Нормативный правовой акт как источник права

Нормативный правовой акт – это письменный документ, принятый правотворческим органом и содержащий нормы права[13]. Это, на наш взгляд, наиболее качественный правовой источник, потому что он создаёт условия для чёткого, точного и стабильного развития правового регулирования, укреплению законности и обозримости правовых предписаний. В связи с тем, что нормативный акт – это, прежде всего, письменный документ, он, тем самым, доступен большинству населения. Все нормативные правовые акты между собой находятся в строго установленной иерархической соподчинённости, от которой зависима юридическая сила того или иного акта. Акты, принятые нижестоящими правотворческими органами, должны основываться на актах вышестоящих органов и не противоречить им. Нормативные правовые акты могут классифицироваться по их юридической силе, которая определяется компетенцией и местом, издавшего его органа, в государственном механизме, а также по характерным чертам самих актов. Нормативные акты принято делить на два больших массива: законы (конституционные и обыкновенные) и подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, распоряжения, инструкции, декреты и т.п.). Таким образом, коротко освятив понятие и признаки нормативных правовых актов в системе источников права, необходимо отличать его от индивидуальных нормативных актов, которые, в свою очередь, не являются источниками права.

Нормативный договор – это соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права[14]. По сравнению с нормативным правовым актом, нормативный договор отличается способами его принятия. Для того, чтобы нормативный договор выступал в качестве источника права, необходимо наличие нескольких условий: 1) прямая санкция государственных органов на принятие, в форме нормативного договора, норм права; 2) нормативный договор принимается только при добровольном согласии всех лиц, подписавших его; 3) нормативный договор предусматривает взаимную ответственность сторон за неисполнение предписанных, им же, норм права. Нормативный договор применим больше в сфере международного права. Таким образом, важно подчеркнуть, что нормативный договор является юридической основой динамичного и расширяющегося роста системы права в целом и конкретно, системы предпринимательского права.

Правовая доктрина (юридическая наука) – это изложение правовых принципов, правил поведения в трактатах, трудах авторитетных представителей юридической науки и практики, которым придается общеобязательное значение[15]. В римском праве, формулы многих известных юристов включались в состав нормативных правовых актов, судебных прецедентов и многих других правовых форм. Тем самым, они имели официальное юридическое значение. Наиболее яркий пример здесь - кодекс Юстиниана (VI век н.э.), который кодифицировал положения таких римских юристов как Ульпиана, Гая, и других, создав, тем самым, огромный раздел кодекса – Дигесты, наравне с Институциями императора. В европейской средневековой правовой истории большое место занимали глоссаторы (толкователи, комментаторы), которые восполняли, дополняли римским правовым опытом, так удачно, творчески опосредовавшим товарно-денежную организацию экономики, международные отношения и иные стороны жизнедеятельности общества, то обычное право и вульгаризированные останки и остатки римского права, которые действовали в средневековом обществе[16]. В Российской империи также использовалась юридическая наука. За основу актов Российского Правительствующего Сената брались труды отечественных цивилистов. В современной теории государства и права доктрина признаётся как источник права лишь только в некоторых странах англосаксонской правовой семьи (непосредственно в Великобритании). При рассмотрении дел, английские суды ссылаются на трактаты юристов. А официальное юридическое значение доктрина имеет во многих мусульманских странах. В Российской Федерации доктрина относится к числу неофициальных источников права, но, она же, играет значительную роль в развитии юридической практики, чёткого толкования закона и совершенствования законодательной системы. Опыт, накопленный в ходе мировой правоприменительной практики, показывает, что роль и значение доктрины неукоснительно растет. Многие её положения внедряются в реализацию права. Таким образом, роль правовой доктрины как источника права состоит в том, что она создает конструктивные понятия, которые частично используют правотворческие органы. Также правовая доктрина влияет и на самих творцов права: они вынуждены, в малой или большей степени, вставать на сторону той или другой юридической концепции и выслушивать ее предложения и рекомендации.

Священные книги – это религиозные тексты, непосредственно содержащие религиозные нормы права, которые исходят от Бога (к примеру, Библия, Сунна, Коран) и в качестве общеобязательных признаются государством. В мусульманском праве закреплены 4 основных источника: 1) Коран – священная книга ислама; 2) Сунна – послание Аллаха пророку Мухаммеду; 3) Иджма – единое соглашение мусульманского общества по вопросам, не указанным в Коране и сунне; 4) Кияс – понимается, как толкование Корана и Сунны. Но, несмотря на ту роль, что оказывает мусульманское право в регулировании отношений в обществе, всё - же в настоящее время во многих мусульманских странах стали использоваться правовой обычай и нормативный правовой акт.

Международный договор – это договор, подписанный субъектами международного права. Они принимаются в форме пактов, деклараций, соглашений и конвенций. Международные договоры могут иметь прямое непосредственно-правовое значение лишь в случае признания их государством. В Конституции Российской Федерации говорится, что: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора[17]». Таким образом, важно отметить, что международные договоры не только являются источниками права в РФ, но и имеют приоритет перед законами федерального значения и законами субъектов РФ.

Итак, подведём итог нашему исследованию, проделанному в данной главе. Мы выяснили, что в настоящее время в теории государства и права нет единого определения источника права и что существует проблема соотношения таких двух понятий как «источник права» и «форма права». Также мы рассмотрели всевозможные источники права в формально - юридическом смысле: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный правовой акт, нормативный правовой договор, правовая доктрина, священные книги и международные договоры. В ходе исследования, мы выяснили, что, в разных системах права, различные источники (формы) права всегда играли и продолжают играть далеко не одинаковую, обусловленную их иерархией в конкретной правовой системе, регулятивную роль. Отсюда проявляется открытость современного права для взаимодействия и для взаимообогащения с другими системами права, что приводит к заимствованию не только отдельных норм права, но также и целых правовых институтов. Это, в свою очередь, приводит к динамичному развитию и совершенствованию права и механизмов правового регулирования как внутри страны, так и на мировом уровне. Пробивают себе дорогу новые источники права, отмирают архаичные[18]. Всё это непосредственно входит в процесс становления и развития российской системы права.

ГЛАВА II. НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ВИДЫ


2.1 Понятие и признаки нормативного правового акта


На современном этапе развития нормативный правовой акт является доминирующей формой в российском праве. Он единственный, кто определяет вид той или иной системы права. Именно он устанавливает роль и иерархическую системную взаимосвязь других правовых источников (форм). Только нормативные правовые акты задают основу всей системы законодательства в целом. Важность этого понятия требует его закрепления в законодательных актах[19].

Говоря уже о других источниках: правовых обычаях, судебных прецедентов, правовых доктрин и иных правовых форм, нельзя не отметить то, что на данный момент в Российской Федерации они занимают альтернативную, резервную или вспомогательную роль в регулировании тех или иных общественных отношений.

В настоящее время, в связи с отсутствием легальной дефиниции "нормативный правовой акт"[20], существуют различные точки зрения относительно понятия нормативного правового акта и его признаков. Многие учёные-теоретики зачастую берут за основу определение, сформулированное ещё в 1982 году С.С. Алексеевым. Звучит оно так: "Нормативный правовой акт - это официальный акт, документ правотворческого компетентного органа, содержащий юридические нормы (устанавливающий, изменяющий или отменяющий юридические нормы)[21].

На наш взгляд, данное определение чётко раскрывает смысл понятия нормативного правового акта, его функции и задачи.

Стоит привести ещё несколько точек зрения на определение понятия нормативного правового акта, так как у каждого учёного существует своя позиция по данному вопросу.

Нормативный правовой акт — это разновидность правового акта, принимаемого полномочным на то органом и содержащего правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение[22].

Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права[23].

Нормативный правовой акт — это официальный документ уполномоченного государственного органа, содержащий правовые нормы[24].

Современная юридическая наука рассматривает формы права непосредственно с содержанием норм права. Определение таковых норм в правовом обычае и судебной практике, зачастую, обладает казуистическим и не всегда конкретным характером. Данные нормы права вырабатываются постепенно, в связи с повторением частных случаев, применением определенного правила поведения. Поэтому эти нормы не могут в полной мере воплотить в себе чёткого и определённого выражения. Общественная жизнь не стоит на месте: она развивается, отношения в обществе усложняются и поэтому вышеуказанные обязательные установления замедляют общественный прогресс, становятся их тормозом.

Необходимо уделить внимание тому факту, что само понятие «акт» в теории государства и права употребляется в двух смыслах. Во-первых, акт как действие, во-вторых, акт как документ. И именно во втором смысле определяется нормативный правовой акт как источник права.

Раскрыв понятие нормативного правового акта, мы не можем не сказать о его признаках. Наиболее существенные признаки были сформулированы в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части". В частности, в пункте 9 говорится, что нормативный правовой акт:

·              издан в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом;

·              содержит правовые нормы (правила поведения);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты