Объективные основы и субъективный фактор государственного и муниципального управления

Третий ряд объективных основ государственного и муниципального управления составляет культурно-историческое наследие, которое создано субъективным фактором (сознанием и деятельностью людей) и выступает на сегодня нашей объективной жизненной опорой. Цепь исторического развития непрерывна и на каждый момент времени люди (их сообщества, государства) располагают определенным национальным богатством и освоенными технологиями различных видов деятельности, которые в совокупности дают известный уровень реальной производительности труда и производительных сил. Технологии сформированы творчеством людей, часто, особенно в промышленности, имеют универсальный характер, но используются, как правило, с учетом природогеографических и естественно-общественных условий соответствующей страны и ее регионов. Многие технологии, в частности земледелия, скотоводства, лесного хозяйствования и т.д., отрабатывались веками, и в этом смысле они объективнее, первичнее форм собственности и механизмов государственной и муниципальной власти. Последние менять легче, чем первые, но именно они являются материальным источником и средством производительности труда.

К культурно-историческому наследию относятся также общественные формы жизнедеятельности людей, апробированные вековым опытом. В России, к примеру, такие из этих форм, как вече, собор, казачий круг, дума, артель, община, товарищество и другие, отличающиеся коллективистским началом, возникли, наверное, не случайно, не по усмотрению тех или иных лиц, а являются наиболее приспособленными к нашим природогеографическим и естественно-общественным условиям.

Целесообразно подчеркнуть (и это должно стать основанием для всех последующих размышлений), что условно выделенные здесь природогеографические, естественно-общественные и культурно-исторические условия и наследуемые нами ныне их результаты в жизни выступают во взаимосвязи друг с другом как комплексное явление, внутри и в пределах которого только и может формироваться и реализовываться государственное и муниципальное управление.

1.2 Объективная детерминация государственного и муниципального управления


Каждое управленческое решение и действие должно наполняться конкретным содержанием, исходящим из своеобразного сочетания природогеографического, естественно-общественного и культурно-исторического факторов в соответствующем месте и времени (в тундре или на берегу Охотского моря, в долинах Кавказа или на просторах Сибири).

Прежде всего, результирующим названных объективных условий выступает производственная база со своей технологией, специализацией и кооперацией в рамках территории определенного сообщества людей (государства, его составной части, города, административного района, населенного пункта). Эта база является продуктом творческой, созидательной деятельности людей, опредмечиванием их замыслов, знаний и труда.

Сегодня производственная база России разрушена почти на половину. В нынешнее положение ее привели не войны, не землетрясения и не иные стихийные бедствия, а действия конкретных руководителей, которые возглавляли перестройку и так называемую демократизацию. Последняя не имела никакого понятия о подлинной демократизации - об установлении власти народа в интересах народа.

В качестве объективного источника и детерминанты государственного и муниципального управления особо следует выделить систему экономических отношений (экономический базис общества). Данная система соединяет производственную базу с человеческим потенциалом и обеспечивает воспроизводство материальных продуктов, а также социальных и иных услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности общества и каждого отдельного человека. Истории известны различные формы собственности, в границах, принципах и нормативах которых осуществлялись экономические процессы. Основными среди них признают государственную и частную собственность, между которыми (в силу многогранности общественных связей) имеются смешанные или комбинированные формы собственности (муниципальная, кооперативная, акционерная, общественных объединений, групповая и т. д.).

Наряду и совместно с экономикой важное значение в роли детерминанты государственного и муниципального управления принадлежит социальной сфере общества, состоящей из специфических социальных интересов, социальных отношений в узком смысле слова, социальной инфраструктуры. Социальные интересы - это интересы сохранения, самообеспечения и воспроизводства человеческой жизни, более всего они выражаются в общении, быту, потреблении социальных услуг. Социальные отношения в научной литературе сводятся к отношениям по обеспечению жизненными средствами, воспроизводству социальных и природных данных человека, приобщению к производству, адаптации совокупного человека к существующей или изменяющейся системе общественных отношений. Под социальной инфраструктурой понимается совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения социальных интересов людей. Это набор структур по оказанию социальных услуг, начиная с родильного дома и кончая местом панихиды. Функционально здесь актуальна каждая структура, ибо виды социальных услуг не взаимозаменяемы.

За тысячелетнюю историю социальная жизнь людей выработала определенные формы, закономерности, традиции, даже стереотипы, которые ее поддерживают и воспроизводят в соответствующих объективных условиях и более конкретно - на основе имеющейся производственной базы и системы экономических отношений. Отсюда существуют сильные зависимости между экономической деятельностью и социальное жизнью общества, многогранные прямые и обратные связи между ними. В обшем и целом социальные потребности людей приспосабливаются к экономическим возможностям общества, иначе историческая жизнь могла бы не состояться. Часто социальные потребности удовлетворяются лишь в ограниченных масштабах (частично), что придает социальной жизни обедненный и односторонний характер, сказывающийся на самочувствии и развитии человека.

Объективная детерминация государственного и муниципального управления идет также от духовной культуры общества, имеющей как бы два среза: субъективный, связанный с тем, что духовность есть проявление субъективного фактора (сознания и деятельности людей), и объективный, отражающий материальное закрепление духовного, превращение его в историческое наследие. Речь идет об объективном, исторически закрепленном в духовной культуре общества.

Каждый народ выработал, сохранил и усвоил свою систему духовных ценностей - религиозных, мировоззренческих (философских), идеологических, этических, художественных, педагогических и других, к которым государственное и муниципальное управление должно относиться как к объективным фактам. Порой эти ценности бывают консервативными, идеалистическими, мифологическими, противоречащими целям современного государственного и муниципального управления. Но в них может обнаруживаться немало умозрительного, ограниченного, приспособленного лишь к конкретной национальной самобытности.

Источником и постоянным импульсом объективизации государственного и муниципального управления служит рожденный духовной культурой общества научно-технический прогресс. Этот прогресс осуществляется в сложнейшей системе: «наука - техника - производство - природа - общество - человек», где каждый элемент, во-первых, приобретает смысл и реализуется лишь в общественном отношении, при удовлетворении им определенной общественной потребности или при выполнении общественной функции и, во-вторых, неразрывно сочленен с человеком, создается и преобразовывается благодаря его интеллектуальной физической активности.

Научно-техническое развитие вызывает изменения во всех сферах жизнедеятельности людей, серьезно корректирует влияние объективных условий на решение общественных проблем. Оно открывает новые возможности перед людьми, использование которых всецело зависит от людей их общественной организации. Как свидетельствует история, одни и те же научно-технические открытия в разных странах дают существенно разные социальные и экологические результаты, и, главным образом, по причине того, что не везде государственное и муниципальное управление (да и менеджмент) осознает характер и потенциал научно-технических новаций. Анахронизм и инертность управления способствуют отставанию от многих стран.

В начале XXI в. научно-технический прогресс привел к масштабной информационно-технологической революции, которая управляющим параметром для очень многих процессов выдвинула компьютер, обладающий памятью и быстротой обработки информации весьма выше человеческой. Информационные сети (паутина) практически охватили весь мир и позволяют на многие расстояния и мгновенно передавать большие объемы управленческой информации. Все это создает новые условия и факторы, определяющие жизнедеятельность органов государственного управления и местного самоуправления.

Таким образом, объективизация государственного и муниципального управления идет от комплекса источников, детерминант и импульсов по линиям: природогеографических, почвенно-климатических условий; естественно-общественных форм обеспечения людей; культурно-исторического наследия; производственной базы, системы экономических отношений; традиций и структуры социальной жизни; объективного в духовной культуре; научно-технического прогресса и другим, которые могут быть обнаружены при более глубоком раскрытии данной проблемы. Освоение этого комплекса зависит от развитости и организованности субъективного фактора и от его связи с государственным и муниципальным управлением.


1.3 Состав и разновидность субъективного фактора


Обращение к субъективному фактору в теории государственного и муниципального управления имеет двоякий смысл. Во-первых, государственное и муниципальное управление само составляет часть субъективного фактора и тем самым во многом определяется его состоянием, зависит от его потенциала; во-вторых, место, роль и другие проявления государственного и муниципального управления в свою очередь также зависят от уровня развития и организованности субъективного фактора. Без ориентации на субъективный фактор и на его влияние на управленческие процессы трудно понять практически любой вопрос государственного и муниципального управления. Например, почему даже в условиях глобализации в одних странах имеет место быстрое экономическое развитие, а в других - нет?

Субъективный фактор олицетворяет собой (что важно подчеркнуть) сознание в действии, определенное слияние мыслительного и практического процессов. Именно воплощение сознания в деятельности, его «материализации», объективное закрепление и представление позволяют судить о содержании, возможностях и силе сознания.

Оба связанных между собой элемента субъективного фактора - сознание и деятельность - имеют многогранный характер и сложную структуру. Они исследуются в философской, социологической и психологической науках, и сказанное здесь является лишь выводом из них, и то применительно к запросам теории государственного и муниципального управления. Сознание отличается разными уровнями - общественное, обыденное, массовое, коллективное, индивидуальное, выступает во многих формах - мифологическое, религиозное, научное, художественное, историческое и т. д., имеет разные социально-психологические параметры.

Определяющими для государственного и муниципального управления, которое имеет дело с самыми разными людьми, являются противоречивость, неустойчивость, пластичность и разнообразие сознания. В этом - источник многих проблем. Люди с разным сознанием действуют в иерархии государственных и муниципальных органов и должностей. Одни и те же решения они интерпретируют различно, исходя из собственного понимания. Тоже относится к управляемым объектам и условиям их функционирования. Люди, занятые в управляемых объектах, естественно руководствуются своим сознанием, которое может весьма отличаться от того, в соответствии с которым принимались те или иные управленческие решения. В результате и государственное, и муниципальное управление, и его управляющие воздействия, и их восприятия управляемыми объектами состоят из множества разнокачественных элементов сознания, создающих сложнейшие условия для управленческих процессов. Отсюда имеют место неопределенность, вероятность как в содержании управленческих решений, его толковании и аутентичности понимания, так и в надежности его реализации.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты