Нормативно-правовой статус Правительства РФ

В связи с рассмотрением палатами Федерального Собрания иных законопроектов могут назначаться специальные представители Правительства, которые наделяются соответствующими полномочиями.

Части 2 и 3 статьи 13 Закона закрепляют возможность передачи Правительством Российской Федерации части своих функций органам исполнительной власти субъектов Федерации и наоборот. Такая передача не должна противоречить законодательству РФ и осуществляется на основании соответствующих соглашений.

Можно отметить, что как статья 13 Закона, определяющая общие полномочия Правительства РФ, так и статьи 14-23, регламентирующие полномочия Правительства в различных сферах, сформулированы в самом общем виде. Поэтому актуально мнение авторов книги «Российское законодательство: проблемы и перспективы», что не теряет остроты проблема обеспечения самостоятельности и независимости Правительства РФ. Оно должно иметь реальные полномочия по управлению экономикой, а также в сфере регулирования таких важных жизненных процессов, как социальная защита населения, охрана прав и свобод граждан, охрана общественного порядка и т.д. А это, в свою очередь, предполагает разумное разделение труда Правительства РФ с Президентом РФ и его Администрацией, с правительствами и администрациями соответствующих субъектов Российской Федерации.


Заключение


Статья 1 Закона закрепляет основы правового статуса Правительства Российской Федерации. Дефиниция, закрепленная в наименовании статьи, подробно раскрывается в ее содержании.

Первая часть статьи 1 Закона признает Правительство органом государственной власти. Непосредственного определения термина «государственная власть» в отечественном законодательстве не содержится. Однако, можно характеризовать государственную власть как распространяющееся на все общество и осуществляемое специально уполномоченными лицами и органами, публично-правовое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Государственная власть - это один из способов осуществления власти народа. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 3 Основного закона Российской Федерации, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Устойчивость власти декларирует ч. 4 ст. 3 Конституции: никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Правомерно обозначить статус Правительства как высшего органа исполнительной власти Российской Федерации, действующего в пределах и рамках конституционных полномочий. Обратим в этой связи внимание на формулировку названия ст. 1 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». В этой статье Правительство РФ названо высшим исполнительным органом государственной власти РФ и подчеркивается, что Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Правительство является органом общей компетенции, поскольку обеспечивает общее руководство отраслями хозяйства, социально-культурной и административной деятельностью. Таким образом Правительство осуществляет государственное управление в непосредственном смысле этого слова.

Статус Правительства Российской Федерации, осуществляющего исполнительную власть, более четко можно определить, рассматривая его взаимодействие с Президентом РФ, Федеральным Собранием и судами.

Статья 12 Закона закрепляет основные положения, касающиеся руководства федеральными министерствами и ведомствами и иными органами исполнительной власти, а так же контроль за ними. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, определяются постановлением Правительства Российской Федерации.

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр);

Федеральная служба (служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.

 

Список литературы


Нормативно-правовые акты


1.   Конституция Российской Федерации 1993 года. М.: Юристъ, 2000.

2.   Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями от 22 июля 2010 г.).

3.   Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями от 22 июня 2010 г.).

4.   Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями от 27 августа 2010 г.).


Специальная литература


5.       Вишняков В.Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика // «Журнал российского права», №8, август 2009.

6.       Гребенников В.В., Васецкий И.А., Полуян Л.Я. Федеральный законодательный процесс в зеркале статистики (Аналитический обзор) // Государство и право. 2008. №9.

7.       Гусева Т.А., Чапкевич Л.Е. Новая система и структура органов исполнительной власти: справ. - учеб. пособие. М., «Волтерс Клувер», 2008.

8.       Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2007.

9.       Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Карповича В.Д.) - М.: Юрайт - М; Новая Правовая культура, 2008.

10.   Котенков А.А. Президент – Правительство: становление взаимоотношений в законодательном процессе (статья I) //Государство и право. 2007. №9.

11.   Миронов О.О. Конституция не может быть неизменной// Государство и право. 2008. №4.

12.   Михайлов И.М. Разделение властей// «Новая бухгалтерия», выпуск 6, июнь 2007.

13.   Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев)- Система ГАРАНТ, 2007.

14.   Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации// Государство и право. 2008. №1.

15.   Окуньков А.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 2007.

16.   Окуньков А.А. Правительство и Президент (грани взаимодействия) //Российское право. 2007. №9.

17.   Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.) - М.: Издательство БЕК, 2007.

18.   Российское конституционное право. Учебник. /Под ред. Проф. И.Б. Новицкого. М., 2009.

19.   Российское конституционное право./ Безрук А.Н., Бойков О.В., Брагинский М.И. и др.; Под ред. Рясенцев В.А. В 2 т. Т. 1. М., 2008.

20.   Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. – М. ИНФРА-М., 2007.

21.   Собянин С.С. Высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в условиях административной реформы// «Журнал российского права», №10, октябрь 2009.

22.   Терещенко Л.К. Обеспечение открытости деятельности органов исполнительной власти// «Законодательство», №6, июнь 2008.

23.   Тихомиров Ю.А. Проведение диагностики деятельности органов исполнительной власти// «Законодательство и экономика», №12, декабрь 2007.

24.   Троицкий В.С., Морозова Л.А. Делегированное законодательство // Государство и право. 2007. №4.

25.   Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Учебно-практическое пособие. М., 2007.

26.   Хабриева Т.Я. Новые законопроекты о порядке формирования Государственной Думы и органов исполнительной власти субъектов РФ// «Журнал российского права», №11, ноябрь 2007.

27.   Шабров О.Ф. Политическая система: демократия и управление обществом.// Государство и право. 2008. №5.

28.   Шейнис В.Л. Тернистый путь российской Конституции// Государство и право. 2007. №12.

29.   Чеботарев Г.Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации Тюмень: Изд-во Тюменский государственный институт. 2007.

30.   Черепанов В.А. О принципах разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами// «Журнал российского права», №9, сентябрь 2009.

31.   Четвериков В.С. Органы исполнительной власти: понятие, правовые основы образования и признаки. М.: Новая Правовая культура, 2008.

 


[1] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев)- Система ГАРАНТ, 2007., С.75.

[2] Четвериков В.С. Органы исполнительной власти: понятие, правовые основы образования и признаки. М.: Новая Правовая культура, 2008., С.62.

[3] Чеботарев Г.Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации Тюмень: Изд-во Тюменский государственный институт. 2007., С.94.

[4] Гребенников В.В., Васецкий И.А., Полуян Л.Я. Федеральный законодательный процесс в зеркале статистики (Аналитический обзор) // Государство и право. 2008. №9., С.21.

[5] Окуньков А.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 2007., С.24.

[6] Собянин С.С. Высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в условиях административной реформы// «Журнал российского права», №10, октябрь 2009., С.65.

[7] Тихомиров Ю.А. Проведение диагностики деятельности органов исполнительной власти// «Законодательство и экономика», №12, декабрь 2007., С.41.

[8] Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. – М. ИНФРА-М., 2007., С.104.

[9] Вишняков В.Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика// «Журнал российского права», №8, август 2009., С.14.

[10] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев)- Система ГАРАНТ, 2007., С.71.

[11] Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации// Государство и право. 2008. №1., С.35.

[12] Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.) - М.: Издательство БЕК, 2007., С.209.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты