Нормативно-правовое регулирование системы исполнительной власти

Нормативно-правовое регулирование системы исполнительной власти

План


Введение

Теоретические положения об исполнительной власти

Конституционные основы нормативного регулирования исполнительной власти

Система исполнительной власти и внутрисистемные взаимодействия

Регулирование системы исполнительной власти ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»

Структура федеральных органов исполнительной власти

Заключение

Список нормативных источников и литературы



Введение


Исполнительная власть – это независимая, самостоятельная ветвь власти, которая представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая подзаконное регулирование и полномочия внешнеполитического представительства; полномочия по реализации различного рода административного контроля, а также систему органов государственной власти, в чью компетенцию входит осуществление этих полномочий.

Проблема определения содержания исполнительной власти и ее нормативно-правового регулирования приобрела особую остроту в связи с формированием звеньев исполнительной власти и их практической деятельностью[1]. Исполнительная власть характерна тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы, средства коммуникации, вооруженные силы и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительные учреждения и т. п. Ее нормативно-правовое регулирование включает не только законы и подзаконные акты, а также законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации[2]. В настоящей работе система органов исполнительной власти будет рассмотрена на примере федерального уровня, поскольку принципы функционирование всей системы исполнительной власти устанавливаются единообразно на всей территории Российской Федерации.



Теоретические положения об исполнительной власти


Понятие «исполнительная власть» является более узким по отношению к понятию «государственное управление», так как исполнительная власть производна от государственного управления; эффективность ее функционирования находится в прямой зависимости от уровня организации системы государственного управления. Вместе с тем исполнительная власть определяет объем и характер властных полномочий, которые реализуются в процессе государственно-управленческой деятельности и местного самоуправления. Органы исполнительной власти составляют базу организационной структуры государственного управления и оказывают непосредственное управляющее воздействие на различные общественные процессы, поведение и деятельность людей. Исполнительная власть осуществляется в форме управления и посредством управленческих процедур. Исполнительная власть - это система отношений, одним из важнейших элементов которой является управление[3].

Исполнительная власть по своей природе не тождественна административной власти, так как административная власть - это, прежде всего, реализация внесудебного, то есть административного принуждения. Особое значение в осуществлении функций исполнительной власти отводится конституционным принципам организации деятельности исполнительной власти[4].

Все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления. Однако далеко не все такого рода звенья могут быть субъектами исполнительной власти в ее конституционном смысле. Исполнительная власть в ее государственно-управленческом понимании в известной мере «отказывается» от функций непосредственного управления, столь характерного для условий безраздельного господства государственной собственности, т. е. почти полного обобществления всех сфер жизни.

В настоящее время центральное место в государственно-управленческой деятельности занимает:

1) разработка и реализация политики, выражающейся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов;

2) установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни;

3) управление предприятиями и учреждениями государственного сектора (например, государственными унитарными предприятиями);

4) регулирование деятельности различных объектов негосударственного сектора (установление порядка государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, их налогообложения и т. д.);

5) координация функционирования секторов хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства;

6) обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления;

7) осуществление государственного контроля и надзора за работой управляемой и регулируемой сфер;

8) и др.

Это основные функции исполнительной власти, т. е. ведущие направления государственно-управленческой деятельности. В них находит свое прямое выражение приоритет публичных интересов в сфере государственного управления[5].

Итак, исполнительная власть - абстрактная политико-правовая категория, указывающая на существование государственной власти, которая призвана исполнять законы, претворять в жизнь их правовые нормы, обеспечивать бесперебойное функционирование государственных органов, защищать права и свободы человека, поддерживать общественный порядок и безопасность.


Конституционные основы нормативного регулирования

исполнительной власти


Исполнительная власть - непременный элемент государственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей. Она всегда должна существовать наряду с законодательной и судебной властями. До принятия Конституции РФ 1993 г. законодательная власть осуществлялась только на федеральном уровне. Разделение властей в буквальном смысле имело известные формальные ограничения. Сейчас таковые отсутствуют, так как субъекты Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов (ст. 76 Конституции РФ)[6]. Естественно, что на указанных уровнях осуществляются исполнительная и судебная власти. Там же, где отсутствуют три ветви государственной власти, исполнительная власть в государственно-правовом (конституционном) значении не функционирует. Например, нет ее на уровне отдельных государственных предприятий и учреждений, негосударственных формирований.[7]

Исполнительная власть, выражающаяся в особом виде государственной деятельности, по своей сути правоприменительна. Это ее принципиальное качество и назначение. Судебная власть также является правоприменительной, но исполнение требований законодательства осуществляется ею преимущественно в негативных случаях, когда возникает необходимость в судебной защите нарушенных прав. Для исполнительной власти характерно правоприменение в двух аспектах:

- позитивного характера, т. е. прямое исполнение требований законодательства прежде всего в целях нормальной и эффективной работы всех находящихся под ее воздействием объектов экономики, культуры и т. д. (например, финансирование после утверждения соответствующего бюджета);

- негативного характера, когда органы исполнительной власти применяют меры принуждения к нарушителям законодательства[8].


Система исполнительной власти и внутрисистемные

взаимодействия


Система органов исполнительной власти представляет собой их совокупность во главе с Президентом и Правительством Российской Федерации со связями и взаимодействиями внутри и между собой по поводу широкого спектра возникающих в процессе управления государством проблем. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в эту систему входят Правительство, министерства и другие федеральные органы исполнительной власти. Ниже приведена схема взаимодействий внутри системы исполнительной власти:


Характер и объем межведомственного взаимодействия во многом определяются условиями организации деятельности органов исполнительной власти. Структура федеральных и региональных органов исполнительной власти и механизм их взаимодействия формируются под воздействием формы государственного устройства[9]. Правовые основы регулирования органов исполнительной власти закреплены в Конституции РФ, текущее регулирование осуществляется посредством федеральных законов и нормативно-правовых актов.

Условие системности устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федераций образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, обуславливающую необходимость сочетания вертикального, горизонтального и диагонального межведомственного взаимодействия[10].

Создание системы органов исполнительной власти в соответствии с функциональным подходом предполагает формирование их структуры под воздействием перераспределения функций (министерства по видам деятельности, службы, агентства) и требует строгого закрепления компетенции и ответственности каждого органа в нормативно-правовых актах. Из функционального распределения полномочий и ответственности вытекает необходимость горизонтального взаимодействия между ведомствами при решении проблем, затрагивающих сферы их деятельности в пересекающихся областях.

Оптимальная система исполнительной власти с обособлением функций входящих в нее органов должна обеспечивать специализацию, ответственность, оперативность и результативность взаимодействия между ее участниками[11]. Система ФОИВ обретает устойчивость благодаря наличию и оптимальному соотношению бесконечного множества связей, образующих различные виды управленческого взаимодействия.


Регулирование системы исполнительной власти ФКЗ «О

Правительстве Российской Федерации»


Рассматриваемый закон наиболее полно раскрывает не только систему исполнительной власти, но и ее сущность, назначение. Если проследить историю его существования, можно заметить, что в ФКЗ вносилось множество изменений, что говорит не о статичности нормативного регулирования системы органов исполнительной власти, а о ее развитии и модернизации.

Правительство Российской Федерации является органом государственной власти, осуществляет исполнительную власть и является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Оно состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров[12].

Председатель Правительства назначается Президентом Российской Федерации из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и освобождается от должности тоже Президентом. Освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет за собой отставку Правительства. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства РФ.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты