Хельсинкский Заключительный акт определил направления и конкретные формы сотрудничества государств в различных областях, относящихся к правам человека, включая образование, культуру, информацию. Он стал основой, на которой вот уже много лет развивается плодотворное сотрудничество государств Европы, США и Канады в области прав человека.
На Общеевропейской встрече в верхах в Париже (1990 г.), а также на встречах представителей государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшихся в Белграде (1977—1978 гг.), Мадриде (1980—1983 гг.), Вене (1986— 1989 гг.), Копенгагене (1990 г.), в Москве (1991 г.), были разработаны и приняты конкретные решения по развитию сотрудничества европейских государств, США и Канады в сфере прав человека.
В ходе обсуждения предложений по контролю за выполнением государствами своих обязательств по правам человека государства-участники Венского совещания, приняв в 1989 г. итоговый документ Венской встречи, решили, что в своих взаимоотношениях они будут обмениваться информацией и отвечать на запросы друг друга о ситуации с правами человека на их территории. Они также согласились проводить двусторонние встречи с другими государствами-участниками в целях изучения вопросов, относящихся к человеческому измерению СБСЕ, включая ситуации и конкретные случаи, связанные с нарушением прав отдельных людей.
В Парижской хартии для новой Европы предусматривалось создание Парламентской ассамблеи СБСЕ, в которую должны войти члены парламентов всех государств-участников. В рамках этого парламента могли бы быть созданы специальные органы с полномочиями рассматривать отдельные нарушения основных прав и свобод человека и принимать обязательные по ним решения.
В будущем возможно и объединение существующих в Европе региональных органов в единую организацию, в которую войдут все государства — участники Европейского континента. Этот процесс практически происходит уже сейчас путем вступления в члены Совета Европы восточноевропейских государств, что неизбежно приведет к реорганизации всех европейских региональных организаций.
Политические события конца 80-х — начала 90-х гг. на востоке Европы кардинальным образом изменили геополитическую карту этого континента. Социально-политические различия западноевропейских и восточноевропейских государств стали стираться. Постепенно зреют политические предпосылки интеграции всей Европы, что неизбежно приведет к образованию единого европейского правового пространства и созданию условий для эффективной защиты основных прав и свобод человека на этом континенте.
Межамериканская конвенция по правам человека, которая была принята 20 ноября 1969 г. на Межамериканской дипломатической конференции в Коста-Рике, во многом схожа с Европейской конвенции. Лишь 12 из 19 латиноамериканских государств, участвовавших в конференции, подписали этот документ. В число стан не подписавших данный документ входило США. Потребовалось почти 10 лет, чтобы 11 государств приняли её.
Перечень прав и свобод, провозглашенный в Межамериканской конвенции, ограничен лишь традиционными гражданскими и политическими правами. Более того, в ней не нашел отражения ряд прав и свобод, закрепленных в Пакте о гражданских и политических правах, таких как право народов на самоопределение, право этнических, религиозных и языковых меньшинств пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию, исполнять свои обряды, а также пользоваться родным языком и др. В Конвенции нет перечня основных социально-экономических прав. Статья 26 этого документа содержит лишь общее пожелание об их “последовательной реализации”.
Согласно Межамериканской конвенции по правам человека полномочия по контролю за выполнением обязательств, взятых государствами-участниками, возложены на Межамериканскую комиссию и Межамериканский суд по правам человека. Их функции во многом заимствованы из Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Деятельность этих органов оказалась практически неэффективной. Примером может служить то, что за годы своего функционирования Суд вынес меньше десяти консультативных заключений и решений. А так же тот факт, что большинство стран Латинской Америки лишены не только социально-экономических, но и элементарных гражданских и политических прав. В этих странах многие лица являются жертвами репрессий, томятся в тюрьмах и концлагерях, подвергаются пыткам. Хотя, эти государства вошли в ряд стран, принявших Межамериканскую конвенцию по правам человека, и взяв, таким образом, обязательство соблюдать закрепленные в ней права и свободы человека.
Сравнительный анализ деятельности европейских и американских региональных органов по защите прав человека свидетельствует о том, что только на основе схожести политических систем, их политической и правовой стабильности, исторического опыта, близости уровней социально-экономического развития, общих правовых традиций возможна их эффективная деятельность. Стоит отметить, что функционирование Европейской комиссии и Суда по правам человека оказалось намного успешнее, чем деятельность аналогичных органов на Латиноамериканском континенте. Возможно, именно поэтому, в Азии до сих пор нет региональных органов по правам человека.
В отличие от азиатских, африканские государства создали в 1981 году региональную организацию по правам человека, приняв Хартию прав человека и прав народов, положения которой учитывают специфику континента и задачи государств-участников. В этом документе особое внимание уделяют на вопросам самоопределения, борьбы с колониализмом, с иностранным господством, проблемы социально-экономического и культурного развития, осуществления суверенных прав над природными богатствами и ресурсами. Значительное место в Хартии заняли такие права народов, как право на международный мир и безопасность, право на развитие, право на благоприятную окружающую среду и другие права, имеющие особое значение для ликвидации остатков колониализма и свободного развития африканских народов. Однако, для воплощение этих прав, Хартия предусмотрела создание только Комиссии прав человека и прав народов. Эта Комиссия ежегодно проводит свои сессии. Согласно ст. 62 Хартии, государства-участники обязуются каждые два года представлять доклады о законодательных и иных мерах, принятых ими для обеспечения прав и свобод, предусмотренных в Конвенции. Функции Комиссии сформулированы лишь в общих чертах, и в Хартии не содержится положений о полномочиях этого органа принимать какие-либо рекомендации или решения по обсуждаемым докладам. На практике Африканская комиссия формулирует лишь предложения по законодательному обеспечению тех или иных прав и свобод, предусмотренных в Хартии.
В этом документе в отличие от Европейской и Межамериканской конвенций проводится различие между сообщениями о единичных нарушениях прав индивидов и теми, которые “свидетельствуют о существовании многочисленных случаев массовых и грубых нарушений прав человека и прав народов” (ст. 58). Если Африканская комиссия на основании изучения сообщений приходит к выводу о наличии в той или иной стране систематических нарушений прав человека и прав народов, она извещает об этом Ассамблею глав государств и правительств и после проведения расследований таких случаев и представляет ей свой доклад с выводами и рекомендациями. Все сообщения рассматриваются конфиденциально до тех пор, пока Ассамблея глав государств и правительств не примет иного решения.
Процесс продвижения к демократии в Африке развивается весьма сложно и противоречиво. Это связанно, возможно, с тем, что на данной территории делается акцент на особые традиции Африканского континента, а уважение основных прав и свобод человека большинство воспринимает, как европейское понятие демократии. И все же для многие политические лидеры Африки считают, что единственный возможный путь развития стран континента - политический плюрализм, демократические выборы, экономические реформы.
3. НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
В Париже в 1991 году по инициативе Комиссии по правам человека ООН состоялось первое Международное совещание, главный вопрос состоял в компетенции национальных учреждений, занимающихся поощрение и защитой прав человека. Итоги этого совещания были поддержаны Комиссией по правам человека в качестве главных принципов, касающихся статуса и функционирования национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав. Парижские принципы подтвердили необходимость наделение национальных учреждений широком компетенцией по поощрению и защите прав человека, закреплённых в конституции и законах.
В соответствии с этим на национальные учреждения возложен ряд последующих функций:
· «предоставлять правительству, парламенту и любому другому компетентному органу рекомендации, предложения и доклады, касающиеся любых вопросов, связанных с защитой прав человека;
· поощрять согласование национального законодательства с международными документами по правам человека;
· содействовать ратификации международных договоров и следить за осуществлением международных стандартов;
· оказывать содействие в подготовке докладов, представляемых в соответствии с международными документами;
· принимать участие в разработке программ, касающихся преподавания и исследований по вопросам прав человека, и распространять информацию о правах человека, принимая во внимание общественность к этим вопросам, в частности по средствам информирования и просветительской деятельности;
· сотрудничать с ООН, региональными учреждениями и национальными учреждениями других стран». [6. стр.125]
Так же национальным учреждениям были предоставлены такие полномочия как, получать жалобы от отдельных лиц о нарушении прав человека и принимать соответствующие меры, а так же в случае такой необходимости, направлять их любому компетентному органу.
Под понятием национальное учреждение, занимающиеся поощрением и защитой прав, понимается орган, который создаётся правительством в соответствии с конституцией или законом и функции которого определены как поощрение и защита прав человека. На практике в многих стран мира к таким учреждениям будут относится комиссии по правам человека или институты омбудсмена.
Комиссии по правам человека обычно выполняют одну или несколько определённых функций, непосредственно связанных с поощрением и защитой прав человека, в их число входит консультативная функция и просветительская функция. Основное направление деятельности комиссии может охватывать широкий спектр прав или может ограничиваться защитой конкретной уязвимой группы.
Само понятие «омбудсмен» означает представлять других лиц. Его родимой считается Швеция. Так в 1713 году была учреждена должность королевского омбудсмена. Во многом благодаря деятельности омбудсмена удаётся предупредить незаконные действия должностных лиц и служащих государственного аппарата. Решение омбудсмена носят рекомендательных характер. Данный институт позволяет обеспечить постоянную связь между государством и гражданским обществом, примирить частные и публичные интересы. Институт омбудсмена служит наиболее подходящей формой урегулирование споров и конфликтов, возникающих между представителями власти и отдельными гражданами. Особая популярность данного института объясняется многими демократическими чертами и принципами которыми руководствуется каждый омбудсмен в своей работе: независимость, нейтралитет и беспристрастность, конфиденциальность, отсутствие официальности.
Институт омбудсмена стал неотъемлемой частью механизма существования публичной правозащитной деятельности. Более широкую характеристику данного института даёт три наиболее интересные его модели - шведская, которая возникла в 1809 году и послужила прообразом для всех последующих, двум более современным — английской и французской, каждая из которых имеет определённые отличия. Нет даже двух стран в мире, где осуществляется абсолютно одинаковые институты омбудсмена.
В Республике Беларусь высшей целью является, как и большинство стран, стремление утвердить права и свободы гражданина своей страны. При этом государство стремилось максимально учесть международные стандарты и создаваемый механизм правового государства получил своё отражение в Конституции Республики Беларусь. Данный правовой акт является «фундаментом» всей нормативно- правовой базы и воплощает в себе полный набор общепризнанных прав и свобод человека. Статья 2 Конституции Республики Беларусь закрепляет, что «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства» [5, ст.2] Раздел второй Конституции Республики Беларусь
К числу личных прав и свобод Конституция относит:
право на жизнь [5, ст.24]
право на обеспечение государством свободы, неприкосновенности личности [5, Ст25]
право презумпции невиновности [5, ст.26]
право на защиту от принуждения давать показания и объяснение против самого себя, членов семье, близких родственников [5,ст.27]
права на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь [5, ст.28]
право на получение, хранение и распространение информации. [5, ст.34]
Конституция так же содержит гарантийный механизм обеспечение прав, свобод и обязанностей граждан. В качестве таких гарантий выступают положения, которые закреплены в ст. 58-62 Конституции Республики Беларусь .
Закрепление прав и свобод человека произошло так же в принятых законах Республики Беларусь: Законе «О гражданстве», Законе «О народном голосовании», Законе «О правах ребёнка», Законе «О национальных меньшинствах».
Следует отметить, что никакой нормативный акт уровнем ниже Конституции не может быть действительным, если он не отвечает гарантированным Конституцией основным правам.
При этом далеко не все нормативно- правовые акты, принятые в Республике Беларусь, полностью отвечают требованиям международно-правовых актов, ратифицированных нашим государством.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены основные положения международных и региональных гарантий защиты прав человека, а так же национальная система защиты и обеспечения прав человека. Актуальность изучения данной темы заключается в том, что в наше время в мире происходит всеобщее стремление в утверждении права и свободы гражданина своей страны. При этом государство стремилось максимально учесть международные стандарты.
Эффективное функционирование защиты прав и свобод человека имеет большую популярность не только в обществе, но и в глазах граждан. Организация и способы по защите этих прав весьма различны, однако цель их едина.
Можно сказать так же и о том, что обеспечение и защита прав человека на территории своей страны, делает её более демократическим. Это объясняется тем, что любое демократического государство ставит перед собой задачу, об улучшение качества жизни и равновесии социальных отношений в обществе, препятствуя разногласиям между гражданами и государственными органами.