Социальные пенсии назначаются неработающим лицам (кроме инвалидов с детства) при отсутствии права на трудовую пенсию.
Закон предусматривает и такой вид пенсии, как дополнительная, которая выплачивается лицам, заключившим договоры добровольного страхования. В соответствии с действующим законодательством каждый работающий человек должен быть в системе государственного пенсионного страхования. При этом, независимо от формы собственности предприятия, получая ежемесячный доход, он делает обязательное отчисление в Государственный пенсионный фонд. В настоящее время эти отчисления составляют 1% от полученного дохода [4].
Негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется на добровольной основе и в дополнение к государственной пенсионной системе. В эту систему включаются:
1) негосударственные пенсионные фонды;
2) страховые компании;
3) пенсионные кассы предприятия;
4) пенсионные счета банков.
1.8 Классификатор профессий ДК 003-95
К нормативно-правовой базе кадрового менеджмента следует также отнести Классификатор профессий ДК 003-95, утвержденный Государственным комитетом стандартизации, метрологии и сертификации Украины. Этот документ стандартизирует названия категорий персонала, профессий и должностей. Классификатор профессий используется для решения таких заданий:
- расчетов численности работников, учета состава и распределению кадров по профессиональным группировкам разных уровней классификации, планирования дополнительной потребности в кадрах;
- систематизации статистических данных из труда по профессиональным признакам;
- анализа и подготовки к публикации статистических данных, а также разработки соответствующих прогнозов относительно занятости, доходов, охраны труда, образования, переподготовки кадров, которые высвобождаются и тому подобное;
- подготовки статистических данных для периодических обзоров из статистики труда, которые разрабатываются Международной организацией труда;
- решение вопросов контроля и анализа международной миграции, международного набора и трудоустройства трудящихся.
Объектами классификации в КП являются профессии.
Работа является статистической единицей, классифицируемой в соответствии с квалификацией, необходимой для ее выполнения.
Квалификация определяется уровнем образования и специализацией.
Необходимый уровень образования достигается благодаря реализации образовательных, образовательно-профессиональных и образовательно-научных программ подготовки и должен соответствовать в целом кругу и сложности профессиональных заданий и обязанностей.
Специализация связана как с необходимой отраслью знаний, используемыми инструментами или оборудованием, так и с вырабатываемой продукцией или предоставляемыми услугами и соответствует более-менее детализированному кругу профессиональных заданий и обязанностей.
Квалификационный уровень выполняемых работ определяется в зависимости от требований к образованию, профессиональному обучению и практическому опыту работников, способных выполнять соответствующие задания и обязанности.
Структурно классификатор состоит из кодов и названий профессиональных группировок разных уровней классификации (разделов, подразделов, классов, подклассов и групп профессий).
Признаки классификации расположены в следующей последовательности:
- уровень образования (первый уровень классификации - разделы профессий);
- специализация (второй, третий, четвертый уровни классификации - подразделы, классы и подклассы профессий);
- квалификационный уровень выполняемых работ (пятый уровень классификации - группы профессий) [1].
2. Нормативно-правовая база организации
Нормативно-правовой базой кадрового менеджмента являются также документы, которые разрабатываются и утверждаются руководством организации для внутреннего использования.
Правила внутреннего трудового распорядка, в которых фиксируются: общие положения; порядок трудоустройства и освобождения работников; главные обязанности работников; главные обязанности администрации; рабочее время и его использование; поощрение за успехи в работе; ответственность за нарушение трудовой дисциплины.
Трудовой распорядок на предприятиях, в учреждениях, организациях определяется правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными трудовыми коллективами по представлению собственника или уполномоченного им органа и профсоюзного комитета на основе типовых правил.
В некоторых отраслях народного хозяйства для определенных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине.
Внутренний трудовой распорядок на предприятия и учреждениях регулируется: а) правилами внутреннего трудового распорядка; б) уставами и положениями о дисциплине, действующими в отдельных отраслях народного хозяйства и ведомствах.
Правила внутреннего трудового распорядка имеют целью способствовать воспитанию рабочих и служащих в духе добросовестного отношения к труду, дальнейшему укреплению трудовой дисциплины, организации труда на научной основе, рациональному использованию рабочего времени, высокому качеству работ, повышению производительности труда и эффективности общественного производства.
Правила внутреннего трудового распорядка конкретного предприятия разрабатываются собственником и профсоюзным комитетом на основе Типовых правил внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, которые представляют их для утверждения трудовому коллективу.
Уставы и положения о дисциплине распространяются не на всех работающих в отрасли, а только на отдельные категории работников [6].
Коллективный договор, который заключается между владельцем или уполномоченным им органом и профсоюзным или другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом для регуляции производственных, трудовых и социально-экономических отношений и согласование интересов трудящихся, владельцев и уполномоченных ими органов. В коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон относительно:
1. изменений в организации производства и труда;
2. обеспечение производительной занятости;
3. нормирование и оплаты труда;
4. установление гарантий, компенсаций, льгот;
5. участию трудового коллектива в формировании, распределении и использовании прибыли предприятия (если это предусмотрено уставом);
6. режима работы, длительности рабочего времени и отдыха;
7. условий и охраны труда;
8. обеспечения жилищно-бытового, культурного, медицинского обслуживания, организации оздоровления и отдыха работников;
9. гарантии деятельности профсоюзной или других представительских организаций трудящихся и тому подобное.
Положение о структурных подразделениях организации - документы, которые регламентируют деятельность определенных структурных подразделений: их задания, функции, права, ответственность, взаимосвязи с другими структурными звеньями организации. Эти документы разрабатываются на основе Типичных положений о структурных подразделениях или самими руководителями соответствующих подразделений или другими высшими руководителями и утверждаются первым руководителем организации.
Должностные инструкции - документы, которые регламентируют деятельность должностных лиц и содержат данные об их заданиях и обязанностях, правах, ответственности, требованиях к знаниям, умениям, мастерству, квалификационные требования, взаимосвязи с другими исполнителями и структурными звеньями. Должностные инструкции разрабатываются руководителями соответствующих структурных подразделений на основании типичных требований к должностям, которые содержатся в Справочнике квалификационных характеристик профессий работников (в частности профессий руководителей, профессионалов, специалистов и технических служащих). Должностные инструкции утверждает руководитель организации [5].
Выводы
Современное трудовое законодательство Украины, как и большинство других областей отечественного законодательства, является результатом приспособления бывшего социалистического законодательства к условиям рыночных преобразований, которые происходят в нашем государстве.
Переход к рыночным отношениям, интеграция Украины в мировую экономическую систему, а также переориентация из юридического позитивизма на доктрины естественного права требуют определения основных направлений развития современного трудового законодательства в нашей стране.
Уже теперь наметилась стойкая тенденция приближения законодательства о труде Украины к классическим мировым образцам. Но еще старой в основном осталась система форм трудового законодательства.
В последнее время важной составной частью законодательства Украины о труде становятся международные договоры о труде, к которым, в частности, принадлежат и конвенции МОТ, ратифицированные Украиной, а также соответствующие Рекомендации этой международной организации.
Итак, существуют достаточные основания, чтобы констатировать, что в Украине активно идет процесс формирования нормативно-правовой, в том числе законодательной, базы для обеспечения регулирования трудовых отношений в условиях рыночной экономики.
Список литературы
1. Классификатор профессий ДК 003-95 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: #"#">http://yurist-online.com/uslugi/yuristam/literatura/trud_pravo/018.php. – Название с экрана.
5. Одегова Л.Ю., Дорошева Е.Н., Щербак И.А., Фесечко Л.И. / Донецк, 2001 «Основы права»
6. Правила внутреннего трудового распорядка. Уставы и положения о дисциплине. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/15819/15992/. – Название с экрана.
7. Про зайнятість населення: Закон України // Закони України.— К., 1996. — Т. 1. — С. 252—268.
8. Про колективні договори й угоди: Закон України // Закони України.— К., 1996. — Т. 6. — С. 5—11.
9. Про оплату праці: Закон України // Закони України.— К., 1997. — Т. 8. — С. 210—218.
10. Про охорону праці: Закон України // Закони України. — К., 1996. — Т. 4. — С. 114—133.
11. Про порядок вирішення колективних трудових спорів (конфліктів): Закон України // Закони України.— К., 1999. — Т. 15. — С. 332—343.