Обеспечение прав и свобод человека

Обеспечение прав и свобод человека

ВВЕДЕНИЕ


Права человека имеют сложную структуру. Существуют определенные различия в понятиях «права человека» и «права гражданина», «права» и «свободы» человека, «основные (фундаментальные) и иные права человека», «права индивида» и «коллективные права». Права человека различаются по времени возникновения («поколения прав человека»), по сферам жизнедеятельности — личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права и свободы.

В соответствии со ст.2 Конституции Республики Беларусь записано, что «человека, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью общества и государства.» [5. ст.2] Понятие «право» в большей мере предполагает какие-то положительные действия, услуги со стороны государства или правомочия человека на участие в деятельности определенных общественно-политических, хозяйственных структур. Основные права и свободы человека не отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права человека являются одним из самых существенных свойств гражданского общества, определяющие уровень его культуры и цивилизации.

Для соблюдения прав и свобод человека необходимо обеспечить гарантии защиты этих прав. А гарантиями права выступают системы условий, средств и способов, обеспечивающих каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод.

По сфере действия различают международные гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ и национальные гарантии обеспечение защиты прав человека.


1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Нестабильность политической ситуации в мире, постоянно назревающие военные конфликты, которые на протяжении всей истории отличались особой жестокостью привели к необходимостью объединения всеобщих усилий по обеспечению международных гарантий защиты человечества.

Международное право регламентирует основу свободы, справедливости и всеобщего мира, в котором признание достоинства человека будет всеобщим для всех.

Международные гарантии защиты прав человека закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах и других документах, принципами которых создаётся мир без вооруженных конфликтов, принципами которых является устранение тирании и угнетения. Любой вооруженный конфликт представляет собой угрозу для жизни человека. Поэтому значительная часть норм международного гуманитарного права призвана обеспечить защиту жизни. Их осуществлением занимаются ООН, ее органы, а также ЮНЕСКО, МОТ, через различного рода международные программы и проекты. Их осуществлением занимаются ООН, ее органы, а также ЮНЕСКО, МОТ, через различного рода международные программы и проекты. Важное значение в этом плане имеет деятельность Совета Безопасности, комитетов Генеральной Ассамблеи, Международного Суда ООН и специализированных учреждений — Комитета по правам человека, Комитета по правам ребенка, Комитета против пыток.

Жизнь - это неотъемлемое право каждого, так как «все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». [1, ст. 1] В основе международного права лежит обязанность защиты жизни гражданского населения, а также здоровья и неприкосновенности мирных жителей, включая раненых или пленных, а также сложивших оружие. В частности, запрещается нападение на этих лиц или умышленное причинение им физического вреда. Совокупность всех норм по охране жизни человека устанавливают недопустимость произвольного лишения жизни и это ставит вопрос о несоответствии норм международного права смертной казни, так как это является посягательством на права человека. Закреплению этому может служить Международный пакт о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни. «Каждый, кто приговорён к смертной казни, имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора. Амнистия, помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях». [2, ч.3, ст.6, п.4]

Одними из основных источников международного права являются четыре Женевские конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов от 12 августа 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним от 8 июня 1977 г. Основными нормами этих конвенций по защите гражданского населения является «обеспечения уважения гражданских объектов стороны, находящиеся в конфликте, должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами (участниками военных действий - ред.), a также между гражданскими объектами и военными объектами, и соответственно направлять свои действия только против военных объектов.» [3, ст. 48]

Для контроля выполнение и обеспечение прав человека, был учреждён специальный орган — это Комитет по правам человека. Который создан в соответствии с Пактом о гражданских и политических правах 1966 г. и Факультативным протоколом к этому Пакту. «Участвующее в настоящем Пакте государство может в любое время заявить, что оно признаёт компетенцию Комитета получать и рассматривать сообщения о том, что какое — либо государство — участник утверждает, что другое государство — участник не выполняет своих обязанностей по настоящему Пакту. Сообщения, предусматриваемые настоящей статьёй, могут приниматься и рассматриваться только в том случае, если они представлены государством — участником, сделавшим заявление о признание для себя компетенции этого Комитета ». [2, ч.3, ст.41, п.1]

В компетенцию международных органов по защите прав человека входит рассмотрение:

1) докладов государств – участников договора о принимаемых ими законодательных, административных и иных мерах по претворению в жизнь обязательств, зафиксированных в договоре;

2) сообщений государств – участников договора о том, что другое государство-участник не выполняет своих обязательств по данному договору;

3) индивидуальных петиций лиц, утверждающих, что какое-либо из их прав, зафиксированное в соответствующем договоре, было нарушено, и которые исчерпали все внутренние средства правовой защиты. Данным правомочием наделены: Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток и некоторые другие международные органы.

Получив сообщение о нарушении каким-либо государством прав индивида, предусмотренных в международном договоре, комитет должен убедится, что:

1) этот же вопрос не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования;

2) лицо исчерпало все доступные внутренние средства правовой защиты (данное правило не действует, когда применение таких средств неоправданно затягивается).

Органы по защите прав уведомляет соответствующее государство, которое в течение определенного срока представляет письменные объяснения, разъясняющие этот вопрос и любые принятые им меры. Комитет в закрытом заседании исследует сообщение лица, объяснения государства и сообщает свои соображения обеим сторонам.

Решения комитетов по индивидуальным жалобам юридически необязательны, однако государства выполняют их добровольно, восстанавливают нарушенные права личности и приводят свое законодательство и правоприменительную практику в соответствие с международно-правовыми нормами.

Важность судебных гарантий для эффективной защиты основных прав человека не подлежит сомнению. Однако большинство международных соглашений в области прав человека не включают судебные гарантии в число обязательств по которым нельзя отступать ни при каких обстоятельствах. Следовательно, применение судебных гарантий, предусмотренных правом прав человека, может быть приостановлено в случае войны или иного чрезвычайного положения, угрожающего жизни нации. Таким образом, даже если в случае чрезвычайного положения, угрожающего жизни нации, будет приостановлено применение судебных гарантий, предусмотренных правом прав человека, с началом вооруженного конфликта эти гарантии вновь будут применяться в полном объеме, на этот раз в силу начала применения международного права.

Верховенство судебных гарантий как одно из прав по защите человека и общества осуществляет Международный Суд состоит из 15 независимых судей. Избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности на срок девять лет с правом переизбрания. Местопребывание Суда — Гаага. Решение Суда считаются обязательными для государств — сторон в споре. В случае невыполнения какой — либо стороной в деле обязательства, возложенного на неё решением Суда, Совет Безопасности по просьбе другой стороны «может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение» [4. ст. 94, п.2]

Для усиление роли Комиссии ООН в деятельности по соблюдению прав человека был образован пост Верховного комиссара по правам человека. Назначаемый на четырёхлетний срок Верховный комиссар выполняет широкий круг обязанностей: «содействует защите и результативному использованию всех прав человека; поощряет международное сотрудничество в области защиты прав человека; активизирует и координирует работу по защите прав человека в рамках системы ООН; содействует развитию новых форм нормативных документов и способствует ратификации договоров по решению проблем в этой области». [6.] Верховный комиссар наделён полномочиями осуществлять ответственные действия при серьёзном нарушении прав человека и предпринимать шаги по предотвращению этого нарушения.

И принимая во внимание, что ценность человеческой личности и равноправие между людьми, содействует социальному прогрессу и улучшение условий жизни, рабство и подневольное состояние является неприемлемым формой общественной жизни. Так в статье 4 Всеобщей декларации прав человека говорится «Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах». [1. ст.4]

Принцип ответственности за нарушение норм и принципов международного права, базируется на ряде конкретных норм, устанавливающих ответственность участников вооружённых конфликтов за нарушение соответствующих международно-правовых предписаний. Действие данного принципа распространяется не только на физических лиц, но и на государства. Так как независимо от ответственности, которая может пасть на отдельных лиц, держащая в плену держава несёт ответственность за обращение с военнопленными.

Прав на жизнь, свободу не будет иметь значимости, если человек будет «подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию». [1. ст5]

Важное значение в осуществлении этих прав имеет специализированный орган - Комитета против пыток. Он был учрежден в соответствии с Конвенцией против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года Комитет правомочен получать и рассматривать сообщения лиц, находящихся под его юрисдикцией, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения положений Конвенции, или сообщения такого рода, поступающие от их имени.

Одним из не малозначительных прав, является право на свободу и личную неприкосновенность, которое может осуществляться лишь в том случае, если это условие будет соблюдаться как для каждого человека в отдельности, так и для всех людей. Все люди равны перед законом и имеют общие права, благодаря которым «никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишён свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом»[2, ч.3, ст.9,п.1] Дети тоже имеют право на особую защиту и помощь, и принимая во внимание что «ребёнок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». [7.] Важнейшее внимание по разработке и принятию норм международного права. Касающихся интересов детей, является ООН, входящие в её состав специализированные структуры — Комитет по правам ребёнка, Детский фонд ЮНЕСЕФ. Главным документом в этом области является Конвенция о правах ребёнка, принятая в 1989г. Данная конвенция занимает особую ступеньку в сфере международного права, как наиболее чёткое выражает проблему мирового сообщества в отношении детей. Основная идея Конвенции состоит в наилучшем обеспечении интересов ребёнка. «Государства — участники принимают все необходимые меры для обеспечение защиты ребёнка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребёнка, родителей ребёнка, законных опекунов или иных членов семьи.» [7, ст.2,п.2]

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты