Объекты гражданского оборота

Решением Тамбовского областного суда от 6 декабря 2001 г. упомянутое постановление администрации Тамбовской области признано недействительным и не порождающим правовых последствий со дня издания.

Администрация Тамбовской области в кассационной жалобе просила решение отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации 14 февраля 2002 г. в удовлетворении жалобы отказала по следующим основаниям.

При принятии решения суд исходил из того, что создание некоммерческих организаций регламентируется ст.50 ГК РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "0 некоммерческих организациях" (с последующими изменениями).

Согласно ст.31 названного Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления создают государственные и муниципальные учреждения, закрепляют за ними имущество на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и осуществляют их полное или частичное финансирование.

Следовательно, органы государственной власти не могут создавать некоммерческие организации, которые становятся собственниками переданного им учредителями государственного имущества.

В оспариваемом постановлении эти требования закона не соблюдены. Приведенный в упомянутой ст.31 порядок является общим, обязательным для любых организаций, создаваемых органами государственной власти.

В силу ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества[2].


2. Вещи как объекты гражданского оборота: понятие и научно-правовая классификация


2.1 Понятие вещи в гражданском праве


Вещами в гражданском праве признаются материальные, физически осязаемые объекты, имеющие экономическую форму товара.

Вещи являются результатами труда, имеющими в силу этого определенную материальную (экономическую) ценность. К ним относятся не только традиционные орудия и средства производства или разнообразные предметы потребления. Вещами являются наличные деньги и ценные бумаги (ст.128 ГК РФ). К числу вещей в гражданском праве относятся также различные виды энергетических ресурсов и сырья, произведенных или добытых человеческим трудом и потому ставших товаром. Так, объектом гражданских прав, в частности права собственности, не может быть атмосферный воздух в его естественном состоянии (хотя у нас время от времени предпринимаются законодательные попытки объявить его таковым). Иное дело воздух или его составные части, измененные либо обособленные под воздействием труда человека (нагретый воздух - пар, "сжиженный воздух" - газ, "сжатый воздух" с помощью компрессора и т.д.). Они становятся товаром и объектом гражданского оборота. Исключение в этом отношении составляет земля и другие природные ресурсы, которые, как правило, не являются результатами труда (если не считать специально улучшенных, например мелиорированных земель или искусственных лесопосадок). Эти объекты так или иначе тоже вовлекаются в товарный оборот, хотя именно отсутствие у них свойств, присущих результатам чьего-то труда, а также их естественная ограниченность дают основания для предложений об установлении для них особого правового режима (типа никому не принадлежащего "объекта достояния народа"). В качестве объектов гражданских правоотношений земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и другие природные ресурсы тоже относятся к категории вещей.

Вещи становятся объектами права собственности и других вещных прав. Ряд обязательственных отношений также связан с вещами, имея их объектом соответствующих действий обязанной стороны (должника), например, в обязательствах купли-продажи, аренды, подряда, перевозки грузов, причинения вреда имуществу. Однако понятие вещей в гражданском праве не безгранично. Как уже отмечалось, не являются вещами входящие в состав имущества права требования и пользования (res incorporates), а также объекты исключительных прав и охраноспособная информация (ноу-хау).

В законе содержится классификация вещей, которая имеет значение для определения правового статуса каждой вещи.


2.2 Движимое и недвижимое имущество


Деление вещей на движимые и недвижимые основывается на природе вещей и законодательно определена в ст.130 ГК РФ[3]. К недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. По закону к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные, морские суда и суда внутреннего плавания, космические объекты.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Отнесение имущества к недвижимости означает, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Государственная регистрация - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственной регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования в соответствии со ст.130, 131[4], 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты (Федеральные авиационные правила государственной регистрации государственных воздушных судов утверждены приказом Минобороны России от 28.11.2002 № 460). Осуществляет регистрацию подведомственная Минюсту России Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация), Положение о которой утверждено Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1315.

Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью и государственная регистрации прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним определена Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ.

В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором. Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав[5].

Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Правовой статус органов, осуществляющих государственную регистрацию, ее порядок и особенности регистрации отдельных видов прав устанавливаются Законом о государственной регистрации прав[6]. В соответствии с данным Законом обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения его в действие. Права, возникшие ранее, признаются юридически действительными. Регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Государственную регистрацию договора об ипотеке предусматривает п.1 ст.10 Закона об ипотеке[7].

С целью обеспечения жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности и не используемых для реализации полномочий Российской Федерации, определенных федеральными законами, Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2008 г. № 234 "Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности" установлен для федеральных органов исполнительной власти запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности.

В процессе применения норм о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним необходимо учитывать постановление Правительства РФ от 12.11 2004 № 627, которым внесены изменения в некоторые акты Правительства РФ по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Данным постановлением, в частности, внесены изменения в постановление Правительства РФ от 17.09.2003 № 580 "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Это связано с тем, что в рамках проводимой в стране административной реформы создана Росрегистрация, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Порядке государственной регистрации договоров купли-продажи и перехода права собственности на жилые помещения определён в Инструкции, утвержденной приказом Минюста РФ от 6 августа 2001 г. № 233.

Действующий гражданский закон в большинстве случаев не требует нотариальной формы сделок с недвижимостью наряду с их государственной регистрацией, ибо это без необходимости усложнило бы процедуру их совершения и привело бы к неоправданным дополнительным затратам для участников. Вместе с тем во многих ситуациях он предусматривает и иные особенности правового режима недвижимости в сравнении с движимыми вещами (например, при обращении взыскания на заложенное имущество, при определении объема правомочий унитарных предприятий на закрепленное за ними имущество публичного собственника и др.). Не относятся к недвижимости (и, следовательно, не требуют регистрации своего правового состояния) вещи, хотя и обладающие значительной ценностью, но не связанные с землей и не признаваемые в качестве недвижимости законом. Например, при продаже "дома на снос" объектом сделки в действительности является не дом, а совокупность стройматериалов, из которых он состоит, и которая сама по себе не имеет связи с землей. Все это - движимые вещи. Как указывает закон, движимыми признаются любые вещи, не отнесенные им к недвижимости (п.2 ст.130 ГК РФ).

Законом может быть установлена государственная регистрация сделок с определенными видами движимых вещей (п.2 ст.164 ГК РФ), например с некоторыми ограниченными в обороте вещами. В этом случае она имеет правопорождающее значение и влияет на действительность соответствующих сделок (хотя и не превращает движимые вещи в недвижимые, ибо последние должны быть признаны в этом качестве законом). Ее также не следует смешивать с технической регистрацией некоторых движимых вещей, например автомототранспортных средств или стрелкового оружия в соответствующих органах внутренних дел. Такая регистрация может влиять лишь на осуществление гражданских прав (например, запрет эксплуатации автомобиля владельцем, не зарегистрированным в этом качестве в органах Государственной автомобильной инспекции), но не на их возникновение, изменение или прекращение (в частности, на право собственности на автомобиль).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты