г) "собирание доказательств", "закрепление следов преступления", "фиксирование первичных доказательств" и другие.
Обнаружение преступлений более свойственно деятельности, осуществляемой органом дознания до возбуждения уголовного дела. Хотя при производстве расследования могут и должны наряду с известными выявляться и неизвестные факты преступлений, оно не свойственно ни дознанию, ни деятельности, осуществляемой на этапе дознания. Тем более нельзя выдвигать подобную задачу применительно к рассматриваемым объектам как один из понятие образующих признаков.1 Учитывая изложенное, основные понятия института дознания применительно к деятельности органов дознания, неуполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, на этапе дознания могут быть охарактеризованы следующим образом.
Дознание - это форма осуществляемого дознавателем (следователем) предварительного расследования по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.1 Этап дознания - это первоначальный этап расследования, период времени от возбуждения уголовного дела до направления его следователю, в течение которого органом дознания и лицом, производящим дознание, в пределах своей компетенции осуществляются уголовно-процессуальная и иная деятельность в целях обеспечения всесторонности, полноты и объективности предварительного следствия; предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений.
Деятельность органа дознания на этапе дознания заключается в осуществлении уголовно-процессуальной и иной деятельности с целью обеспечения всесторонности, полноты и объективности предварительного следствия, пресечения и раскрытия преступлений.
Иначе говоря, дознание - это всегда производство неотложных следственных действий и принятие соответствующих процессуальных решений. Поэтому нельзя именовать дознанием деятельность, осуществляемую в порядке ст.151УПК РФ.
Исходя из результатов анализа всей уголовно-процессуальной функции органа дознания, дознанием последовательно называть осуществляемую средствами стадии предварительного расследования уголовно-процессуальную деятельность органа дознания, направленную на обеспечение всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, но не само расследование в полном объеме. Несомненно, что в других странах например, таких как Франция, в содержание дознания могут включаться не только неотложные следственные действия и связанные с ними процессуальные решения. Так, во Франции, к примеру, согласно ст. 14 УПК Франции сюда отнесено "установление фактов нарушения уголовного закона, собирание о них доказательств и розыск лиц, их совершивших, пока не начато следствие".1
Основное различие между дознанием и предварительным следствием состоит в том, что предварительное следствие есть высшая и более сложная форма расследования, применяемая по делам о более серьезных преступлениях. По сравнению с предварительным следствием дознание можно рассматривать как упрощенную и укороченную по срокам форму расследования предусматривающую специальные правила производства по уголовным делам.
1.2 Предварительное следствие как форма предварительного расследования
Предварительное следствие в уголовном судопроизводстве РФ - одна из основных форм предварительного расследования преступлений, осуществляемая специально созданными для этого органами предварительного следствия. Таких как, следователи прокуратуры, следователи органов внутренних дел, следователями органов федеральной службы безопасности, (ст. 151 УПК РФ) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и которые обязательно производятся по подавляющему большинству преступлений.
Предварительное следствие - это процессуальная, т.е. урегулированная уголовно-процессуальным законом деятельность следователя, начинающаяся с момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем к своему производству и заканчивающаяся составлением обвинительного заключения, или, постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо постановления о прекращении уголовного дела.
В отличие от предварительного следствия, которое производится следователем, в суде проводится судебное следствие, которое является частью судебного разбирательства и осуществляется судом с целью исследования доказательств по рассматриваемому им уголовному делу. Правом на производство отдельных следственных действий или предварительного следствия, наделен руководитель следственного отдела.1 В Прокуратуре, Министерстве внутренних дел (МВД), Федеральной службе безопасности (ФСБ), органы по контролю за наркотическими и психотропными средствами созданы следственные аппараты, т.е. специализированные структурные подразделения, основной функцией которых является расследование преступлений. По штатному расписанию в этих подразделениях предусмотрены должности следователей (старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам), т.е. специалистов, непосредственно осуществляющих предварительное следствие. Систему органов предварительного следствия составляют, таким образом, следственные аппараты прокуратуры, органов внутренних дел, ФСБ.
Единство этой системы определяется уголовно-процессуальным законом, которым руководствуются все следователи, а также единым прокурорским надзором и судебным контролем над деятельностью следователей независимо от их ведомственной принадлежности.
Концепцией судебной реформы в Российской Федерации (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1993. № 44) предусмотрено создание единого следственного аппарата, организационно отделенного, как от прокуратуры, так и от МВД и ФСБ. Это может быть следственный комитет, имеющий статус самостоятельного ведомства, или институт следственных судей в судебном ведомстве. Однако идея создания единого следственного аппарата до настоящего времени остается не реализованной. Следственные аппараты строятся по территориальному или территориально-специализированному принципу. С учетом этого следственные подразделения соответствующих ведомств образуются применительно к административно-территориальному делению РФ, а также для расследования преступлений в воинских частях, на транспорте, в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Расследование преступлений для органов предварительного следствия является главной функцией, содержание которой состоит в быстром и полном раскрытии преступлений, своевременном привлечении к законной ответственности лиц, виновных в их совершении, выявлении причин и условий, способствующих преступлениям, и принятии мер к их устранению. С учётом того, что выполнение данной функции может быть сопряжено с посягательствами на безопасность следователей, в целях создания надлежащих условий для борьбы с преступностью Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов1", установил систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества следователей и близких им лиц. Предварительное следствие является основной формой расследования преступлений, предусматривающей наиболее полные гарантии соблюдения прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уголовного процесса.
По делам, не требующим обязательного предварительного следствия, оно может быть произведено только в тех случаях, когда это признает необходимым суд или прокурор1. Независимо от ведомственной принадлежности следователей они руководствуются едиными процессуальными правилами производства предварительного следствия, установленными уголовно-процессуальным законом. Эти правила обязательны также для прокурора, принявшего дело к своему производству, и начальника следственного отдела. На следователя возложена обязанность всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств расследуемого преступления. Все его решения по делу должны основываться на собранных доказательствах, оценку которых он производит по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием.
Гарантируя объективность предварительного следствия, закон установил основания, при наличии которых следователь не может принимать участия в расследовании дела.1 При наличии оснований для отвода следователь обязан устраниться от участия в деле. По этим же основаниям ему может быть заявлен отвод подозреваемым, обвиняемым, защитником, а также потерпевшим и его представителем, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителями. Вопрос об отводе следователя разрешается прокурором. В соответствии с уголовно-процессуальным законом при производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции (согласия, утверждения) от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Предварительное следствие осуществляется путем производства процессуальных действий и принятия процессуальных решений. Оно включает в себя:
▬ производство следственных действий (осмотр, допрос, опознание, следственный эксперимент и др.);
▬ применение мер процессуального принуждения;
▬ привлечение лица в качестве обвиняемого;
▬ допуск к участию в деле защитника, законного представителя, гражданского истца и других субъектов уголовного процесса;
▬ ознакомление участников с материалами законченного производства при окончании предварительного следствия и т.д.
Постановления
следователя, вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения
всеми учреждениями, должностными лицами и гражданами. Следователь обладает
процессуальной независимостью. В случае несогласия с указаниями прокурора о
привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о
направлении дела для предания, обвиняемого суду или о прекращении дела
следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным
изложением своих возражений, не исполняя данного указания1. В этом
случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает
производство следствия по этому делу другому следователю. По делам, по которым
предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент
приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения
органами дознания неотложных следственных действий
и истечения десятидневного срока, в течение которого закон предоставил им право
вести расследование таких дел. По находящимся в его производстве делам
следователь вправе давать органам дознания поручения и указания о
производстве розыскных и следственных
действий и требовать содействия при производстве отдельных следственных действий.
Такие поручения и указания даются в письменной форме и обязательны для органов
дознания. В случае необходимости производства следственных или розыскных
действий в другом районе
следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий
соответствующему следователю или органу дознания, который обязан выполнить
поручение в срок не свыше десяти суток.
Данные предварительного следствия могут быть преданы гласности лишь с
разрешения следователя или прокурора и в том объеме, в каком они признают это
возможным. В необходимых случаях следователь предупреждает свидетелей,
потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, защитника, эксперта,
специалиста, переводчика, понятых
и других лиц, присутствующих при производстве следственных действий,
о недопустимости разглашения без его разрешения данных предварительного
следствия. От указанных лиц отбирается подписка с предупреждением об
ответственности по ст. 310 УК РФ. В случае, когда обвиняемый скрылся, или по
иным причинам не установлено его местопребывания, а также в случае психического
или иного тяжкого заболевания обвиняемого, установленного врачом, работающим в
медицинском учреждении, или не установления лица, подлежащего привлечению в
качестве обвиняемого, предварительное следствие приостанавливается. До
приостановления предварительного следствия следователь обязан выполнить все следственные действия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12