Оптовая купля-продажа в современном российском гражданском праве: приоритеты правового регулирования...

Исследовав особенности оптовой торговли, а, также дав определения договорам поставки и оптовой купли-продажи, обозначив проблемы правового регулирования в данной области на сегодняшний день, и отобразив структуру связей договоров данного типа, можно говорить об объективно существующей проблеме правового регулирования общественных отношений в сфере оптовой торговли. Существует необходимость закрепления договорно-правового института оптовой купли-продажи, отвечающего соблюдению интересов всех заинтересованных сторон оптового товарооборота.

Глава 2: Место договора оптовой купли-продажи в системе российского права.

§1.Связь оптовой купли-продажи с розничной торговлей.


Для рассмотрения функциональных и содержательных особенностей договора оптовой купли-продажи необходимо проанализировать связь оптовой торговли с розничной торговлей. Розничная торговля в отличие от оптовой имеет свои особенности. Этот вид торговли, характерным для которого является реализация товаров конечному потребителю, служит завершающим звеном в сфере товарного обращения. Операции, выполняемые на этой стадии, являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием граждан-покупателей. Следовательно, основная функция розничной торговли состоит в удовлетворении потребительского спроса населения. Договор розничной купли-продажи является основным договором, регулирующим отношения розничных торговых организаций с покупателями.

Следует отметить, что участники этого договора находятся в неравном положении. Гражданин, выступая в качестве покупателя, не обладает профессиональными навыками в сфере торговли. В розничной торговой организации ему противостоит специальный субъект – торговый предприниматель, коммерсант. Коммерсант – это тот, кто по роду своих занятий обладает специальными знаниями или опытом в отношении операций или товаров, являющихся предметом сделки.

Таким образом, торговое обслуживание населения предполагает наличие со стороны работников розничной торговой организации специальных знаний или опыта в области торговой деятельности. Гражданин-потребитель, в свою очередь, такими знаниями и опытом не обладает. Учитывая такое реально существующее неравенство, закон предоставляет повышенную защиту более слабой стороне – покупателю (гражданину). В Российской Федерации имеется целая группа нормативных актов, регулирующих отдельные сферы потребительского законодательства. Перечень нормативных актов открывает Конституция Российской Федерации, которая закрепляет права граждан и устанавливает гарантии осуществления этих прав.

Основное регулирование отношений с участием потребителей осуществляется Гражданским кодексом РФ и Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Важное значение для розничной торговли имеют и другие нормативные акты. Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55 утверждены в новой редакции Правила продажи отдельных видов товаров. Правила предусматривают различные правовые и организационные требования к розничной торговле, направленные на обеспечение интересов населения. Продажа товаров организациями розничной торговли должна осуществляться в строгом соответствии с названными Правилами продажи отдельных видов товаров.

Установленные требования адресуются розничным торговым организациям с целью обеспечения интересов граждан-потребителей. Однако, для того, чтобы все эти установления реально осуществлялись, они должны быть предусмотрены в договоре оптовой купли-продажи, заключаемом с этими лицами. Другими словами, необходимо предусмотреть в договоре условия, отражающие специфику продажи товаров народного потребления для розничной продажи, вытекающую из требований Закона «О защите прав потребителей» и других правовых актов, определяющих порядок применения этого закона.

         Таким образом, условия, предусмотренные для розничной торговли, одновременно создают видовые отличия договора оптовой купли-продажи. В связи с этим, ключевыми условиями договора оптовой купли-продажи должны быть следующие:

- обязанность продавца (изготовителя или оптовика обеспечить наличие на каждом изделии необходимой маркировки либо ярлыков с данными о товаре, предусмотренными законом и иными нормативными актами о защите прав потребителей;

- обеспечение предоставления продавцом для покупателя копий сертификатов качества и иных сертификатов, заверенных в установленном порядке, либо наличия на изделии знака соответствия;

- определение организации, которая по поручению изготовителя будет осуществлять гарантийный ремонт и техническое обслуживание изделий, предоставленных к продаже;

- установление обязанности изготовителя или оптовика заключить с организацией, осуществляющей гарантийный ремонт и техническое обслуживание, договор о гарантийном или сервисном обслуживании граждан, купивших соответствующие товары;

- условия, касающиеся предмета договора, которые состоят в необходимости расфасовки товара в количествах, приемлемых для покупателей, применения упаковки, удобной для пользования и хранения.

В связи с этим, общее назначение договора оптовой купли-продажи состоит во всемерном обеспечении розничной торговой сети необходимыми товарами, соответствующими требованиям такой продажи, и расширении возможности защиты прав потребителей.


§2.Дифференциация оптовой купли-продажи и поставки.

Квалифицирующими признаками, отличающими договор оптовой купли-продажи от иных видов договора купли-продажи, могут быть признаны следующие особенности этого договора.

Во-первых, особый субъектный состав данного договора, характеризующийся тем, что участниками данного договора выступают, прежде всего, производители товаров, оптовые торговые и иные посреднические организации, осуществляющие различные виды операций по продвижению товаров, а также организации розничной торговли (или индивидуальные торговые предприниматели).

Во-вторых, необходимым признаком действий участников договора служит их предпринимательский характер. Данная деятельность совершается с целью извлечения прибыли и носит систематический характер. Предпринимательский характер в договоре оптовой купли-продажи присутствует в действиях, как продавца, так и покупателя.

Что касается договора поставки, то в нем покупателем может быть не только предпринимательская организация или учреждение, а даже гражданин, использующий товар для целей, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным назначением.

Таким образом, предпринимательский характер, присущий договору оптовой купли-продажи, в значительной мере отличает его как от договора поставки (поставки товаров для госнужд), так и от договора контрактации, цель которых состоит в обеспечении материальными ресурсами различных потребителей.

В третьих, этот договор предполагает последующую перепродажу товара предприятиями розничной торговли гражданам. Таким образом, за договором оптовой купли-продажи с необходимостью следует розничная купля-продажа, что также является существенным отличительным признаком данного договора, определяющим его направленность на обеспечение розничных торговых организаций товарами, необходимыми для нужд населения.

Принципиальные отличия имеются в предмете и требованиях к содержанию договора оптовой купли-продажи и других смежных договоров. Учитывая тот факт, что за договором оптовой купли-продажи следует, как правило, розничная продажа, то предметом договора могут быть только товары, которые предлагаются впоследствии к продаже в розничную торговую сеть.

В отличие от этого предметом договора поставки могут быть любые вещи, независимо от того, предназначены они или нет для продажи населению. Важно отметить, что реализация имущества, изъятого из оборота или ограниченного в обороте, производится хотя и на основании специальных разрешений, но по договору поставки.

Основными целями договора оптовой купли-продажи, предполагается выделить:

- обеспечение ритмичного и бесперебойного поступления в розничную торговую сеть необходимых товаров;

- обеспечение структуры товарного ассортимента, максимально удовлетворяющего потребительские интересы граждан-покупателей;

- постоянное обновление и улучшение товарного ассортимента, максимально удовлетворяющего потребительские интересы граждан-покупателей;

- поступление в розничную торговую сеть товаров высокого качества;

- поступление товаров в упаковке и расфасовке, удобных для последующего пользования и хранения;

- обеспечение полноты информации покупателя об основных характеристиках, порядке использования и хранения товара, гарантийном сроке и сроке годности;

- обеспечение для покупателя возможности замены товара ненадлежащего качества доброкачественным;

- обеспечение возможности получения гарантийного ремонта и сервисного обслуживания товаров.

Таким образом, выявлена необходимость создания отдельного института правовых норм «оптовая купля-продажа», ввиду неприспособленности договора поставки для полноценного регулирования отношений в сфере оптовой торговли, надлежащего соблюдения прав потребителей.

Ввиду объективно-существующих современных условий развития рыночных отношений вообще и перехода из социалистической системы-хозяйствования в капиталистическую, постепенно отпадает необходимость использования договора поставки в его значении как договора, опосредующего оптовый товарооборот. Данный институт представляет собой рудиментарное явление, присущее эпохе плановой экономики. Представляется необходимым и настоятельно рекомендуется дальнейшее реформирование договорной системы, а в частности – выделение в качестве правового института оптовой купли-продажи, сочетающей в себе не только опыт правотворческой деятельности зарубежных стран, но и учесть существующие элементы договора поставки в части опосредования отношений оптовой торговли.

Заключение.


Исследовав договоры поставки и оптовой купли-продажи, их основные характеристики выделяются многие специфические особенности, присущие их предпринимательской сущности, а именно как форме существования оптовой торговли. 

Наряду с этим, назрела явная необходимость правового регулирования отдельных элементов оптового товарооборота вообще. Так, необходимо включить в законодательное определение субъекта оптовой торговли такие признаки, как: предпринимательская или иная профессиональная цель перепродажи партий товаров, профессиональное начало осуществляемой предпринимательской деятельности, приобретение и перепродажа товаров является для этих лиц основной деятельностью.

Что касается определения диспозитивных условий соглашения, то в этом случае стороны не должны надеяться на указания власти или закона; это сфера договорного регулирования. Упомянув о диспозитивности, нельзя не сказать о необходимости окончательного перехода с рельс командно-административной системы хозяйствования на качественно новый уровень экономических взаимоотношений, решающим фактором в которых является не волевое решение власти, а инициатива свободного, наделенного правами, с законодательно-закрепленным правовым статусом субъекта предпринимательской деятельности.

В этом же контексте необходимо напомнить, как уже было сказано выше, включения норм, регулирующих предпринимательские отношения по вопросам оптовой купли-продажи качественно в отрасль российского предпринимательского права с последующим изданием предпринимательского кодекса. Это также поспособствует разрешению проблемы дуализма частного права.

На основе сделанных выводов, предлагается сконструировать из уже существующих норм договора поставки, а также выработанных в практике осуществления предпринимательской деятельности принципов оптовой торговли единый договорно-правовой институт оптовой купли-продажи, наиболее полно отвечающий требованиям всех заинтересованных сторон. Помимо являющихся основой норм о договоре поставки, данный институт предположительно должен включать основные, детально регламентированные правовые статусы субъектов оптовой купли-продажи (дилеров, дистрибьюторов, торговых домов, оптовых объединений); субъектов, организующих оптовый оборот (оптовых ярмарок, промышленно-торговых выставок, оптово-продовольственных рынков). При этом, правовое регулирование данного института следует полностью передать отрасли гражданского (предпринимательского) права, отстранив от руководства данной сферой административное и финансовое право.

Формой закрепления вышеуказанных изменений предлагается, на первом этапе, избрать интегрированный в ГК РФ новый параграф №3 «Оптовая купля-продажа», таким образом, заменив договор «Поставка товаров». Впоследствии, для более детальной регламентации положения субъектов оптовой купли-продажи и других важных условий и принципов, следует разработать новые нормы с последующим включением их в предпринимательский кодекс, необходимость принятия которого с каждым годом возрастает.

Совокупность вышеперечисленных правовых норм должна разрешить сложившуюся коллизию и урегулировать деятельность организаций, соблюдая при этом гражданско-правовые принципы. Решение проблем в области правового регулирования оптового товарооборота неизбежно влечёт решение проблем в экономической сфере и способствует дальнейшему прогрессу, приспособлению к экономическим реалиям современности.

Библиография.

РАЗДЕЛ 1. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ.


1.                 Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая от 21.10.1994г.// Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301.

2.                 Федеральный закон № 60-ФЗ от 13.12.1994 г. «О поставках продукции для федеральных нужд»// Собрание законодательства РФ, 19.12.1994, N 34, ст. 3540.

3.                 Федеральный закон N 53-ФЗ от 02.12.1994 «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»// Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3303.


РАЗДЕЛ 2. ЛИТЕРАТУРА.


1.                 Анохин В. О. О соотношении договоров купли-продажи и поставки // Хозяйство и право. 1993. № 1.

2.                 Анохин В. О. Договор поставки в рыночной экономике // Хозяйство и право. 1996. № 1.

3.                 Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право, часть 2. М., 2001.

4.                 Вахнин И. П. Формулирование условий и заключение договора поставки продукции // Хозяйство и право. 1996. № 9, № 11, № 12. 1997. № 1.

5.                 Гражданское право. Часть 2: Учебник. Под ред. Е.А. Суханова. М., 1998.

6.                 Гражданское право. Часть 2: Учебник. Под ред. М.В. Осиповой. М., 1997.

7.                 Гражданское право. Часть 2: Учебник. Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. С-П., 1996.

8.                 Грибанов В. П. Ответственность сторон по договору поставки. М., 1962.

9.                 Данилова Л. Я. Гражданско-правовые основания ограничения принципа свободы договора при заключении договора поставки товаров для государственных нужд // «Актуальные проблемы права России и стран СНГ-2004». Материалы VI международной научно-практической конференции (1-2 апреля 2004 г.). Челябинск, 2004.

10.             Пугинский Б. И. Коммерческое право России. М. 2003.

11.             Фролова Н. К. К вопросу о понятии субъекта оптовой торговли // «Актуальные проблемы права России и стран СНГ-2004». Материалы VI международной научно-практической конференции (1-2 апреля 2004 г.). Челябинск, 2004.


РАЗДЕЛ 3. МАТЕРИАЛЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ.

Постановление Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 г. №18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений ГК РФ о договоре поставки»// "Вестник ВАС РФ", N 3, 1998.


[1] Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301,

[2] Собрание законодательства РФ, 19.12.1994, N 34, ст. 3540,

[3] Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3303,

[4] "Вестник ВАС РФ", N 3, 1998,


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты