Обеспечение правового положения Федеральной службы безопасности РФ

Основные задачи внутриведомственного контроля:

проверка выполнения плановых заданий;

проверка использования материальных и финансовых ресурсов;

проверка сохранности государственной собственности;

проверка правильности постановки бухгалтерского учета;

проверка состояния контрольно-ревизионной работы;

пресечение фактов бесхозяйственности, расточительства и т.п.

Внутриведомственный контроль затрагивает основные стороны деятельности органов управления воинских частей, кораблей, военных образовательных учреждений, военных организаций и предприятий. Организуется чаще всего в виде ревизий, инспектирования или проверок.

Инспектирование – важнейшая форма контроля за поддержанием высокой боевой готовности органов ФСБ России. Главной целью инспектирования является определение состояния боевой мобилизационной готовности структурных подразделений ФСБ России, региональных управлений, соединений, частей, военных образовательных учреждений профессионального образования и их способность выполнять административно-служебные задачи в соответствии с их предназначением.

Основной формой инспектирования является инспекторская проверка, в ходе которой могут проводится инспекторские тактические, тактико-специальные и командно-штабные учения, тактические учения и с боевыми стрельбами, а также занятия и выходы кораблей в море, строевые смотры и т.д.

При инспектировании и проверках важна и прямая постановка вопросов о соблюдении требований государственной дисциплины и законности.

Внутриведомственный контроль проводится методами ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности. Они осуществляются КРО Центральной инспекции ФСБ Росси и его подразделениями в региональных управлениях.

В зависимости от целей и задач проверки бывают плановые и неплановые, комплексные и по отдельным частным Вопросам. По завершении проверки проводится итоги и разборы их результатов.

Специальный контроль осуществляется по какому-либо конкретному вопросу.

В целях совершенствования правового регулирования деятельности организаторской работы с кадрами, правовой подготовки и правового воспитания личного состава проводятся занятия по правовой полготовке военнослужащих, организованы специальные юридические службы.

Юридическая служба призвана содействовать правовыми средствами органам управления и их должностным лицам в осуществлении их полномочий в точном соответствии с законами Российской Федерации.

Контроль командиров во вверенных им частях обусловлен их положением как органов военного управления, действующих на основе полного единоначалия. Немалое значение для обеспечения законности в ФСБ Росси имеет деятельность судов. Правосудие имеет своей задачей обеспечение точного и неуклонного исполнения законов всеми учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами России. Военные суды ведут борьбу с посягательствами на безопасность РФ, воинскую дисциплину и установленный в ФСБ России порядок несения службы.


2.2 Надзор за деятельностью ФСБ России


Надзор за соблюдением законности исполнительно-распорядительной деятельности ФСБ России подразделяется на два вида. Первый из них – общий надзор.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» предметом общего надзора являются:

Исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законами, издаваемым ими правовых актов;

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

Исполнение законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительного следствия;

Исполнение законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Сущность и назначение прокурорского надзора сводится к тому, чтобы следить за установлением единого понимания законности, обеспечивать правильное применении законов в Российской Федерации.

Одной из основных форм прокурорского реагирования на выявленные незаконные акты органов управления ФСБ России является принесение протеста, в котором прокурор ставит вопрос об отмене противоречащих закону актов и восстановлении нарушенной законности. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, военный прокурор в праве установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Прокурор также в праве вносить представления об устранении нарушения закона органу или должностному лицу, допустившему нарушение, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу, правомочному устранить допущенное нарушение и объявить предостережение о недопустимости нарушения закона. Данное представление подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течении месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено военному прокурору в письменной форме.

Вторым видом надзора является административный. Он представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления разнообразных и специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах.

Административный надзор можно подразделить на два вида: надведомственный и внутриведомственный.

Надведомственный административный надзор осуществляется в отношении органов исполнительной власти, предприятий, учрежлений, организаций общественных объединений и граждан специальными субъектами, наделенными для этого особыми полномочиями.

Особенности административного надзора состоят в том, что между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность, то есть деятельность органа надзора распоространяется, как правило, на поднадзорные объекты независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.

Субъекты надзора вправе при соответствующих обстоятельствах применять к объектам надзора меры административного принуждения.

Основной задачей органов административного надзора, вытекающей из характера содержания их деятельности, является обеспечение четкого единообразного исполнения специальных норм и общеобязательных правил, то есть обеспечение законности в управлении. Решение данной задачи осуществляется путем предупреждения, пресечения правонарушений, привлечения к ответственности виновных лиц.

В том или ином органе, организации на предприятии, в учреждении, может организоваться внутриведомственный административный надзор, задачи которого те же, что и надведомственного административного контроля, но в пределах своего органа, организации, предприятия, учреждения. Органы внутреведомственного контроля учреждаются, как правило, в составе функциональных органов управления. Они действуют от имени этих органов (как его аппарат) либо выступают в качестве относительно обособленных структурных подразделений, выполняющих надзорные функции на основе специально издаваемых о них положений

Подводя итог, следует отметить, что контроль за деятельностью органов федеральной службы безопасности осуществляют Президент РФ и Правительство РФ, соответственно через уполномоченные на то подразделения Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ, Палаты Федерального Собрания, судебных органов РФ.

Надзор за исполнением органами федеральной службы безопасности законов Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры. Прокурорский надзор является мощным инструментом обеспечения законности. Квалифицированное использование его возможностей выступает и весьма эффективным средством предупреждения нарушений законов.

Заключение


Рассмотрение вопросов правового положения того или иного органа власти является весьма трудоемким, но необходимым процессом. Деятельность федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности является очень важной для государственной целостности и неприкосновенности Российской Федерации в целом, что в свою очередь свидетельствует об актуальности данной темы. Правовое положение федеральной службы безопасности обуславливается наличие определенной нормативно-правовой базой, которая имеет регламентацию как на федеральном уровне – Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные акты, так и на международном – различные соглашения и меморандумы.

ФСБ России как и любой федеральный орган государственной власти имеет определенную структуру, благодаря которой данный орган действует как единое целое в процессе решения задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Организационная структура имеет нормативное закрепление. При организации своей деятельности ФСБ России выполняет ряд определенных задач по обеспечению безопасности. Также следует отметить принципы деятельности органов федеральной службы безопасности, которые всегда являлись важной составной частью их политико-правового положения. Однако неотъемлемой частью правового положения органов федеральной службы безопасности становятся только те принципы, которые были определены в законах, непосредственно регулирующих их деятельность. Принципы, определяющие порядок организации и деятельности органов федеральной службы безопасности, можно классифицировать по ряду оснований. Так, например, в зависимости от того, на какую сферу государственных отношений эти принципы распространяют свое действие, можно выделить две их группы: всеобщие принципы, имеющие отношение к деятельности всех органов государственной власти (принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, принцип гуманизма); отраслевые принципы организации и деятельности органов федеральной службы безопасности (принципы единства системы органов федеральной службы безопасности и принцип конспирации, сочетания гласных и негласных форм деятельности).

На данный момент существуют пять основных направлений деятельности органов федеральной службы безопасности: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью и террористической деятельностью, разведывательная деятельность, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности. Данные принципы обеспечивают качественное обеспечение безопасности Российской Федерации органами ФСБ России.

Необходимо отметить, что Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации обладает широкими полномочиями по контролю за органами исполнительной власти, в том числе за органами федеральной службы безопасности. Соответствующие права он осуществляет при реализации своих конституционных функций: как глава государства, как гарант Конституции Российской Федерации. Контроль за деятельностью органов федеральной службы безопасности Президент Российской Федерации осуществляет как непосредственно, так и через свою администрацию. Парламентский контроль осуществляют палаты Федерального Собрания Российской Федерации непосредственно, а также через специально созданные для этого органы: Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Счетную палату Российской Федерации.

Прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением органами федеральной службы безопасности Конституции Российской Федерации является соблюдение органами федеральной службы безопасности и их должностными лицами: положений Конституции Российской Федерации в своей деятельности.

Основные задачи курсовой работы достигнуты:

Рассмотрена организационная структура ФСБ России

Определены задачи и принципы ФСБ России

Выявлены основные направления деятельности ФСБ России

Изучен контроль за деятельностью ФСБ России

Уточнены вопросы надзора за деятельностью ФСБ России

Основные положения выносимые на защиту считаю раскрытыми.

Список нормативных актов и литературы

Нормативно-правовые акты:

1.       Всеобщая декларация прав человека(принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)

2.       Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.)

3.       Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// "Российская газета", N 237, 25.12.1993.

4.       Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. от 31 декабря 1997 г., 19июня, 3 ноября 2004 г.) //СЗ России. - 1997. - № 51. - Ст. 5712

5.       Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ"О федеральной службе безопасности"(с изменениями от 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 7 мая, 25 июля 2002 г., 10января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 15 апреля, 27 июля 2006 г.)// "Собрание законодательства РФ", 10.04.1995, N 15, ст. 1269.

6.       Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ России) — 1996 —№23 — Ст. 2750 (с изм. от 30 декабря 1999 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29июня, 22 августа, 29декабря 2004 г., 7 марта, 4 апреля 2005 г ); пункт 12 Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г № 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации» //СЗ России. - 2000. - № 17 - Ст. 1852

7.       Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 «Об утверждении Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации (с изменениями от 11 июля 2004 г., 31 августа 2005 г., 12 июня, 27 июля, 28 декабря 2006 г.)// "Российская газета", N 161, 15.08.2003,

8.       Указ Президента РФ от 7 февраля 2000 г. N 318) с (изменениями от 19 ноября 2003 г. «Об утверждении положения об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках)// СЗ России. - 2000. - № 17 - Ст. 1833

9.       Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300 «Об утверждении Концепция национальной безопасности Российской Федерации»(в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24. )// СЗ России. - 1997. - № 10 - Ст. 1342

 

Комментарии к нормативным актам:

1.       Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции» — 2-е изд., перераб и доп. — М.. Проспект, 2001

2.       В.Н. Ушакова, ИЛ. Трунова Правовое регулирование деятельности федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: Научно-практический комментарий // М: Эксмо, 2006. — 592 с. — (Комментарии к российскому законодательству).ISBN 5-699-13827-7

3.       Сумин А.А. Комментарий к Федеральному закону «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации»//М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М),2001.

 

Учебная и научная литература

1.       Слободанюк И.А Правовые аспекты обеспечения национальных интересов в системе безопасности государства и международной безопасности//Российский военно-правовой сборник №10:175 лет военно-юридическому образованию в Росси. Серия»Право в вооруженных силах-консультант».-М.:«За права военнослужащих»,2007.

2.       Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малькою-2-е изд., перераб. И доп. М.:Юристъ,2001

3.       Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им В.В Виноградова. — 4-е изд., дополн. — М.: Азбуковник, 1998 — С. 719;МильнерБ.З. Теория организации. — М.: ИНФРА-М, 1998. - С. 15

 

Периодическая печать

1.       Е. Тоболь «Законность и правопорядок: основные направления и способы их обеспечения»//-М.: Вестник Границы России №4,2005


[1] Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им В.В Виноградова. — 4-е изд., дополн. — М.: Азбуковник, 1998 — С. 719;МильнерБ.З. Теория организации. — М.: ИНФРА-М, 1998. - С. 15

[2] Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции» — 2-е изд., перераб и доп. — М.. Проспект, 2001

[3] статью 12 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» (с изм. и доп. по сост. на 7 марта 2005 г.) //Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации (Ведомости СНД и Верховного Совета Российской Федерации). - 1992. - № 15. - Ст. 769

[4] Пункт 6 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ России) — 1996 —№23 — Ст. 2750 (с изм. от 30 декабря 1999 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29июня, 22 августа, 29декабря 2004 г., 7 марта, 4 апреля 2005 г ); пункт 12 Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г № 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации» //СЗ России. - 2000. - № 17 - Ст. 1852

[5] См., в частности, статьи 12 и 32 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. от 31 декабря 1997 г., 19июня, 3 ноября 2004 г.) //СЗ России. - 1997. - № 51. - Ст. 5712

[6] (См., например, полномочия Президента Российской Федерации в области обороны, закрепленные статьей 4 Федерального закона «Об обороне»

[7] См. статью 11 Закона РФ «О безопасности»; Указ Президента Российской Федерации от 7 июня 2004 г. № 726 «Об утверждении положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации» //СЗ России. — 2004. — № 24. — Ст. 2392

[8] Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» (с изм. от 11 июля 2004 г.) //СЗ России. — 2003. — № 33. - Ст. 3254

[9] п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. № 960, с изменениями от 11 июля 2004 г// "Российская газета", N 161, 15.08.2003,

[10] Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ"О федеральной службе безопасности"(с изменениями от 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 7 мая, 25 июля 2002 г., 10января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 15 апреля, 27 июля 2006 г.)// "Собрание законодательства РФ", 10.04.1995, N 15, ст. 1269,

[11] Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции» — 2-е изд., перераб и доп. — М.. Проспект, 2001

[12] Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 Об утверждении положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации (с изменениями от 11 июля 2004 г., 31 августа 2005 г., 12 июня, 27 июля, 28 декабря 2006 г.)

[13] Всеобщая декларация прав человека(принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)

[14] Конвенция о защите прав человека и основных свобод(Рим, 4 ноября 1950 г.)с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.)

[15] В.Н. Ушакова, И.Л. Трунова Правовое регулирование деятельности федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: Научно-практический комментарий // М: Эксмо, 2006. — 592 с. — (Комментарии к российскому законодательству).ISBN 5-699-13827-7

[16] Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ"О федеральной службе безопасности"(с изменениями от 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 7 мая, 25 июля 2002 г., 10января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 15 апреля, 27 июля 2006 г.)

[17] Е. Тоболь «Законность и правопорядок: основные направления и способы их обеспечения»//-М.: Вестник Границы России №4,2005


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты