Объективные основы и субъективный фактор государственного и муниципального управления

Деятельность - многомерное явление, выражающее в совокупности способность человека (сообществ людей) физически и интеллектуально производить (создавать, творить) необходимые ему продукты и условия его жизнедеятельности. Она служит моментом перехода, «превращения» сознания в материальность, вследствие чего сформированные в сознании идеи, сюжеты, представления, образы, логические конструкции (проекты), интересы, замысли и т. д. приобретают соответствующую предметность, превращаются в реальность, пригодную для потребления. В то же время это - способ реализации сущности человека и механизм его взаимодействия с другими людьми (обмен деятельностью), основной канал его социализации. Деятельность - единственный способ создания людьми материальных и духовных продуктов и социальных условий своей жизни, определяющий фактор развития сознания как отдельного человека, так и общественного сознания, непременное, неотъемлемое и главное основание личности. Только говорящий человек еще не человек, надо чтобы он делал дело, важное для других, поскольку все взаимозависимы.

Все уровни и аспекты человеческой деятельности важны для органов государственного и муниципального управления, поскольку их главный общественный смысл состоит в активизации и организации деятельности.

Для государственного и муниципального управления имеют значение все процессы, свойства и возможности субъективного фактора.

Прежде всего, речь идет о соотношении интересов и целей субъективного фактора и интересов и целей, реализуемых государственным и муниципальным управлением. Сложная структура субъективного фактора приводит к тому, что часто индивидуальные, а также и групповые (коллективные) интересы и цели весьма отличаются от всеобщих интересов и целей, объективно стоящих в поле зрения государственного и муниципального управления.

Важное значение принадлежит «наложению» и взаимодействию социальных норм, которые признаны субъективным фактором, с одной стороны, и которыми руководствуется государственное и муниципальное управление, с другой. Ведь субъективный фактор исторически сформировался и поддерживается многообразной совокупностью религиозных, моральных, эстетических, правовых и других норм, традициями и обычаями.

Следует, наконец, принимать во внимание связанность мотивов и стимулов поведения людей в личной и общественной жизни и, соответственно, в процессах государственного и муниципального управления. Весьма часто «должное» и «сущее» в поведении и деятельности людей дистанцируются далеко друг от друга. Проповедуется и утверждается одно, делается совсем другое, и это другое получает свою мотивацию в сознании многих людей. Несовпадение мотивов и стимулов приводит к тому, что стимулы, особенно содержащиеся в государственном и муниципальном управлении, не срабатывают.

Вырисовывается сложная система элементов субъективного фактора: «потребности - интересы - цели - воля - нормы - мотивы (установки) - стимулы», в рамках которой формируется и реализуется государственное и муниципальное управление. Развитость и организованность этой системы во многом определяют возможности государственного и муниципального управления и характер его взаимоотношений с обществом.


1.4 Организованность субъективного фактора и ее влияние на государственное и муниципальное управление


Вопросы о месте и роли, возможностях и объектах, потенциале и пределах государственного и муниципального управления нельзя рассматривать абстрактно, из самих себя, сугубо умозрительно. Они обусловлены, причем в весьма существенных моментах, организованностью субъективного фактора, возникающей под влиянием многих общественных усилий. Организованность (как и дезорганизованность) создается объективными и субъективными источниками, импульсами и механизмами, в результате чего многое здесь определяется состоянием общественных связей и, в конечном счете, сознанием, поведением и деятельностью каждого отдельно взятого человека.

Большое место в организации субъективного фактора принадлежит менеджменту, общественному управлению и общественному самоуправлению. Эти виды управления связаны между собой тем, что их субъектом выступает непосредственно само общество, но различаются они по уровню и характеру организованности. В общественном самоуправлении проявляет себя общественная самодеятельность людей, опирающаяся на соответствующие общественные институты. Это: семья, собственность, мораль, право (в социологическом смысле), традиции, обычаи, иные регуляторы, используемые людьми при реализации своего статуса свободной личности (в отличие от статуса гражданина). В общественном управлении задействованы специальные общественные организационные структуры, создаваемые для осуществления определенных целей: общественные объединения, партии, религиозные организации, органы территориального общественного самоуправления и т. д. Статус таких структур регулируется законодательством, а сами они имеют сложную организацию, во многом выступают организационной основой того, что именуется «гражданским обществом».

Менеджмент организует активность субъективного фактора, главным образом, в экономической и социальной сферах, хотя он может трактоваться и шире. В системе рыночных отношений, как вид управления, он играет большую роль.

В условиях, когда организованность субъективного фактора за счет собственных сугубо общественных сил не вполне отвечает содержанию и актуальности проблем, стоящих перед людьми в наши дни, сохраняют и, скорее всего, укрепляют свое значение идеи государственности, которые как бы впитывают в себя другие консолидирующие идеи и организуют общество во всей его целостности и многообразии.

Именно государство, выражая всеобщие потребности, интересы и цели, представляя и законодательно закрепляя всеобщую волю, может и должно посредством своих управляющих воздействий ограничивать «поле» и ослаблять действие негативных стихийных механизмов, поддерживать и развивать общественную саморегуляцию.

Государство несвободно в определении своего места и роли, своих функций и поведения в общественной жизнедеятельности людей.

Оно, как уже отмечалось, связано обществом. И если в последнем деструктивные элементы выходят за пределы допустимого, если общественные связи разорваны или находятся в состоянии конфронтации, если общественные институты и структуры сами не справляются со своими задачами и т. п., то государство в интересах сохранения общества вправе и обязано использовать весь потенциал своего аппарата, в том числе его возможности принуждения. Ибо только в условиях спокойствия, безопасности людей, целесообразного труда возможно развитие общества и решение любых его проблем.

Осознание объективных основ и субъективного фактора государственного и муниципального управления имеет не только общетеоретический смысл, раскрывающий «среду» формирования и реализации соответствующих управляемых воздействий, но и практический. Каждый раз в каждом государственном или муниципальном органе, когда разрабатываются, принимаются и исполняются управленческие решения, а также совершаются управленческие действия, необходимо прежде всего уяснить и достоверно оценить те конкретные, порой уникальные, объективные условия и потенциал субъективного фактора, в рамках и с использованием которых осуществляются управленческие процессы. Это - одна из аксиом государственного и муниципального управления.

Глава 2. Нормативно-правовое регулирование деятельности государственной службы


Субъективный фактор государственного управления обеспечивает проводимость тех решений, которые созревают в недрах властных структур. Реформирование государственной службы РФ объективно потребовало обеспечить органы власти надежными, инициативными, профессионально грамотными специалистами, способными эффективно выполнять возложенные на них функции.

Необходимым условием решения поставленной задачи является нормативно-правовое регулирование деятельности государственной службы и функционирования ее персонала, определение порядка регулирования процессов подбора, перемещения, оценки кадров.

Прогнозную законодательную основу государственное управление получило с принятием Федерального Закона от 27 мая 2003 г №58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации». Настоящий Федеральный Закон в соответствии с Конституцией РФ определяет правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, в том числе системы управления государственной службы в РФ.

В статье 2 ФЗ от 27 мая 2003 г №58-ФЗ определены виды государственной службы:

·                   государственная гражданская служба;

·                   военная служба;

·                   правоохранительная служба.

В свою очередь государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу РФ и государственную гражданскую службу субъекта РФ.

Среди основных принципов построения и функционирования системы государственной службы необходимо выделить следующие:

·   федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения. и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы);

·            законность;

·            приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

·            равный доступ граждан к государственной службе;

·            единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

·            взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

·            открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

·            профессионализм и компетентность государственных служащих;

·            защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Глава 2 Федерального Закона от 27 мая 2003 г №58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации» предусматривает общие условия государственной службы, а именно создание кадрового резерва, развитие профессиональных качеств государственных служащих, оценку профессиональной деятельности государственных служащих в ходе проведения аттестации и сдача квалификационного экзамена и др.

В целях координации деятельности государственных органов при решении кадровых вопросов создается система управления государственной службой.

Регулирование отношений, связанных с гражданской службой осуществляется Федеральным Законом от 27 июля 2004 г №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».

Федеральный Закон от 27 июля 2004 г №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» четко определяет должности государственной службы, реестры должностей государственной службы, права и гарантии государственных служащих. Он устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной службы РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты