Обеспечение правового положения Федеральной службы безопасности РФ
Оглавление
Введение
Глава 1. Организационная структура Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации, ее задачи, принципы и основные направления деятельности.
§1. Организационная структура Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации
§2. Задачи и принципы Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации
§3.Основные направления деятельности Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации
Глава 2. Контроль и надзор за деятельностью Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации
§1. Контроль за деятельностью Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации
§2. Надзор за деятельностью Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации
Заключение
Список нормативных актов и литературы
Введение
Данная тема весьма актуальна в настоящие время, государство в процессе своей организации имеет определенное нормативное регулирование всех нормативных процессов происходящих в нем. Оно имеет определенную систему законодательства, которое является источником нормативно правовых актов. Все возникающие правоотношения в государстве подлежат нормативному регулированию. Правовое регулирование необходимо в современном мире. Любое процессуальное действие должно иметь под собой нормативную подоплеку. Государство выполняет определенные конституционные обязанности, в частности одной и них является обеспечения безопасности. Выполнения данной обязанности реализуется через органы безопасности существующие в государстве, одним из которых является Федеральная Служба Безопасности РФ. Даная служба имеет ряд задач выполнение которых определено ее компетенцией и закреплено нормативно, тем самым определяя законность и правомерность деятельности осуществляемой органами Федеральной службы безопасности.
Разработкой данной темы занимались такие ученные как Айвар Л.К. — доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН, профессор кафедры Московского пограничного института ФСБ России, Бараненков В.В. — кандидат юридических наук, доцент, докторант Московского пограничного института ФСБ России, Гвоздев А.Б. — доктор юридических наук, профессор, вице-президент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка и другие.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения связанные с обеспечением правового положения деятельности федеральной службы безопасности.
Предметом курсовой работы является нормативно правовые акты регулирующие вопросы правового положения ФСБ России
Основная цель исследования заключается в рассмотрении вопросов связанных с обеспечением правового положения Федеральной службы безопасности РФ.
Основные задачи курсовой работы:
Рассмотреть организационную структуру ФСБ России
Определить задачи и принципы ФСБ России
Выявить основные направления деятельности ФСБ России
Изучить контроль за деятельностью ФСБ России
Уточнить вопросы надзора за деятельностью ФСБ России
Положение выносимые на защиту:
Федеральная служба безопасности Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет деятельность по обеспечению безопасности России. Данный орган имеет определенную структуру, от слаженности работы которой зависит успех и качество обеспечения безопасности государства.
В процессе осуществления деятельности по обеспечению национальной безопасности государства ФСБ России руководствуется определенными нормативными актами, такими как: Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы Российской Федерации и другие нормативно правовые акты. Правовое закрепление определяет задачи и принципы Федеральной службы безопасности РФ, а также основные направления деятельности.
Деятельность Федеральной службы безопасности РФ подлежит определенному контролю и надзору со стороны лиц имеющих на то полномочия.
Глава 1. Организационная структура Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации, ее задачи, принципы и основные направления деятельности
1.1 Организационная структура Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации
Любая деятельность силовых органов подлежит строгой регламентации, а именно правовому закреплению. Данное обстоятельство является необходимым, так как без него возможно нарушение прав и свобод, а также превышение должностных полномочий при их осуществлении в той или иной сфере деятельности. Российское законодательство имеет определенную законодательную базу определяющую правовое положение того или иного органа. Федеральная служба безопасности РФ также имеет определенное правовое закрепление, которое позволяет выполнять поставленные задачи без нарушения конституционно правовых норм в ходе организации служебной деятельности. Прежде всего, стоит отметить, что правовое положение Федеральной службы Безопасности РФ определяется как на федеральном уровне Конституция Российской Федерации федеральными законами, и иными нормативно правовыми актами, но и на международном уровне, в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Таким образом, следует отметить, что правовое положение Федеральной Службы Безопасности имеет весьма широкую нормативную базу.
Рассматривая правовое положение, основу организации и деятельности Федеральной службы безопасности РФ на уровне федерации, следует, прежде всего, отметить Федеральный Закон Российской Федерации от 3 апреля 1995. В данном нормативном правовом акте рассматриваются основные положения Федеральной службы безопасности РФ, направления деятельности, полномочия, силы и средства, меры контроля и надзора за деятельностью Федеральной службы безопасности.
В соответствии с Указом президента «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти», следует сказать, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Федеральная служба безопасности — единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Руководство деятельностью федеральной службы безопасности осуществляется Президентом Российской Федерации.
Управление федеральной службой безопасности осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы. Руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Федеральная служба безопасности является не просто совокупностью, а единой централизованной системой Систему можно рассматривать, как «нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей»[1] составляющих ее органов. Это обусловлено спецификой предназначения и деятельности федеральной службы безопасности и означает, что, в отличие от некоторых других правоохранительных органов, она вместе с входящими в ее состав органами представляет собой единое целое, в котором взаимодействие отдельных частей образует синергетический эффект, когда свойства организационного целого превышают сумму свойств отдельных его частей. К примеру, из комментария к Закону Российской Федерации «О милиции» авторы Соловей Ю.П., Черников В.В рассматривают данный вопрос следующим образом: « Система органов федеральной службы безопасности характеризуется единством и централизацией, обусловлено ее природой и отличает ее от ряда других правоохранительных систем. Например, милицию нельзя характеризовать как цельную, единую, обособленную на всех уровнях службу. Милицейские аппараты управления раздроблены и действуют в составе органов внутренних дел под руководством их начальников. Объединение милиции с иными государственными институциями в органы внутренних дел, по существу, является механическим и не порождает новых, интегративных качеств, присущих именно органу внутренних дел, а не какой-либо из составляющих его частей.[2] Единство федеральной службы безопасности обеспечивается в том числе ярко выраженными единоначалием и централизацией управления. Руководство деятельностью федеральной службы безопасности, входящей и в систему государственных органов обеспечения безопасности[3] и в военную организацию государства[4], осуществляется Президентом Российской Федерации, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, в Частности Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»[5], федеральными законами руководит деятельностью ряда федеральных органов исполнительной власти, включая ФСБ России, утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения о них, назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации[6] и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации[7].Непосредственное управление федеральной службой безопасности осуществляется Директором ФСБ России как руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы. Его полномочия определены пунктом 11 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации[8]. Директор ФСБ России назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации, по статусу приравнивается к министру Российской Федерации[9] .
К органам федеральной службы безопасности относятся:
федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);
управления (отделы) федерального органа исполнительной' власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);
управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы);
другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);
авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения
специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.
Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы и другие органы безопасности являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и находятся в его прямом подчинении.