Независимость судей при отправлении правосудия

в) тайна свидания судей;

Приговор постановляется судом в совещательной комнате (ст.302 УПК РСФСР), в условиях, обеспечивающих тайну совещания судей. Тайна совещания судей исключает какое-либо воздействие на них в ходе принятия решений по делу. В совещательной комнате, во время совещания и написания приговора могут находиться только судьи, участвовавшие в рассмотрении данного дела. Там не могут находиться не входящие в состав суда, в частности прокурор, адвокат и секретарь судебного заседания.

Тайна совещательной комнаты является необходимым условием для спокойного и делового обсуждения всех вопросов, связанных с принятием решения по рассматриваемому делу. В связи с этим совещательная комната должна быть изолирована как от зала суда, так и от других помещений. Если совещательная комната находится в кабинете судьи, разговор судей по телефону недопустим не только по вопросам связанным с данным делом, но и по любым другим вопросам, не относящимся к нему. Представляется, что телефон может быть использован только после подписания приговора для решения вопросов, непосредственно связанных с провозглашением приговора (извещение судебного распорядителя или секретаря судебного заседания об окончании совещания судей и предстоящем провозглашении приговора, вызов конвоя для взятия подсудимого под стражу и т.д.).

Тайна совещания судей является одной из гарантий выполнения конституционного требования независимости судей и подчинения их только закону. Она имеет важное значение для принятия судом решений по своему внутреннему убеждению, на основании материалов дела, которые исследовали в судебном заседании, и призвана служить исключению постороннего влияния на судей при вынесении приговора. Тайна совещательной комнаты позволяет судьям свободно выражать свое мнение по любому из рассматриваемых вопросов, отстаивать его, приводить аргументы для подтверждения, голосовать за то решение, которое судья считает правильным.

Требование закона о тайне совещания судей обязательно и для самих судей. Они не вправе разглашать, кем из них и какие предложения вносились в ходе обсуждения вопросов, подлежащих разрешению при постановлении приговора. О позиции, которую при этом занимал каждый судья, никто не должен знать. Есть лишь два исключения, когда может быть выяснено какую позицию занимал судья в совещательной комнате.

Во-первых, в тех случаях, когда один из судей остается при особом мнении (ст.307 УПК РСФСР). Во-вторых, когда по делу ведется предварительное следствие в связи со вновь открывшимися обстоятельствами - преступным злоупотреблением. По такому делу следователь вправе задать вопросы судьям, участвовавшим в вынесении приговора, чтобы выяснить, кто из них какую позицию занимал.

В целях сохранения тайны совещания судей при постановлении приговора протокол не ведется. О результатах голосования не указывается и в самом приговоре. Нарушение этого требования признается разглашением тайны совещательной комнаты.

Удалившись в совещательную комнату, судьи, по общему правилу, не должны покидать ее до момента провозглашения приговора. В тех же случаях, когда постановить приговор в течение одного дня невозможно из-за большого объема дела, с наступлением «ночного времени» суд вправе прервать заседание для отдыха.

Продолжительность перерыва судьи определяют по своему усмотрению, исходя из определенного законом понятия «ночного времени» (п.15 ст.34) перерыв для отдыха судьи обязаны использовать только по прямому назначению. Они не могут не только во время пребывания в совещательной комнате, но и во время перерыва для отдыха общаться с кем-либо по вопросам, связанным с постановлением приговора по данному делу.

Следует также сказать, что помимо приговоров в совещательной комнате решаются вопросы о принятии определений перечисленных в ч.2.3 ст.261 УПК РСФСР, а также определений заканчивающих другие стадии уголовного процесса.

Надо отметить, что нарушение тайны совещания судей является грубым нарушением уголовно-процессуального законодательства, влекущим за собой отмену приговора.

г) возможность судьи свободно излагать свое мнение;

При коллегиальном слушании дела во всех судах (кроме суда присяжных) судья свободно выражает свое мнение по всем обсуждаемым вопросам и при несогласии с вынесенным решением может изложить свое мнение, которое приобщается к делу (ст.307 УПКРСФСР).

Для постановления приговора судьи, как было сказано выше, удаляются в совещательную комнату, где под руководством председательствующего обсуждают и голосуют по вопросам, указанным в ст.303,304.305 УПК РСФСР, а также составляют приговор, в котором отражаются результаты совещания. Каждый вопрос ставится в такой форме, чтобы на него мог быть дан лишь утвердительный или отрицательный ответ (ст.306 УПК РСФСР). По каждому вопросу судьи совещаются. Все вопросы решаются простым большинством голосов. Никто из судей не вправе воздержатся от голосования. Чтобы устранить влияние особого положения и, следовательно, мнения председательствующего на других судей, их независимость, закон обязывает его голосовать последним[9].

Если судья при голосовании по какому-либо вопросу остался в меньшинстве, он не вправе отказаться от обсуждения и голосования при постановлении следующих вопросов. Судья оставшийся в меньшинстве, может изложить свое особое мнение письменно, в виде отдельного документа. Особое мнение должно быть составлено в совещательной комнате. Судья оставшийся при особом мнении, не вправе в связи с этим отказываться от подписания приговора. Особое мнение приобщается к делу по сложившейся практике в запечатанном конверте. При провозглашении приговора особое мнение не объявляется. С особым мнением, приобщенным к делу, вправе знакомится судьи вышестоящих судов при рассмотрении дела в кассационном порядке; судьи вышестоящих судов при проверке законности и обоснованности приговора в порядке надзора, работники прокуратуры.

Судья оставшийся при особом мнении, вправе сообщить об этом председателю данного или вышестоящего суда, тем самым, реализуя принцип независимости, с целью решения вопроса об опротестовании приговора в порядке надзора после вступления его в законную силу.


Заключение

Подводя итог курсовой работе, можно сделать следующие выводы:

Принцип независимости судей при отправлении правосудия является гарантом правильности и своевременности рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, а также прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, ее субъектов, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых, административно-правовых, уголовных или иных правоотношений.

Осознание судьями необходимости свято блюсти закон при отправлении правосудия в силу своего долга, принимать по делу справедливые решения по своей совести и внутреннему убеждению независимо от политических взглядов и симпатий (в личностном качестве), решительно пресекать любые попытки вмешательства в разрешение конкретных дел и в предусмотренном законом порядке ставить вопрос о привлечении виновных в этом к ответственности - это и юридический, и нравственно-этический аспект судебной деятельности.

Исполнение предписаний этого принципа требует от судей высоких профессиональных и морально-психологических качеств, мужества и твердости характера, обостренного чувства справедливости, чтобы противостоять любому посягательству на их независимость и выполнять свой долг так, как повелевает закон и голос совести.

Принцип независимости судей и подчинения их только закону - проводник законности и справедливости в правосудии, он необходим для создания правового государства.


Библиография

1.     Федеральный конституционный закон «О конституционном Суде Российской Федерации» от 24.07.94 // СЗ РФ № 13, 1994, ст. 1447.

2.     Федеральный Конституционный Закон от 23.10.96г. «О судебной системе в РФ» // Собрание законодательства РФ №1,1997 г., ст.1.

3.     Кодекс РСФСР об административных правонарушениях – М.: Изд. «Спарк»,2005г.

4.     Уголовный кодекс РФ от 24.05.96г. – М.: 2006г.

5.     Федеральный закон РФ «О статусе судей в РФ» (ред.1995г.) – Савицкий В.М. Организация судебной власти в РФ. Учебное пособие – М.: Издательство БЕК, 2006г.

6.     Федеральный закон РФ от 20.04.95г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». // Собрание законодательства РФ №17, 1995г.

7.     Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. №19. Ст.685; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №51. Ст.4970.

8.     Бушмаков А. «Судейское сообщество претендует на власть» // Российская юстиция №8,2007г.

9.     Быков В.М. Принципы делового процесса по Конституции РФ 1993г. // Российская газета №8 2004

10.           Голубев Н., Крючкова Е., Трошин С. «Летопись суда присяжных (прецеденты и факты)» // Российская юстиция № 3, 2006

11.           Громов Н. «О независимости судей при возобновлении уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам» // Российская юстиция №5 2004

12.           Капшиников В. «Прокуроры – за независимость суда» // Российская юстиция № 2, 2006

13.           Полеев М.С., Савицкий В.М. Закон о статусе судей в РФ. Научно-практический комментарий – М.: Изд. БЕК,2004г.

14.           Придорожный Г.З. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. СПб: Питер, 2005. 590с.

15.           Савицкий В.М. Организация судебной власти в РФ: Учебное пособие – М.: Изд. БЕК, 2006г.

16.           Северин Ю.О. Независимость правосудия – проблема времени – Советское государство и право №9 2003г.

17.           Шихата И. «Теория и практика правовой и судебной реформы» // Российская юстиция №10, 2007г.

18.           Комментарий к Конституции РФ – М.: Изд. БЕК,2004г.

19.           Уголовный процесс: Учебник./ под ред. Гуценко К.Ф. - М.:ТЕИС,2006г.

20.           Уголовный процесс: учебник для вузов./ Под ред. П.А.Лукинской - М.; Юристъ,2005г.


[1] Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. №19. Ст.685; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №51. Ст.4970.

[2] Закон РФ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №1. Ст.1.

[3] Придорожный Г.З. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. СПб: Питер, 2003. С. 90.

[4] Капшиников В. «Прокуроры – за независимость суда» // Российская юстиция № 2, 2006

[5] Федеральный закон РФ «О статусе судей в РФ» (ред.1995г.) – Савицкий В.М. Организация судебной власти в РФ. Учебное пособие – М.: Издательство БЕК, 2006г.

[6] Федеральный Конституционный Закон от 23.10.96г. «О судебной системе в РФ» // Собрание законодательства РФ №1,1997 г., ст.1.


[7] Уголовный процесс: Учебник./ под ред. Гуценко К.Ф. -  М.:ТЕИС,2006г.

[8] Уголовный процесс: учебник для вузов./ Под ред.  П.А.Лукинской - М.; Юристъ,2005г.

[9] Уголовный процесс: учебник для вузов./ Под ред.  П.А.Лукинской - М.; Юристъ,2005г.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты