Нормативно-правовая база кадрового менеджмента

Порядок определения представителей к примиряющей комиссии определяется каждой из сторон коллективного трудового спора (конфликта) самостоятельно.

Коллективные трудовые споры (конфликты) рассматриваются производственной примиряющей комиссией в 5-дневной, отраслевой и территориальной примиряющими комиссиями - в 10-дневной, примиряющей комиссией на национальном уровне - в 15-дневной срок с момента образования комиссий. По соглашению сторон эти сроки могут быть продолжены.

Решение примиряющей комиссии оформляется протоколом и имеет для сторон обязательную силу и выполняется в порядке и в сроки, которые установлены этим решением.

После принятия решения относительно решения коллективного трудового спора (конфликта) примиряющая комиссия прекращает свою работу. В решении коллективных трудовых споров могут принимать участие независимые посредники. Независимый посредник - определенная по общему выбору сторон лицо, которое оказывает содействие установлению взаимодействия между сторонами, проводке переговоров, принимает участие в изготовлении примиряющей комиссией взаимоприемлемого решения (ст. 10 Закона). Приказом Национальной службы посредничества и примирение от 11 ноября 1999 г. №106 утверждено Положения о посреднике, которое закрепляет условия и порядок отбора посредников, обретение и прекращение полномочий; порядок привлечения посредников; порядок привлечения посредника к участию в примиряющих процедурах; его права, обязанности, квалификационные требования к посреднику, ответственность. НСПП будет заключен Список посредников в Украине с целью обеспечения сторон коллективных трудовых споров, конфликтов информацией о посредниках.

Трудовой арбитраж - это орган, который состоит из привлеченных сторонами специалистов, экспертов и других лиц и принимает решение по сути трудового спора (конфликта).

Трудовой арбитраж образовывается по инициативе одной из сторон или независимого посредника в 3-дневной срок в случае:

- непринятие примиряющей комиссией согласованного решения относительно решения коллективного трудового спора (конфликта) об установлении новых или изменение существующих социально-экономических условий работы и производственного быта, а также о заключении или изменении коллективного договора, соглашения;

- возникновение коллективного трудового спора (конфликта) о выполнении коллективного договора, соглашения или отдельных их положений, о невыполнении требований законодательства о работе.

Количественный и персональный состав трудового арбитража определяется по согласию сторон. Если стороны не достигнут согласия, то трудовой арбитраж состоит из трех арбитров. В состав трудового арбитража не могут входить лица, которые являются представителями сторон коллективного трудового спора (конфликта), или лица, которые той или другой мерой заинтересованы в его одностороннем решении.

В Украине НСПП будет заключен Список арбитражей. Согласно п. 1.2 Положение об арбитре, утвержденном приказом Национальной службы посредничества и примирение от 11 ноября 1999 г. №105, арбитр - это подготовленная НСПП лицо, которое в случае привлечения ее сторонами коллективного трудового спора (конфликта) для участия в работе трудового арбитража получает статус члена трудового арбитража и имеет право рассмотрения коллективного трудового спора (конфликта) с целью принятия решения по его сути. Арбитр предлагается для участия в работе трудового арбитража органом НСПП по письменному заявлению одной из сторон коллективного трудового спора (конфликта). Положением определено условия и порядок отбора арбитров, обретение и прекращение полномочий; порядок привлечения арбитров к участию в работе трудового арбитража; права и обязанности арбитра, квалификационные требования к нему; ответственность арбитра.

Глава трудового арбитража избирается из числа его членов. В состав трудового арбитража также могут входить народные депутаты Украины, представители органов государственной власти, органов местного самоуправления и другие лица.

Коллективный трудовой спор (конфликт) рассматривается трудовым арбитражем с обязательным участием представителей сторон, а в случае потребности - представителей других заинтересованных органов и организаций.

Трудовой арбитраж должен принять решение в 10-дневной срок со дня его создания. По решению большинства членов трудового арбитража этот срок может быть продолжено до 20 Дней. Решение трудового арбитража состоит из вступительной, описательной, мотивационной и резолютивной части (п. 6 Положение о порядке подготовки и принятие решения трудового арбитража при решении коллективного трудового спора (конфликта), утвержденного приказом Национальной службы посредничества и примирение от 20 сентября 1999 г. №88). Решение трудового арбитража принимается большинством голосов его членов, оформляется протоколом и подписывается всеми его членами. Оно есть обязательным для выполнения если стороны об этом предварительно договорились.

С целью предотвращения возникновения коллективных трудовых споров, их прогнозирование и содействие своевременному их решению, осуществление посредничества для решения таких споров (конфликтов) Указом Президента Украины от 17 ноября 1998 г. №1258/98 образованная Национальная служба посредничества и примирение (Работа и зарплата. - 1998. - №23 (159). - Декабрь). Согласно п. 1 Положение о Национальной службе посредничества и примирение Национальная служба посредничества и примирение является постоянно действующим органом, созданным Президентом Украины для содействия урегулированию коллективных трудовых споров (конфликтов) [11].


1.5 Закон Украины "Об оплате труда"


Закон Украины "Об оплате труда" содержит принципы оплаты труда работников. Он определяет экономические, правовые и организационные принципы оплаты труда работников, которые находятся в трудовых отношениях на основании трудового договора с предприятиями всех форм собственности и ведения хозяйства, а также с отдельными гражданами; сферы государственной и договорной регуляции оплаты труда; он направлен на обеспечение воспроизводительной и стимулирующей функций заработной платы.

Государство осуществляет регулирование оплаты труда работников предприятий всех форм собственности путем установления размера минимальной заработной платы и других государственных норм и гарантий, установления условий и размеров оплаты труда руководителей предприятий, состоящих в государственной и коммунальной собственности, работников предприятий, организаций, финансируемых из бюджета, регулирования фондов оплаты труда работников предприятий-монополистов, в соответствии с перечнем, который составляет Кабинет Министров Украины, а также путем налогообложения доходов работников.

Законодательство об оплате труда базируется на Конституции Украины, и состоит из КЗоТа Украины, данного Закона, Закона Украины "О коллективных договорах и соглашениях", Закона Украины "О предприятиях Украины" и других актов законодательства Украины [9].


1.6 Закон Украины "Об охране труда"


Закон Украины "Об охране труда" определяет основные положения относительно реализации конституционного права граждан на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности; регулирует при участии соответствующих государственных органов отношения между владельцем предприятия и работником по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды и устанавливает единственный порядок организации охраны труда в Украине.

Согласно Закону Украины «Об охране труда» и Кодексу законов о труде Украины создание безопасных и безвредных условий труда на производстве возлагается на собственника или уполномоченный им орган, которые не вправе требовать от работника выполнения работы, связанной с явной опасностью для него или окружающих его людей, а также в условиях, не соответствующих законодательству об охране труда. В то же время законодатель предусмотрел конкретный круг обязанностей работника по этим вопросам, потому что без этого невозможно в полной мере обеспечить необходимый уровень безопасности труда на производстве.

Обязанностью работника, прежде всего, является старательное отношение ко всем видам обучения (инструктажа), которые проводит собственник или уполномоченный им орган по изучению требований нормативных актов об охране труда, правил обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства. Каждый работник должен знать, что Закон Украины «Об охране труда» запрещает допуск к работе лиц, не прошедших обучения, инструктажа или проверки знаний по вопросам охраны труда.

Если собственник или уполномоченный им орган не придерживается сроков проведения очередного обучения (инструктажа), то работник вправе об этом напомнить соответствующему руководителю.

В соответствии со статьей 20 Закона Украины «Об охране труда» по просьбе работника проводится дополнительный инструкцию по вопросам охраны труда.

После обучения (инструктажа) работник должен получить инструкцию по охране труда по его профессии.

Одной из главных обязанностей работника является неукоснительное выполнение требований безопасности труда, являющееся залогом предупреждения большинства аварий и несчастных случаев на производстве [10].



1.7 Закон Украины "О пенсионном обеспечении"


Закон Украины "О пенсионном обеспечении" гарантирует всем неработоспособным гражданам Украины право на материальное обеспечение за счет общественных фондов потребления предоставлением трудовых и социальных пенсий. Закон направлен на то, чтобы полнее учитывался общественно полезный труд как источник роста благосостояния народа и каждого человека, устанавливает единство условий и норм пенсионного обеспечения работников.

Граждане имеют право на государственное пенсионное обеспечение по возрасту, по инвалидности, в связи с потерей кормильца, в иных случаях, предусмотренных законодательством. Основным нормативным актом, регулирующим пенсионное обеспечение граждан Украины, является Закон Украины «О пенсионном обеспечении». Данный законодательный акт предусматривает следующие виды пенсии:

1) трудовые пенсии - они назначаются гражданину по возрасту; по инвалидности; по случаю потери кормильца; за выслугу лет;

2) социальные пенсии (ст. 2 Закона).

Трудовые пенсии назначаются лицам, занятым общественно-полезным трудом, при соблюдении других условий, указанных в законодательстве (например, лица, подлежащие государственному страхованию на предприятиях, учреждениях; лица, ставшие инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей и др.). При этом условия назначения различных видов трудовой пенсии неодинаковы.

Трудовые пенсии по возрасту назначаются мужчинам при достижении ими 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, а женщинам - при достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет. При определенных условиях пенсионный возраст и стаж работы могут быть снижены.

Пенсии по инвалидности назначаются в случае наступления инвалидности, повлекшей полную или частичную утрату здоровья, вследствие трудового увечья, профессионального либо общего заболевания (например, инвалидности с детства). При этом следует иметь в виду, что такой вид трудовой пенсии назначается независимо от того, когда наступила инвалидность: в период работы, до устройства на работу, после прекращения работы (ст. 23 Закона).

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, находившиеся на его обеспечении. При этом детям пенсии назначаются независимо от того, были ли они на содержании кормильца. Родители и супруг умершего кормильца, не находившиеся на его обеспечении, также имеют право на пенсию, если впоследствии утратили источник средств к существованию.

Пенсии за выслугу лет устанавливаются отдельным категориям граждан, занятых на работах, выполнение которых ведет к утрате профессиональной трудоспособности или пригодности до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту (ст. 51). К таким категориям граждан относятся, например, сотрудники органов внутренних дел, органов пожарной охраны, шахтеры и др.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты