ст. 121). Средством обеспечения независимости судей является установление их несменяемости (ч. 1 ст. 121 Конституции РФ, ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», ст. 12 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»). Судья не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия. Несменяемость судьи означает запрет его перевода на другую должность либо в другой суд без его согласия, а также запрет прекращения или приостановления полномочий помимо оснований и порядка, установленных Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 12—14).

Однако принцип несменяемости судьи способен вызывать в действительности следующую нежелательную для организации правосудия ситуацию: судья прошел все испытания, связанные с замещением должности, а потом обнаруживается, что он недостаточно подготовлен к социальной миссии судьи. Подобная ситуация не носит гипотетический характер, она - объективная реальность, поскольку не существует таких механизмов (как свидетельствуют специальные исследования), которые гарантировали бы той или иной социальной системе защиту от проникновения в нее чуждых ей элементов.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты