Нормативно-правовое регулирование системы исполнительной власти

Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Правительство для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать должностных лиц. На сегодняшний день организация самостоятельной и, вместе с тем, управляемой системы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации становится одним из важных направлений формирования эффективной государственной властной вертикали. Значение этого направления было обусловлено также необходимостью модернизации всей системы государственного управления на региональном уровне, созданием институциональных условий для осуществления единой государственной политики, отвечающей новым политическим, социально-экономическим и культурным реалиям и одновременно чутко реагирующей на нужды и запросы жителей отдельных регионов[13]. Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий в целях обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения в сфере осуществления исполнительной власти координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства, и их заместителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правительстве.

Председатель Правительства возглавляет Правительство Российской Федерации, определяет в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

Заседания Правительства Российской Федерации проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры участвуют в заседаниях лично. В случае невозможности участия в заседании заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры информируют об этом Председателя Правительства Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации может рассматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях. Правительство Российской Федерации информирует граждан через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на своих заседаниях, и о принятых по этим вопросам решениях[14].

Для решения оперативных вопросов Правительство предложению Председателя Правительства может образовать Президиум Правительства Российской Федерации. Заседания Президиума Правительства проводятся по мере необходимости. Решения Президиума Правительства принимаются большинством голосов от общего числа членов Президиума Правительства и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства.

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Решение о сложении Правительством своих полномочий оформляется распоряжением Правительства Российской Федерации в день вступления в должность Президента Российской Федерации.

Правительству Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы в Федеральном Собрании. Право законодательной инициативы Правительство осуществляет посредством внесения законопроектов в Государственную Думу.

Члены Правительства вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентами палат.

Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания вправе направлять письменные обращения по вопросам своего ведения членам Правительства и руководителям федеральных органов исполнительной власти.

О результатах рассмотрения письменных обращений комитетов и комиссий палат Федерального Собрания и о принятых мерах члены Правительства и руководители федеральных органов исполнительной власти сообщают соответствующим комитетам и комиссиям в согласованные с ними сроки.

Подготовка ежегодных отчетов о результатах деятельности Правительства, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой, осуществляется в порядке, предусмотренном Регламентом Правительства.

Расходы на содержание Правительства Российской Федерации определяются в федеральном бюджете отдельной строкой.

ФКЗ «О Правительстве РФ» регулируются и другие важнейшие вопросы существования и функционирования системы исполнительной власти.


Структура федеральных органов исполнительной власти


Исполнительная власть имеет определенное субъектное выражение. Это значит, что она олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией, которые представлены на федеральном уровне Правительством РФ, министерствами, федеральными службами и агентствами, а также на уровне субъектов Федерации в виде правительств и других органов исполнительной власти. Таково одно из непременных требований разделения властей. Соответственно исполнительная власть представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти[15]. Естественно, что ими не могут быть ни законодательные, ни судебные органы государственной власти.

Рассматривая систему исполнительной власти нельзя не упомянуть о ее структуре. Современная структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ № 724[16]. Согласно нему Председатель Правительства Российской Федерации имеет восемь заместителей, в том числе двух первых заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации и Заместителя Председателя Правительства - Министра финансов Российской Федерации.

Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью Министерства внутренних дел, Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства иностранных дел, Министерства обороны, Министерства юстиции Российской Федерации, и ряда федеральных служб и агентств.

Правительство Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью Министерства здравоохранения и социального, Министерства культуры, Министерства образования и науки, Министерства природных ресурсов и экологии, Министерства промышленности и торговли, Министерства регионального развития, Министерства связи и массовых коммуникаций, Министерства сельского хозяйства, Министерства спорта, туризма и молодежной политики, Министерства транспорта, Министерства финансов, Министерства экономического развития, Министерства энергетики Российской Федерации, а также некоторых федеральных служб и агентств.

Структура федеральных органов исполнительной власти представляет собой каркас, который поддерживает систему исполнительной власти. На сегодня явной тенденцией является разрастание системы исполнительной власти и усложнение ее структуры как на федеральном, так и на региональном уровнях.



Заключение


Таким образом, на сегодняшний день вопрос о системе исполнительной власти является весьма актуальным, поскольку продолжается административная реформа, хотя в 2009 году ее темпы немного замедлились. Тем не менее, существует тенденция усовершенствования системы органов исполнительной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации. Об этом свидетельствуют не только действия политических партий, но и принимаемые законы и подзаконные акты. На федеральном уровне система исполнительной власти регулируется в первую очередь Конституцией РФ, которая устанавливает принцип разделения властей и определяет, что исполнительная власть осуществляется Правительством РФ. Обширными полномочиями в сфере исполнительной власти обладает и Президент РФ. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» наиболее полно регулирует отдельные вопросы существования и функционирование системы исполнительной власти. Также важными регуляторами служат указы Президента РФ, Постановления правительства. Нормативно-правовое регулирование исполнительной власти осуществляется и на региональном уровне.



Список нормативных источников и литературы


1.     Конституция Российской Федерации // Российская газета, 25.12.1993. - № 237.

2.     Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями от 30 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства РФ, 22.12.1997. № 51. - ст. 5712.

3.     Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (в ред. 31 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства РФ, 19.05.2008. - № 20. - ст. 2290.

4.     Бахрах Д.Н., Российский Б.В. Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник. – М.: Норма. – 2008.

5.     Бородин С.С. Административное право. Общая и Особ часть. Курс лекций. - М., Инфра-М, 2008.

6.     Вишняков В. Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика // ЖРП. – 2006. - № 8.

7.     Игнатюк Н.А. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти: вопросы методологии // ЖРП. – 2006. - № 10.

8.     Кириллова В.А. Типовые связи в системе взаимодействия органов исполнительной власти. // Организационные проблемы управления экономикой. Сб. научных трудов. Под ред. Исправниковой Н.Р. - М.: ИЭ РАН – 2005.

9.     Собянин С.С. Высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в условиях административной реформы // ЖРП. – 2006. - № 10.

10.           Кириллова В.А. Основные направления деятельности по развитию горизонтального взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в России. // Вестник университета: социология и управление персоналом. Под ред. Филиппова А.В. - М.: ГОУВПО ГУУ – 2006.

11.           Центр-периферийные отношения в Российской Федерации: основные этапы и тенденции развития // Вопросы гуманитарных наук, 2008. - № 3.

12.           Россинский Б.В. Проблемы реформирования системы федеральных органов исполнительной власти // Юстиция - 2005. - №3.

13.           Хабриева Т.Я. Административная реформа: решения и проблемы // ЖРП. – 2006. - № 2.

14.           Четвериков В.С. Административное право. – М.: Норма, 2008.

15.           Юсупов В.А. Российское административное право. Учебник / Под ред. Симухина В.Д. – Волгоград, 2008.


[1] Тангиев З.А. История административного права и органов исполнительной власти

России // Журнал «Юридические науки», 2007. - № 2. - С. 41-50.

[2] Чертков А. Н. Механизм разграничения полномочий между федеральными и региональными органами и повышение эффективности осуществления государственной власти // Законодательство и экономика.- 2007. - № 1.

[3] См.: Бахрах Д.Н., Российский Б.В. Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник, 2007. – М.: Норма. - С. 27-29.

[4] См.: Четвериков В.С. Административное право. – М.: Норма, 2008. - С. 57.

[5] См.: Бородин С.С. Административное право. Общая и Особ часть. Курс лекций. - М., Инфра-М, 2008. - С. 11-14.

[6] См.: Конституция Российской Федерации // Российская газета, 25.12.1993. - № 237.

[7] См.: Бородин С.С. Административное право. Общая и Особ часть. Курс лекций. - М., Инфра-М, 2008. - С. 9-10.

[8] См.: Юсупов В.А. Российское административное право. Учебник / Под ред. Симухина В.Д. – Волгоград, 2008. – С. 73-74.

[9] См.: Кириллова В.А. Типовые связи в системе взаимодействия органов исполнительной власти. // Организационные проблемы управления экономикой. Сб. научных трудов. Под ред. Исправниковой Н.Р. - М.: ИЭ РАН – 2005. - С. 7-13.

[10] См.: Собянин С.С. Высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в условиях административной реформы // ЖРП. – 2006. - № 10. – С. 52; Хабриева Т.Я. Административная реформа: решения и проблемы // ЖРП. – 2006. - № 2. – С. 23-24.

[11] См.: Кириллова В.А. Основные направления деятельности по развитию горизонтального взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в России. // Вестник университета: социология и управление персоналом. Под ред. Филиппова А.В. - М.: ГОУВПО ГУУ – 2006.- С. 89-93.

[12] См.: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями от 30 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства РФ, 22.12.1997. № 51. - ст. 5712.

[13] См.: Центр-периферийные отношения в Российской Федерации: основные этапы и тенденции развития // Вопросы гуманитарных наук, 2008. - № 3. – С. 36.

[14] См.: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями от 30 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства РФ, 22.12.1997. № 51. - ст. 5712.

[15] См.: Вишняков В. Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика // ЖРП. – 2006. - № 8. – С. 38.

[16] См.: Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (в ред. 31 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства РФ, 19.05.2008. - № 20. - ст. 2290.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты