Нормативная система международного права

Термин «запрет» непосредственно используется в Женевских конвенциях о защите жертв вооруженных конфликтов 1949 г., базирующихся на принципе гуманности - отраслевом принципе международного гуманитарного права. Так, ст. 3, идентичная по содержанию во всех четырех Женевских конвенциях, устанавливает: «...запрещается и всегда и всюду будут запрещаться следующие действия:

а) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность;

б) взятие заложников;

в) посягательство на человеческое достоинство;

г) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения».

Обязывающий характер носят принципы добросовестного выполнения обязательств и мирного разрешения международных споров. В частности, последний излагается Декларацией о принципах международного права следующим образом: «Государства должны... стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров». Уполномочивающий характер носит принцип равноправия и самоопределения народов, который Декларацией о принципах международного права трактуется как право всех народов «свободно определять без вмешательства извне свое экономическое, социальное и культурное развитие».

Определительные нормы по своему содержанию могут устанавливать цели и направления международного сотрудничества, т.е. квалифицироваться как нормы-программы. Как уже указывалось выше, все принципы международного права содержат программный элемент. Такие нормы могут закрепляться в международных соглашениях и в актах международных организаций. Так, очевидный программный характер носит Соглашение между Министерством образования Республики Беларусь и Министерством образования и науки Республики Армения о сотрудничестве в области образования от 26 мая 2001 г., в котором определяются принципы и конкретизируются направления сотрудничества в сфере образования. Так, в Соглашении предусматривается, что «стороны... будут развивать и поддерживать сотрудничество между соответствующими организациями и учреждениями обоих государств в области образования на основе принципов равноправия и взаимного уважения» (ст. 1) и далее в ст. 2 перечисляется, на каких направлениях сотрудничества они «сосредоточат свои усилия». К программным документам относится и Декларация тысячелетия ООН 2000 г., а также Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств - участников Содружества Независимых Государств 1996 г.

Программные нормы могут регламентировать способ реализации иных определительных норм, содержащихся в международном договоре. Иллюстрацией может служить ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., устанавливающая, что «государства-участники обязуются... принять... меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав»1.

Более сложную структуру имеют оперативные нормы, которые включают все виды материальных норм. Их особенностью является то, что они действуют только в отношении конкретных субъектов и регулируют определенную сферу сотрудничества и рассчитаны на систематическое применение. Оперативные компенсационные и охранительные нормы начинают применяться между взаимодействующими субъектами только при наличии специальных юридических фактов. Компенсационные - при аварии источника повышенной опасности, охранительные - при нарушении международного обязательства.

В качестве примера оперативной охранительной нормы можно привести положение ст. 5 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Армения о свободной торговле 2003 г., касающееся недопущения реэкспорта товаров определенной категории. В ней закрепляется, что в случае несоблюдения указанного положения стороной государство, интересы которого нарушены, «вправе в одностороннем порядке вводить меры по регулированию вывоза таких товаров на территорию государства другой стороны, допустившей несогласованный реэкспорт».

Разновидностью оперативных норм являются унификационные нормы, целью которых является установление единообразного поведения субъектов в различных сферах сотрудничества. Унификадионные нормы, хотя и регулируют права и обязанности субъектов международного права, могут содержать предписания, ориентированные на применение физическими и юридическими лицами, находящимися под их юрисдикцией. Подобного рода унификационные нормы особенно характерны для нормотворческой деятельности Европейского Союза и будут рассмотрены далее.

Среди унификационных норм, адресованных только субъектам международного права, заслуживают внимания технические нормы, получившие распространение в связи с усилением научно-технического сотрудничества между государствами. Технические нормы (международные стандарты) - это юридические предписания научно-технического характера. Они широко применяются в практике некоторых специализированных международных организаций, таких, например, как: Международный Союз Электросвязи (МСЭ), Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Отличаясь упрощенной процедурой разработки и вступления в силу по сравнению с договорными нормами, они направлены на эффективное использование новейших достижений науки и техники с целью обеспечения предотвращения возможных негативных последствий их применения.

По содержанию технические нормы весьма разнообразны, что можно проиллюстрировать на примере технических норм, закрепляемых в Регламентах ИКАО. Согласно Конвенции о международной авиации 1944 г. ИКАО принимает и по мере необходимости изменяет международные стандарты, касающиеся:

а) систем связи и аэронавигационных средств, включая их земную маркировку;

б) характеристик аэропортов и посадочных площадок;

в) правил полетов и практику управления воздушным движением (ст. 37).

Классификация процессуальных норм

В рамках процессуальных норм выделяются согласительные и принудительные нормы.

Наиболее значимыми и сложными по составу являются согласительные нормы, регулирующие механизм применения мирных средств разрешения международных споров, к которым согласно Уставу ООН относятся переговоры, обследование посредничество, примирение, арбитраж, судебные разбирательства, обращение к региональным органам или соглашениям или иное мирное средство по выбору конфликтующих сторон (ст. 33).

Свое название «согласительные» такие нормы получили потому, что их целью является с помощью перечисленных мирных средств достижение согласования позиций (компромисса), связанных с толкованием или применением международных договоров по спорному вопросу. Особая важность норм этой категории определяется тем, что они направлены на реализацию основополагающего принципа международного права - принципа мирного разрешения международных споров, поэтому как обязательный элемент содержатся во всех международных договорах, включая уставы международных организаций.

Традиционно согласительные нормы излагаются в договоре в следующей формулировке: «Споры относительно толкования и применения настоящего Договора подлежат разрешению путем консультации и переговоров между Договаривающимися сторонами» (ст. 17 Договора о дружбе и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Республикой Таджикистан 2001 г.). Согласительные нормы могут быть закреплены в специальной главе, если они регулируют механизм разрешения споров в полном объеме (например, глава XIV Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).

Среди согласительных процессуальных норм выделяются также организационные и процедурные нормы. К организационным относятся нормы, регулирующие процедуру открытия международной конференции, дату и место ее проведения, круг участников, виды и порядок принятия актов конференции либо процедуру проведения консультаций и переговоров либо сессий органов международных организаций. Такие нормы, в зависимости от объекта регулирования, содержатся либо в правилах, предварительно принимаемых государствами - инициаторами созыва международной конференции либо разработанных в рамках международной организации, созывающей международную конференцию (например, Правила процедуры для созыва международных конференций государств, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1949 г.), либо в уставах международных организаций или в специальном документе, регулирующем процедурные вопросы, связанные с деятельностью конкретного органа международной организации (Правила процедуры ГА ООН, Правила процедуры ЭКОСОС ООН). Из содержания организационных норм следует, что они играют важную роль в системе согласительных процессуальных норм, обеспечивающих функционирование механизма международно-правового регулирования.

Процедурные нормы - это разновидность согласительных норм. Процедурные нормы регулируют порядок формирования органов международных конференций и международных организаций, процедуру их работы, порядок принятия решений и других актов. Они фиксируются так же, как и организационные нормы, в уставах международных организаций, правилах процедуры соответствующего органа, разработанных в рамках международных конференций и международных организаций. Процедурные нормы весьма схожи по юридической природе и функциям с организационными нормами (например, Правила процедуры Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического Совета Содружества Независимых Государств 2002 г.; Правила процедуры и доказывания Международного уголовного суда 2000 г.).

Согласительные процессуальные нормы играют главенствующую роль в обеспечении правотворчества и правоприменения всех материальных норм, особенно определительных и компенсационных. Что касается охранительных норм, то для их реализации могут использоваться принудительные санкционные нормы. Их специфика заключается в том, что они применяются в случае необходимости, если государство-нарушитель отказывается прекратить международное правонарушение либо выполнить обязательства, вытекающие из ответственности такого государства. Такого рода принудительные нормы содержатся в главе VII Устава ООН и регулируют механизм применения Советом Безопасности ООН принудительных мер (санкций) невоенного и военного характера по отношению к государству- агрессору, не выполняющему его резолюции о прекращении военных действий против другого государства. Значимость согласительных норм состоит в том, что они создают благоприятные условия для применения в дальнейшем согласительных мер.

2.7 Классификация норм международного права в зависимости от способа их осуществления

По способу осуществления нормы международного права делятся на самоисполнимые и несамоисполнимые.

К самоисполнимым нормам международного права относятся те, которые не требуют для их реализации (имплементации) на национальном уровне со стороны соответствующих государственных органов действий, направленных на реформирование национального законодательства в целях приведения его в соответствие с нормативными предписаниями. Самоисполняемые нормы имеют непосредственное действие в отношении как национальных правоприменительных органов, так и физических и юридических лиц.

Возможность прямого применения самоисполнимых норм международного права признается в законодательстве большинства государств, включая Республику Беларусь. Так, в Законе Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-3 «О международных договорах Республики Беларусь» указывается, что «нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу... подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта» (ст. 33).

Следует подчеркнуть, что в силу того, что нормы международного права носят преимущественно общий характер, не обладают высоким уровнем конкретности, число самоисполнимых норм в нормативной системе международного права невелико. К ним относятся основные принципы международного права и некоторые договорные нормы, обладающие вышеизложенными качествами.

Наиболее широко самоисполнимые нормы применяются в практике деятельности европейской региональной международной организации - Европейского Союза. Регламенты ЕС - документы, принимаемые его высшим органом - Советом министров, имеют прямое действие не только в отношении государств - членов ЕС, но и для физических и юридических лиц, находящихся под их юрисдикцией.

Несамоисполнимыми являются абсолютное большинство норм международного права. Причем несамоисполнимость договорных норм может определяться в самом тексте международного договора. Так, в ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. устанавливается, что каждое государство - участник Пакта «обязуется принять все необходимые меры в соответствии со своими конституционными процедурами и положениями Пакта для принятия таких законодательных мер, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, призываемых... в Пакте».

Подобные обязательства государств-участников содержатся и в I Дополнительном протоколе к Женевским конвенциям о защите жертв вооруженных конфликтов 1949 г. Кроме того, несамоисполнимые нормы требуют не только соответствующей процедуры реализации на внутригосударственном уровне, но и обеспечения на международном уровне: выработки специальных международных актов. Это особенно характерно для таких норм, как нормы-программы, компенсационные и процессуальные нормы.

Таким образом, из анализа классификационных критериев следует, что международное право включает огромный массив разнообразных норм.


Список использованных источников


1. Лукашук, И.И. Нормы международного права в международной нормативной системе / И.И. Лукашук. - М.: Спарк, 1997.

2. Марочкин, С.Ю. Проблема эффективности норм международного права / С.Ю. Марочкин. - Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1988.

3. Международное право: учебник для вузов / Г.В. Игнатенко [и др.]; под ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунова. - М.: Норма: Инфра-М, 1999.

4. Международное публичное право. Общая часть: учеб. Пособие / Ю.П. Бровка [и др.]; под ред. Ю.П. Бровки, Ю.А.Лепешкова, Л.В.Павловой. \ Минск: Амалфея, 2010. 496 с.

5. Ушаков, Н.А. Проблемы теории международного права / Н.А. Ушаков. - М.: Наука, 1988.

 /


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты