Новый порядок возмещения вреда, причиненного трудовым увечьем

·        предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

·        принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

·        расследование и учет в установленном Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

·        санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

·        беспрепятственный допуск должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

·        выполнение предписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;

·        обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

·        ознакомление работников с требованиями охраны труда;

·        разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 Кодекса для принятия локальных нормативных актов;

·        наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности[1].

Поэтому, если несчастный случай происходит по вине работодателя, а именно вследствие несоблюдения им вышеуказанных требований, то даже в этом случае не стоит смешивать ответственность работодателя за нарушение охраны труда и возмещение вреда работнику. Потому что с принятием Закона круг субъектов взаимоотношений по возмещению вреда расширился. Между работодателем – причинителем вреда и его пострадавшим работником законодатель ввел посредника – Фонд социального страхования. Права и обязанности субъектов правоотношений по возмещению вреда распределились следующим образом: работодатель обязан состоять на учете в исполнительных органах Фонда социального страхования, уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, передавать страховщику документы по несчастным случаям (профзаболеваниям) для назначения страховых выплат в счет частичного или полного возмещения вреда;

Фонд социального страхования обязан вести учет страхователей, собирать и учитывать страховые взносы, принимать документы по страховым случаям, производить расчет и выплату страховых сумм гражданам, пострадавшим при исполнении трудовых обязанностей; работник обязан соблюдать правила по охране труда, выполнять рекомендации по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.

Закон не освобождает работодателя от ответственности за возмещение вреда, а лишь изменяет направление финансовых потоков и, тем самым, обеспечивает социальную защиту работников, которые получают суммы возмещения вреда из «единого кармана», независимо от наличия средств на счетах предприятия-причинителя вреда. Трудовой кодекс РФ в ст.22 под названием «Основные права и обязанности работодателя», вступившим в силу с февраля 2003 года, подчеркивает, что работодатель обязан возмещать вред, причиненный работникам, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей. Порядок возмещения вреда работодателем определен Законом, который пришел на смену «Правилам возмещения работодателем вреда…». Фонду социального страхования отведена роль плательщика, который собирает средства, учитывает их, производит расчет и выплаты по представлению работодателя и в соответствии с Законом.

На мой взгляд является ошибочным утверждение, что с принятием Закона Фонд социального страхования (некоммерческое финансово-кредитное учреждение) стал правопреемником работодателей.

Во-первых, все расходы по выплатам пострадавшим работникам, относятся на конкретного работодателя. Размер страховых выплат и количество страховых случаев определяет размер страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Правительство РФ формирует классификацию отраслей (подотраслей) экономики по классам профессионального риска; Федеральным законом каждому классу профессионального риска, а, следовательно, и организациям, входящим в этот класс, определяется размер страхового тарифа; исполнительными органами Фонда на местах определяется размер надбавки или скидки к страховому тарифу).

Во-вторых, в случае ликвидации предприятия суммы возмещения вреда, подлежащие выплате пострадавшему в будущем, подлежат капитализации. Капитализированные средства предназначены для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью и лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованных в результате наступления страховых случаев. Суммы капитализируемых платежей рассчитываются до наступления возраста дожития указанных лиц и подлежат выплате этим лицам единовременно, либо передаются Фонду социального страхования для продолжения повременных платежей.

В-третьих, 20% страховых взносов, перечисленных работодателем в Фонд социального страхования, подлежат использованию работодателем для выполнения мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваемости, за вычетом расходов, произведенных на выплату страховых сумм пострадавшим.

Более полумиллиона граждан Российской Федерации, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, получают страховые выплаты в счет возмещения причиненного вреда. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что первая задача, поставленная Законом, успешно решена – граждане, пострадавшие в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний получают возмещение вреда, а также получают дополнительные виды помощи, нуждаемость в которых определена программами реабилитации пострадавших.

В случае, когда страховые выплаты, предусмотренные ст.8 Закона, недостаточны для того, чтобы полностью возместить причиненный ущерб – разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба возмещает причинитель вреда из собственных средств (ст.1072 ГК РФ), например, только за счет средств работодателя-причинителя вреда возмещаются расходы на компенсацию морального вреда, расходы на погребение умершего работника и пр.

Итак, основная часть расходов по возмещению вреда гражданам, пострадавшим при исполнении трудовых обязанностей, производится за счет страховых взносов, начисляемых работодателем на заработную плату работников и уплачиваемых страховщику. В отличие от других видов обязательного социального страхования (пенсионное, обязательное медицинское страхование, государственное социальное страхование) размер страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не одинаков для всех страхователей, а устанавливается индивидуально каждому работодателю и зависит от уровня профессионального риска основной деятельности предприятия, организации и качества работы по охране труда. Таким образом, работодатели могут уменьшить размер обязательных отчислений в Фонд социального страхования Российской Федерации путем снижения профессионального риска и снижения уровня производственного травматизма и профзаболеваемости. Такая задача сформулирована ст.1 № 125-ФЗ, решение которой возложено и на работодателей, и на страховщика. Финансовые механизмы по сокращению производственного травматизма, по формированию экономической заинтересованности работодателя в снижении профессионального риска, на наш взгляд, эффективно действуют и уже можно говорить о понимании большинством работодателей того, что от качества работы по охране труда зависит объем затрат не только на страховые взносы, но и на ликвидацию последствий несчастных случаев, восстановление кадрового состава, на объем упущенной выгоды и прочие непроизводительные расходы.

Что касается экономической заинтересованности работников в снижении профессионального риска, то Закон № 125-ФЗ, на мой взгляд, не обеспечивает стимулирования добросовестного труда, поддержания высокой трудовой дисциплины и охраны труда. Крайне редко граждане обращаются в исполнительные органы Фонда с просьбой реабилитировать, т.е. добиться снижения степени утраты профессиональной трудоспособности. Наоборот, многие застрахованные различными способами стремятся увеличить степень утраты трудоспособности, путем симуляции или умышленного ухудшения своего здоровья. Единицы застрахованных исполняют рекомендации по профессиональной реабилитации, потому что не хотят возвращаться на производство. Например, застрахованному в связи с несчастным случаем на производстве в 2000 году была назначена ежемесячная страховая выплата в размере 5 тыс. рублей. В настоящее время этот застрахованный, благодаря существовавшей системе индексации, получает 30 тыс. рублей в месяц в виде страховых выплат по нормам Закона РФ от 24.07.1998г. №125-ФЗ, кроме того, получает пенсию за счет средств Пенсионного фонда и это не мешает ему трудиться и зарабатывать. Здоровый коллега этого пострадавшего продолжает трудиться на этом же предприятии и по-прежнему зарабатывает около 5 тыс.рублей в месяц и, глядя на нашего пострадавшего, спрашивает: что же компенсируется этому больному за счет моей зарплаты[2]. Так что стимулирует Закон? Оказывается, быть больным и убогим выгоднее, чем здоровым и трудоспособным.

В этом виновата не только существовавшая система индексации ежемесячных страховых выплат и установленный порядок реабилитации пострадавших. Еще одна причина – низкое качество принимаемых законов, позволяющее неоднозначно трактовать нормативные акты и, таким образом, получать не компенсацию материального ущерба в связи с несчастным случаем на производстве, а неосновательно обогащаться. Например, работник, утративший 20% профессиональной трудоспособности, продолжает трудиться на своем рабочем месте, повышает свою квалификацию и заработок, а Фонд вынужден выплачивать этому работнику значительные суммы, якобы – утраченный заработок. Многие граждане, достигшие благополучно пенсионного возраста, никогда не утрачивали своего заработка, выйдя на пенсию требуют компенсировать утраченный заработок, считают утрату трудоспособности наградой за долголетний труд, а не бедой. И в то же время, работник, который по последствиям произошедшего несчастного случая (случай признан страховым) нуждается в дополнительных видах помощи, тратит личные средства на лекарства, нуждается по заключению медико-социальной экспертизы в санаторно-курортном лечении, но Фонд не оплачивает ему эти расходы, только потому, что отсутствует стойкая утрата профессиональной трудоспособности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты