Организационно-правовые формы некоммерческих организаций

Ø     объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).














 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГлаваII. Организационно – правовые формы некоммерческих организаций.

§1. Некоммерческие организации, предусмотренные Федеральным законом «О некоммерческих организациях».


В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях»[5] выделяют следующие организации:

1.1 Общественные объединения. Некоммерческое объединение лиц на основе общности их интересов для реализации общих целей называет­ся общественным объединением.

Общественное объединение — это родовое понятие, обознача­ющее целую группу самостоятельных организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц. К их числу Закон об об­щественных объединениях (ст. 8—13) относит[6]:

—   общественные организации (объединения на основе членства);

общественные движения (массовые объединения, не имею­щие членства);

общественные фонды (не имеющие членства объединения, цель которых заключается в формировании имущества и его ис­пользовании на общественно полезные цели. Впрочем, законода­тель делает оговорку о том, что общественный фонд является од­ной из разновидностей некоммерческих фондов и действует в по­рядке, предусмотренном ГК. Очевидно, общественный фонд не рассматривается в качестве самостоятельной организационно-пра­вовой формы некоммерческих организаций);

общественные учреждения (не имеющие членства организа­ции, цель которых — в оказании конкретного вида услуг в интере­сах участников);

органы общественной самодеятельности (не имеющие член­ства объединения, цель которых заключается в совместном решении различных социальных проблем граждан по месту жительства, работы или учебы);

политические партии (объединения, образуемые в явочном порядке и основанные на членстве, имеющие целью представле­ние интересов граждан в органах государственной власти и мест­ного самоуправления, а также их участие в политической жизни общества — в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах)[7].

Учредителями общественных объединений выступают гражда­не (не менее трех человек), а также другие общественные объеди­нения с правами юридических лиц (наряду с гражданами). Закон об общественных объединениях четко, хотя и не всегда разумно, разграничивает участников и членов общественных объединений. Члены объединений оформляют свое участие в них индивидуаль­ными заявлениями и имеют право избирать и быть избранными в их руководящие органы. Участники объединений формально не закрепляют своего участия в их деятельности и, как можно заклю­чить из ч. 5 ст. 6 Закона, обладают более узкими правами, нежели полные члены. Правовой основой любого общественного объеди­нения является его устав.

Особенностью наименования общественного объединения яв­ляется необходимость включать в него указание на территориаль­ную сферу деятельности (общероссийское, межрегиональное, ре­гиональное, местное). При этом общероссийские объединения могут использовать в своих названиях слова «Россия», «Россий­ская Федерация» и производные от них без специальных разреше­ний государственных органов (что невозможно для других негосу­дарственных юридических лиц). Средством индивидуализации об­щественного объединения, в отличие от других юридических лиц, является также его символика (флаги, эмблемы, вымпелы и т.п.), подлежащая обязательной государственной регистрации.

Закон об общественных объединениях определяет лишь самые общие положения, касающиеся организационной структуры этих юридических лиц, оставляя ее детальную разработку на усмотре­ние участников (ст. 15 Закона). Более подробно структура и ком­петенция органов управления установлены применительно к об­щественным объединениям, занимающимся благотворительной деятельностью.[8]

1.2 Религиозные организации. Объединение граждан, имеющее основ­ной целью совместное исповедание и распространение веры и облада­ющее соответствующими этим целям признаками, называется ре­лигиозной организацией. В таком понимании религиозная орга­низация является самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица, имеющей свои разновидности: об­щины, монастыри, братства, миссии и т.п. Деятельность в области религии осуществляют и другие организации, например духовные образовательные учреждения или объединения религиозных орга­низаций (централизованные религиозные организации). Их пра­вовое положение весьма неопределенно. Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» относит указанные организации к числу собственно религиозных, что противоречит понятию рели­гиозной организации, сформулированному этим же Законом.

Так, с одной стороны, религиозная организация — это объеди­нение не менее чем десяти граждан (п. 1 ст. 8 и п. 1 ст. 9 Закона). С другой стороны, централизованные религиозные организации образуются не гражданами, а религиозными местными организа­циями (п. 4 ст. 8). Кроме того, признаются религиозными и ор­ганизации, учрежденные одним юридическим лицом, напри­мер духовные академии или семинарии (п. 6 ст. 8).

Наряду с религиозными правосубъектными организациями За­кон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» упо­минает и религиозные группы, не обладающие правами юридиче­ского лица. Представляется, что взаимные права и обязанности участников религиозных групп должны регулироваться нормами о договорах простого товарищества.

1.3 Фонды. Некоммерческая организация, не имеющая членства, ос­нованная для достижения общественно полезных целей путем ис­пользования имущества, переданного в ее собственность учредителя­ми, называется фондом.

Образовав фонд и передав ему в собственность определенное имущество, учредители утрачивают все имущественные права в отношении него. После этого фонд начинает «жить» своей соб­ственной жизнью, руководствуясь лишь теми целями, которые уч­редители определили ему в уставе, и положениями законодатель­ства. Возможна даже такая ситуация, когда устав фонда не предусматривает возможности его изменения органами фонда. Это может послужить прочной гарантией того, что имущество учредителей будет использовано должным образом, даже когда они перестанут его контролировать. В этом случае внесение каких-либо изменений в устав фонда допустимо лишь по решению суда.

Высшим органом фонда является его попечительский совет, действующий на общественных началах (п. 3 ст. 7 Закона «О не коммерческих организациях»).

Для достижения уставных целей фонд, как и другие некоммерческие организации, вправе заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе путем создания или участия в хозяйст­венных обществах. Благотворительные фонды, однако, имеют право участвовать в хозяйственных обществах лишь в качестве их единственных членов (п. 4 ст. 12 Закона о благотворительной дея­тельности).

Отсутствие каких-либо имущественных прав участников в от­ношении созданных ими фондов приводит к тому, что учредителе и фонд не отвечают по обязательствам друг друга.

Имея в виду особую важность имущества для достижения ус­тавных целей фонда, закон предусматривает дополнительное ос­нование его ликвидации, не свойственное другим юридическим лицам: недостаточность имущества фонда для осуществления его целей при условии, что вероятность его получения нереальна (подп. 1 п. 2 ст. 119 ГК).

1.4 Государственные корпорации. Некоммерческая организация, уч­режденная Российской Федерацией путем издания специального зако­на для осуществления социальных, управленческих или иных обще­ственно полезных функций, называется государственной корпора­цией.

Закон РФ «О некоммерческих организациях» посвящает всего одну статью этому виду юридических лиц, однако значение ее до­вольно существенно. Ведь законодатель впервые практически от­казался от нормативного регулирования правового положения не­коммерческой организации. Дело в том, что ст. 7.1 Закона говорит лишь о том, что государственная корпорация является некоммер­ческой организацией, обладающей правом собственности на пере­данное ей имущество. Никаких других императивных или диспозитивных норм, относящихся к государственным корпорациям, Закон не содержит. Значит, правовой режим такой корпорации должен в каждом конкретном случае определяться специальным законом, которым и будет создаваться корпорация. Следователь­но, здесь нормативное регулирование будет вынужденно подме­няться индивидуально-правовым. Более того, для создания и дея­тельности государственных корпораций даже не потребуется ника­ких учредительных документов — все вопросы должен разрешить специальный закон.

С появлением этого вида юридических лиц возникает множе­ство правовых проблем. Почему эта организация именуется кор­порацией? Ведь членство в ней невозможно в силу прямого указа­ния закона, а учредитель только один — Российская Федерация. Видимо, здесь законодатель использовал термин «корпорация» не в традиционном смысле (когда корпорация противопоставляется учреждению), а просто как синоним понятия «организация», к то­му же звучащий весьма солидно. Сложен и другой вопрос: являет­ся ли некоммерческая корпорация единой организационно-право­вой формой юридического лица или это родовое понятие (анало­гичное общественному объединению), охватывающее несколько различных видов организаций? Ответ на него можно будет дать, когда сформируется устойчивая практика создания и деятельности государственных корпораций. Остается лишь надеяться, что в дальнейшем законодатель попытается не смешивать государст­венные корпорации, с одной стороны, и фонды, а также автоном­ные некоммерческие организации, с другой. Создание государст­венной корпорации путем издания специального закона позволяет усомниться в необходимости ее государственной регистрации. Быть может, законодатель решил возродить существовавший ра­нее распорядительный порядок образования юридических лиц? Однако ст. 51 ГК, устанавливающая обязательность государствен­ной регистрации всех юридических лиц, не знает исключений. Следовательно, государственные корпорации подлежат регистра­ции в органах юстиции на общих основаниях с другими юридиче­скими лицами. При этом положение регистрирующих органов не­завидно: в их задачу входит проверка соответствия учредительных документов юридического лица закону. А в случае с государственной корпорацией учредительные документы вообще отсутствуют, их место заступает сам закон.

Появление государственных корпораций в ряду некоммерче­ских организаций — опасный симптом размывания всей системы некоммерческих юридических лиц. Законодатель начинает утра­чивать всякие ориентиры, последовательно отказываясь от ка­ких-либо классификационных критериев системы юридических лиц. Статья 7.1. Закона отличается такими лаконичными и в то же время каучуковыми формулировками, что ее толкование практи­чески лишено смысла. Какие объективные экономические по­требности вызвали к жизни появление государственных корпора­ций, если таковые вообще существовали? Закон РФ «О некоммер­ческих организациях» ответов на эти вопросы не дает.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты