Такой подход не согласуется с зарубежной и внешнеторговой практикой. Во всех зарубежных странах основным договором, регулирующим отношения в сфере оптовой торговли, является договор купли-продажи. Для регламентации внешнеторгового оборота в 1980 г. ООН была принята Венская конвенция о международных договорах купли-продажи товаров, на базе которой заключается большинство внешнеторговых договоров. Вследствие этого стороны даже при заключении «внутренних» торговых договоров обращаются к международному законодательству, правовые нормы которого, касающиеся осуществления торговой деятельности, разработаны более детально и масштабно. Таким образом, предприниматели вынуждены самостоятельно преодолевать пробелы в отечественном законодательстве.
Следует учитывать, что вопросы, возникающие в данной области товарного обращения, имеют огромное значение, поскольку от их непосредственного решения зависит уровень обслуживания конечных потребителей, т. е. всего населения страны, ассортимент и качество товаров, предлагаемых гражданам. В свою очередь, это позволяет должным образом обеспечить осуществление потребительских прав граждан, что представляет собой один из важных аспектов осуществления прав человека.
Таким образом, соответствующие вопросы в силу их значимости не могут быть оставлены на усмотрение самих сторон, их волевое решение. По всей видимости, необходимо ввести в российский деловой оборот специальный договор – договор оптовой купли-продажи, основная задача которого – более полное удовлетворение запросов и защита законных интересов потребителя (гражданина). Следовательно, права и интересы потребителя являются основополагающими в концепции разработки договора оптовой купли-продажи.
Отсутствие в законодательстве в качестве самостоятельного вида договора оптовой купли-продажи подталкивает миллионы предпринимателей к заключению по традиции договоров поставки, даже когда для этого отсутствуют объективные основания. При этом из-за новизны поставленных задач, отсутствия необходимой правовой базы, низкой квалификации коммерсантов и юристов необходимые вопросы зачастую остаются неурегулированными в договоре поставки. Это, в свою очередь, приводит к появлению на прилавках магазинов товаров ненадлежащего ассортимента и качества, а также по иным характеристикам не удовлетворяющих запросы населения.
В силу выработанных теорией и практикой признаков и свойств договора можно предположить следующее определение оптовой купли-продажи. По договору оптовой купли-продажи одна сторона – продавец (изготовитель товара, оптовый посредник) обязуется в согласованный срок или сроки передать в собственность покупателю вещи, предназначенные для последующей продажи населению в соответствии с требованиями такой продажи, а покупатель (розничная торговая организация) принять вещи и оплатить их стоимость.
Договор же поставки охватывает практически весь товарооборот в хозяйственной деятельности предпринимателей. По договору поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые и закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК). При этом под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать, в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина - предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т.п.). Однако в случае, если указанные товары приобретаются у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле - продаже (параграф 2 главы 30 ГК РФ). В отдельных случаях для предпринимательских целей имущество может приобретаться и по договору купли-продажи. Однако в этом случае количество единиц товара не будет многочисленным (оптом).
Поскольку эти два договора имеют различное правовое регулирование, нужно с особой тщательностью подходить к выбору вида договора, опосредующего сделку по приобретению имущества, и, что самое главное, наиболее полно и четко формулировать все условия договора.
При определении правовой природы договора поставки, отграничении его от других договоров купли-продажи необходимо учитывать цель приобретения товара. Обычно товар приобретается в целях предпринимательства, его перепродажи, а также в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, тогда как общими положениями о купле-продаже не определены цели приобретения. То же касается и лиц, участвующих в поставке. Если в общих положениях о купле-продаже нет специального указания на особенности субъектного состава, то в поставке они есть. Так, в соответствии с нормами закона, продавец в договоре поставки должен осуществлять предпринимательскую деятельность (ст. 506 ГК РФ). Им может являться как индивидуальный, так и коллективный субъект. Закон прямо не говорит о покупателе, как о лице, осуществляющем предпринимательскую деятельность, но из целей данной покупки явствует, что иная, не связанная с личным использованием направленность сделки предназначена для обеспечения деятельности лица в качестве организации или гражданина – предпринимателя.
Таким образом, провести различие между договорами оптовой купли-продажи и поставки следует, прежде всего, по цели заключения данных договоров. В широком смысле цель единая – предпринимательская, но, рассматривая более детально, можно отметить, что конечной целью оптовой купли-продажи является реализация товаров населению в соответствии с устанавливаемыми правилами такой продажи, тогда как в нормах о договоре поставки таких указаний нет. Что касается субъектного состава исследуемых договоров, то здесь также имеются отличия. Если сторонами договора оптовой купли-продажи следует считать предпринимателей - изготовителя товара и оптового посредника с одной стороны и розничную торговую организацию – с другой, то в законе имеется указание о предпринимательском характере деятельности лишь в отношении продавца-поставщика, тогда как покупателем может являться любое лицо.
§3.Структура договорных связей в договоре оптовой купли-продажи и поставки.
Структура основных договорных связей представляет собой регулярные, наиболее крупные по объемам, по стоимости товаров, либо по иным причинам значимые для организации связи между участниками исследуемых договоров.
Различают два вида связей по реализации товара:
1) прямые связи – они устанавливаются напрямую между изготовителями и потребителями товара, причем под потребителями предлагается понимать организации, получающие товар для предпринимательских или хозяйственных нужд;
2) связи с участием промежуточных организаций. Здесь процесс продвижения товара опосредуется несколькими договорами, составляющими так называемую договорную цепочку.
Посреднические организации могут выполнять разные функции. В основном они занимаются перераспределением полученных ресурсов, т.е. закупкой крупных партий товара и дробной перепродажей его мелким потребителям. Однако немало российских посредников покупают партию товара в одном месте и затем перепродают эту же партию в другом месте.
Для предприятия-изготовителя более выгодна продажа товара оптовому посреднику, а не напрямую потребителю. Привлечение посредника снимает с изготовителя заботу о реализации товара. Целый комплекс трудоемких и сложных операций перелагается на посреднические звенья. Нередко оптовые организации создают на предприятиях свои участки и службы, принимающие товар прямо из цехов и занимающиеся его отгрузкой покупателям. Изготовитель получает значительный выигрыш, снимая с себя задачу поиска покупателей, подбора партий товара, отгрузок по множеству адресов. Посреднические организации сами не используют товар, они отдалены от потребителей.
Таким образом, установление связей с торговым посредником дает выгоды изготовителю. Однако все они могут быть сняты в связи с тем, что цена оптовой продажи всегда ниже той, которую уплачивает непосредственный потребитель.
Для потребителей в обстановке сохраняющегося монопольного положения изготовителей и крупных посредников возможности выбора структуры связей существенно ограничены. По мере развития рыночных отношений проблема выбора структуры связей встанет и перед потребителями. Для потребителя решение вопроса о том, покупать ли товар у изготовителя либо у оптового посредника, также не может быть одинаковым. Выбор структуры связей должен осуществляться с учетом тех преимуществ, которые дает первая и вторая структура.
Заключение договора с оптовым посредником предполагает два варианта отгрузки товара:
1) транзитная отгрузка, когда товар по указанию посредника отправляется изготовителем сразу в адрес потребителя;
2) складская отгрузка. При ней товар доставляется от изготовителя сначала на склад посредника и уже затем переотправляется потребителю.
Транзитная отгрузка не даёт потребителю никаких выгод. Более того, приходится платить наценку посреднику, хотя товар грузится в адрес потребителя непосредственно изготовителем. При складском режиме поставок потребителю следует выяснять, какие преимущества дает ему участие посредника. Преимущество прежде всего может состоять в том, что у потребителя отпадает необходимость создавать запасы соответствующего товара. Нет необходимости в складских помещениях, в расходах на хранение. По мере возникновения потребности можно оперативно получить нужное количество ресурсов со склада снабженческой организации. Важно лишь точно знать, способен ли посредник поддерживать постоянный запас для удовлетворения запросов потребителей. Если такой гарантии нет, то запас придется создавать самому потребителю, приобретая ресурсы непосредственно у изготовителя.
Для потребителей представляют интерес дополнительные услуги, которые посредник способен оказывать, осуществляя работу с товаром. Таковы, например:
1) подборка ассортиментных групп товара, составление комплектов изделий, производимых разными изготовителями. Сами производители просто не в состоянии оказывать такие услуги;
2) предпроизводственная подготовка материалов, раскрой, изгиб, нарезка по необходимым размерам согласно заказам покупателя;
3) расфасовка и упаковка товара в количествах, удобных для потребителей.
Имеется множество других услуг, которые способны оказывать посреднические организации. Нередко только через посредников, из создаваемых ими запасов можно приобретать малые количества изделий, получать запчасти для снятого с производства оборудования. Для изготовителей осуществлять отпуск мелких партий или сохранять производство деталей к старым видам машин крайне невыгодно.
Конкуренция заставляет посредников бороться за расширение рынка. Пока в такой борьбе слабо используется возможность расширения видов услуг, предоставляемых потребителям. Организации оптовой торговли используют свои складские площади всего наполовину, остальные сдают в аренду, хотя площади могли бы использоваться для операций с товаром.