Общие условия предварительного расследования

Предварительное следствие по уголовным делам должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения уголовного дела и до момента направления прокурору дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до прекращения или приостановления производства по делу. Установленный законом срок предварительного следствия может быть продлен районным, городским прокурором, военным прокурором гарнизона, объединения, соединения и приравненных к ним прокурорами - до трех месяцев1. По делам, расследование которых представляет особую сложность, прокурор субъекта РФ, военный прокурор округа, группы войск, флота, Ракетных войск, стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ и приравненные к ним прокуроры или их заместители могут продлить срок предварительного следствия - до двенадцати месяцев. Дальнейшее продление может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) их заместителями. При этом срок предварительного следствия может продлеваться неограниченно1. При возвращении судом дела для производства дополнительного следствия, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного дела срок дополнительного следствия устанавливается прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах до одного месяца с момента принятия дела к производству. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях. В случае необходимости продления срока следователь обязан составить об этом мотивированное постановление и представить его соответствующему прокурору до истечения срока предварительного следствия. Время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении срока следствия не учитывается.

К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно – розыскную деятельность1 к таким органам относятся:

·                    Органы внутренних дел Российской Федерации

·                    Органы федеральной службы безопасности;

·                    Федеральные органы государственной охраны;

·                    Таможенные органы Российской Федерации;

·                    Органы службы внешней разведки Российской Федерации;

·                    Органы Федеральной службы исполнения наказаний;

·                    Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

·                    Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации.

Подобные следственно- оперативные группы создаются путем издания совместных приказов территориальных руководителей правоохранительных органов на период раскрытия конкретных преступлений1. В соответствии с совместным указанием Генеральной прокуратуры и МВД Российской Федерации от 2 июня 1993 г. № 315-16-93; от 2 августа 1993г. № 1/3452 «О введении в действие Типовой инструкции об организации работы постоянно действующих следственно оперативных групп по раскрытию убийств» постоянно действующие следственно-оперативные группы для раскрытия убийств могут создаваться в республиках, краях, областях, крупных городах и на транспортных узлах.

Следует иметь в виду, что оперативные сотрудники вправе осуществлять оперативное сопровождение предварительного следствия при наличии подозреваемого (обвиняемого) и выполнять отдельные следственные действия лишь по поручению руководителя следственной группы. Руководитель следственного отдела осуществляет контроль над своевременностью действий следователей по раскрытию и предупреждению преступлений, принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия. Он наделен правом, проверять уголовные дела, давать указания следователю о производстве предварительного следствия, о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела, о производстве отдельных следственных действий, передавать дело от одного следователя другому, поручать расследование дела нескольким следователям. Указания руководителя следственного отдела по уголовному делу даются следователю в письменной форме и обязательны для исполнения. Обжалование полученных указаний прокурору не приостанавливает их, исполнения за исключением указаний о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела в суд или о прекращении дела. Указания прокурора по уголовным делам, данные в соответствии с законом, обязательны для начальника следственного отдела. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.

Руководитель следственного органа - это должностное лицо, возлагающее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель1. Он выносит постановление о возбуждение уголовного дела и производстве предварительного следствия следственной группой либо, если уголовное дело уже возбуждено, о производстве, предварительного следствия следственной группой.

Важной гарантией соблюдения законности при производстве предварительного следствия является судебный контроль за деятельностью следователя. Если при рассмотрении дела судом по первой инстанции, в кассационном порядке или в порядке надзора будет установлена неполнота расследования, неправильная квалификация действий обвиняемого и др. нарушения, суд принимает меры к устранению допущенных нарушений, причем он при наличии к тому оснований может вынести частное определение (постановление), которым обращает внимание на установленные по делу факты нарушения закона и требует принятия необходимых мер к устранению нарушении закона и недопущению их в будущем.

Таким образом, предварительное следствие – форма предварительного расследования, обладающая специфическими чертами и проводимая по подавляющему большинству уголовных дел. Взаимодействие органов предварительного следствия и дознания осуществляемое на всем протяжении их деятельности.

Кроме вышеперечисленных специальных форм и видов взаимодействия органов дознания и предварительного следствия существуют общие – действия, которые не ограничивается определенными временными рамками. Одним из таких форм взаимодействия является совместное планирование. Согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий должно охватывать все этапы расследования преступления. Ответственность за его непрерывность возлагается на руководителя оперативного подразделения.

2. УСЛОВИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ


2.1 Подследственность уголовных дел


Подследственность можно определить как такую совокупность юридических признаков уголовного дела, указанных законом, которая определяет, какой орган должен производить предварительное расследование по этому делу. Термин подследственность встречается в ст. ст. 151-152 УПК РФ и имеет несколько значений.

Под подследственностью подразумевается, прежде всего, совокупность признаков преступления, которая обусловливает расследование его соответствующим органом предварительного расследования.

Кодексом установлено, когда предварительное расследование проводится, а когда не проводится и уголовное преследование осуществляется потерпевшим.

Подследственность1 обозначает также компетенцию органов предварительного следствия и дознания, следователей различных ведомств, органов дознания и дознавателей по расследованию преступлений. Ею устанавливается, какой из органов предварительного следствия и органов дознания расследует то или иное преступление, кто в силу закона, какой орган предварительного расследования уполномочен расследовать то или иное преступление.

Подследственность – это совокупность признаков преступления (общественно-опасного деяния), по которым его расследование в полном объеме относиться к компетенции строго определенного органа предварительного расследования (следствия и дознания) конкретной структурной единицы ведомства (например, не просто к компетенции следователя, а к компетенции следователя военной прокуратура).

Иногда понятие подследственности дается через категорию компетенции или раграничения полномочий. Как видно из приведенного определения, понятие «подследственность» и «компетенция» взаимосвязаны, но не являются синонимами. Компетенция это определенная совокупность прав и обязанностей субъекта. Подследственность – это признаки, позволяющие определить, распространяется ли право органа расследовать преступление в полном объеме на данный конкретный состав, но не само это право.

Подследственность определяется по категории преступлений и их виду (предметный, родовой признак), месту его совершения (территориальный, местный признак), субъекту преступления (персональный признак) и альтернативный (смешанный).

Предметная подследственность определяется признаками, относящимися к квалификации преступления. Каждый состав преступления правомочен, расследовать в полном объеме конкретный следователь или орган дознания. В зависимости от того, какое преступление предполагается (или точно установлено) совершено, его должно расследовать строго определенное учреждение или должностное лицо.

В предметной подследственности изложен перечень составов, по которым не обязательно производство предварительного следствия1. К числу таковых законодателем отнесены, например, умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, по которым предварительное следствие производится следователями органов прокуратуры, а по каким – также следователями органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел. Названной статьей определены признаки предметной подследственности применительно к предварительному следствию, «дознанию» в порядке ст. 150 УПК РФ и смешанному расследованию. В правовой предметной подследственности органов дознания. Обосновывается необходимость запрещения производства расследования ими в полном объеме. Смешанная подследственность. В ст. 151 УПК РФ определены также признаки, составляющие альтернативную и персональную подследственность. Смешанная (альтернативная) подследственность характеризуется тем, что расследование некоторых категорий преступлений в зависимости от тех или иных обстоятельств может входить либо в компетенцию одного, либо другого органа. К примеру, расследование бандитизма, контрабанды, не возвращения на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран подследственно тому органу, который возбудил данное уголовное дело. Если при расследовании этих дел, а также ряда других специально оговоренных в законе преступлений, будут установлены должностные преступления (ст. ст. 285, 286, 289-293 УК РФ), связанные с преступлениями, по которым возбуждено дело, то они расследуются органом, возбудившим дело.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты