Нормативная система международного права

- императивность, обязательность соблюдения всеми субъектами международного права;

- то, что они входят в общее международное право.

Универсальные нормы имеют обычно-правовое происхождение и в настоящее время получили широкое закрепление в общих международных договорах, которые по определению Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. «касаются кодификации и прогрессивного развития международного права, а также договоров, объект и цели которых представляют интерес «для международного сообщества в целом» (преамбула). Из характеристики универсальных норм следует, что к ним относятся нормы-принципы, обязательства ergo omnes, вытекающие из основных принципов (например, обязательство не допускать дискриминацию в отношении любого субъекта и на любом уровне), нормы универсальных кодифицирующих конвенций (например, Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. и др.).

Договорные нормы общего международного права не только регламентируют поведение государств в наиболее важных сферах сотрудничества, но и устанавливают режим отдельных территорий, право пользования и распоряжение которыми принадлежит международному сообществу и в силу этого они имеют особый статус «общего наследия человечества» (например, Луна и другие небесные тела в соответствии с Соглашением о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г., дно мировых океанов и морей согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). Источником универсальных норм могут быть также многосторонние договоры, заключенные определенным кругом государств, если нормы таких договоров впоследствии получили признание большинства государств. В частности, примером может служить Договор об Антарктике 1959 г., правовой режим, установленный Договором, соблюдается государствами - неучастниками Договора.

Региональные и локальные (партикулярные) нормы

В доктрине международного права в отношении данной группы норм используется различная терминология. В учебнике «Международное право» под редакцией Г.В. Игнатенко, в монографиях Н.А. Ушакова «Проблемы теории международного права», А.Н. Талалаева «Юридическая природа международных договоров» используют единый термин «локальные нормы» Для определения норм, закрепленных в многосторонних договорах и иных соглашениях с ограниченным количеством участников И.И. Лукашук, В.А. Василенко, украинский ученый А.С. Гавердовский различают региональные, партикулярные и локальные нормы в зависимости от вида договора или обычая, в которых они закреплены. Договорная практика государств, позиция Международного суда ООН позволяет отдать предпочтение последней классификации.

Региональные нормы - это нормы многосторонних договоров, заключенные государствами одного географического района. Впервые термин «региональное соглашение» стал использоваться в Уставе ООН для регламентации соглашений политического характера. Понятие региональных норм с выделением их особенностей было разработано в доктрине международного права.

Основным признаком региональных норм является то, что они содержатся преимущественно в многосторонних договорах, участниками которых являются государства, принадлежащие к одному географическому району. Общность экономических, политических, культурных интересов таких государств обусловливает их стремление к тесному сотрудничеству, стимулируя заключение региональных соглашений. Менее распространенными являются региональные нормы обычного характера, формируемые в процессе аналогичной практики государств одного географического района.

Примерами региональных норм могут служить Уставы региональных международных организаций (например, Устав СНГ 1993 г., Устав СЕ 1949 г., Устав НАТО 1949 г.), а также многосторонние соглашения, заключенные государствами-членами в рамках региональных международных организаций (в СНГ - Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 г.). Региональные соглашения могут заключаться государствами вне рамок региональной международной организации, при условии принадлежности к одному географическому региону (Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г., участниками которой являются Китай, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан).

Большой вклад в формирование новых региональных норм вносят Европейские региональные организации: ЕС, СЕ, ОБСЕ. Их функционирование привело к созданию Европейского права -региональной правовой системы, характеризующейся своими принципами и институтами, что объясняется крайней заинтересованностью европейских стран в формировании единого экономического и правового пространства и тесном политическом сотрудничестве. Однако при всем своеобразии Европейской региональной правовой системы она не противоречит общему международному праву, а способствует его совершенствованию и прогрессивному развитию. В частности, такие принципы как уважение прав и свобод человека, справедливость, нерушимость границ, институт международной судебной защиты прав человека впервые были закреплены в европейских правовых документах и конвенциях и впоследствии были подтверждены в документах универсальных международных организаций и кодифицирующих конвенциях.

Партикулярные (локальные) нормы в отличие от региональных. норм закреплены в двусторонних соглашениях между государствами. Причем, по мнению В.А. Василенко, спецификой локальных норм является то, что они регулируют отношения между сопредельными государствами. Хотя партикулярные (локальные) нормы имеют преимущественно договорное происхождение, Международный Суд ООН в решении 1960 г. по спору между Индией и Пакистаном указал на возможность складывания локального обычая в результате продолжительной практики между двумя государствами, признанной ими как регулирующей их отношения, создающие основания для взаимных прав и обязанностей.

Партикулярные (локальные) нормы договорного и обычного характера, будучи правовой базой классического международного права, продолжают оказывать влияние на совершенствование и развитие современного международного права. Не являясь нормами общего международного права, они тесно взаимодействуют с ними. С одной стороны, партикулярные (локальные) нормы формируются на основе общих норм, конкретизируя содержание последних применительно к условиям двустороннего сотрудничества между государствами. Например, консульская конвенция между Республикой Беларусь и Республикой Польша 1992 г. базируется на положениях универсальной Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., внося изменения по взаимному согласию сторон в регламентацию объема консульских привилегий и иммунитетов. При этом в Преамбуле двусторонней конвенции подтверждается, что вопросы, прямо не предусмотренные в ней, будут регулироваться Венской конвенцией 1963 г. В рамках двустороннего сотрудничества легче достичь компромисса по вопросам не урегулированных нормами общего международного права либо внести изменения в действующую общую норму с учетом взаимных интересов сторон. Последняя в случае последующего закрепления в договорной практике большинства государств, будет содействовать появлению новой нормы общего международного права. Такой гибкий механизм разработки партикулярных (локальных) норм способствует прогрессивному развитию международного права. Вместе с тем следует учитывать, что, внося изменения в действующие универсальные нормы, партикулярные (локальные) нормы не могут им противоречить, так как первые являются критерием действительности последних.


2.5 Императивные и диспозитивные нормы международного права

Все нормы международного права делятся на императивные нормы и диспозитивные нормы.

Императивные нормы - это нормы высшей юридической силы, по латинской терминологии jus cogens. Обязательность этих норм распространяется на всех субъектов международного права во всех сферах сотрудничества, и они составляют ядро нормативной системы международного права.

Понятие императивных норм впервые было дано в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., а затем нашло подтверждение в идентичной статье Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. Согласно ст. 53 обеих конвенций под императивными нормами общего международного права понимаются нормы, которые принимаются и признаются международным сообществом в целом как нормы, отклонение от которых недопустимо и которые могут быть изменены только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.

Из указанного определения можно сделать вывод о следующих специфических особенностях императивных норм:

а) они входят в комплекс норм общего международного права;

б) они адресованы только международному сообществу, которое одновременно и определяет их особый статус;

в) они обладают высшим уровнем обязательности (долженствования), так как отклонение от них недопустимо;

г) к ним неприменим традиционный механизм изменения общих норм с помощью локальных, региональных и партикулярных: они изменяются только общими нормами такого же статуса.

Указанные конвенции установили специфику временной сферы действия императивных норм. В отличие от других норм международного права они имеют обратную силу. В соответствии со ст. 64 обеих конвенций, «если возникает новая императивная норма международного права, то любой существующий договор, который оказывается в противоречии с этой нормой, становится недействительным и прекращает свое действие».

В Проекте статей об ответственности государств, подготовленным КМП ООН в 2001 г., закрепляется особый режим ответственности за несоблюдение императивных норм. Если при нарушении любых иных норм право предъявлять претензии и устанавливать формы ответственности государства-нарушителя имеет, в первую очередь, потерпевшее государство, то нарушение государством обязательства, вытекающего из императивной нормы общего международного права, квалифицируется как серьезное и все «государства должны сотрудничать, чтобы правомерными средствами положить конец серьезному нарушению обязательства» (ст. 40-41). Кроме того, право потерпевшего государства на принятие контрмер (санкций) против государства-нарушителя не должно затрагивать обязательств, вытекающих из императивных норм международного права (подп. d п.1 ст. 50)

Отличительной особенностью императивных норм является также их обычно-правовое происхождение. Имеющиеся в ряде универсальных международных договоров (Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Женевские конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов 1949 г.) запретительные нормы, по уровню долженствования схожие с императивными нормами, но не идентичны им, так как адресованы только государствам-участникам таких договоров, а не всему международному сообществу в целом.

Из характеристики императивных норм международного права вытекает, что к ним относятся нормы-принципы и нормы erga omnes. Однако следует отметить, что в доктрине международного права нет единства по вопросу конкретных видов норм, имеющих статус императивных норм общего международного права. Наибольшая схожесть позиций отмечается относительно следующих видов норм, которые можно отнести к категории императивных: основные цели и принципы международного права, принципы и нормы, закрепляющие исторически сложившиеся общепризнанные моральные стандарты мирового сообщества (принципы справедливости, добросовестности, незлоупотребления правом); принципы и нормы, закрепляющие достигнутый уровень гуманности, касающийся соблюдения прав человека, национальных меньшинств, коренных народов, защиты жертв вооруженных конфликтов, запрещения применения оружия массового уничтожения, приносящего чрезмерные страдания, запрещение геноцида, апартеида, рабства, пиратства и квалификация их как международных преступлений; принципы и нормы, запрещающие массовое загрязнение окружающей среды; принципы и нормы, устанавливающие режим использования космического пространства, открытых морей дна мировых океанов и морей, Антарктики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты