Организационно-правовые формы некоммерческих организаций

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" плательщиками налога на добавленную стоимость являются предприятия и организации, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность.

Пункт 3 статьи 50 и статья 116 Гражданского кодекса Российской Федерации относят потребительские кооперативы к некоммерческим организациям, которые вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Как видно из материалов дела, кредитный союз "Юргинский машиностроитель" создан в 1993 году в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.06.92 №. 3085-1 "О потребительской кооперации в Российской Федерации" как добровольное объединение физических лиц, задачами которого являются: сбережение и защита средств членов - пайщиков от инфляции, кредитование членов организации в целях их социальной поддержки и содействия развитию социальной сферы.

Деятельность, основанная на принципах взаимной финансовой поддержки пайщиков внутри данной некоммерческой организации, не может расцениваться как коммерческая деятельность, в связи, с чем у налогового органа не имелось оснований для применения финансовых санкций.

Согласно статье 4 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов без включения в них налога на добавленную стоимость. В облагаемый оборот включаются также любые получаемые предприятиями денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

Как видно из материалов дела, истец получал проценты, пени и штрафы по договорам займа от коммерческих организаций, не являвшихся членами - пайщиками кредитного союза.

Такие доходы кредитного союза непосредственно связаны с осуществлением им как юридическим лицом предпринимательской деятельности, в том числе с использованием как собственных, так и дополнительно привлеченных денежных средств по договорам коммерческого займа. Наличие указанных обстоятельств давало налоговому органу основания считать кредитный союз в этой части плательщиком налога, имеющим объект налогообложения в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".

Выводы судов об отсутствии у истца раздельного учета и о невозможности разграничения сумм доходов, полученных по договорам о предоставлении займа от членов - пайщиков и лиц, не являющихся таковыми, основаны на неполно исследованных доказательствах, из которых видно, что по указанным операциям истец вел документальный учет сведений о предоставленных заемных средствах и полученных по ним процентам, штрафам и пеням.

При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать и оценить имеющиеся доказательства с учетом указанных обстоятельств и установить пределы правомерности принятого налоговым органом решения.

Суду также необходимо дать оценку доказательствам в части отнесения истцом на затраты при определении налогооблагаемой прибыли фактически понесенных расходов в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил: решение от 07.05.98, постановление апелляционной инстанции от 22.07.98 Арбитражного суда Кемеровской области по делу №. А27-2156/98-5 и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.09.98 по тому же делу отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Кемеровской области.


§2. Некоммерческие организации, предусмотренные иными федеральными законами.

 

В законодательстве существует  большое количество нормативно - правовых актов, регламентирующих деятельность иных некоммерческих организаций, непредусмотренных Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и гражданским кодексом. Среди них:

2.1 Товарищества собственников жилья. Некоммерческое объедине­ние лиц собственников помещений для совместного управления и эксплуатации единого комплекса недвижимого имущества (кондо­миниума) называется товариществом собственников жилья.

Приватизация жилья и развитие рыночных отношений в дру­гих сферах экономики поставили перед законодателем проблему  адекватного урегулирования отношений общей собственности на недвижимое имущество. Как объединить разнообразные интересы множества собственников помещений в многоквартирных домах? Одной из возможных форм такого объединения и выступает товарищество собственников жилья.[13] К сожалению, в последующих статьях Закон свел к минимуму возможность выбора домовладельцами других, помимо то­варищества, форм управления кондоминиумом.

Оно создается для согласования домовладельцами порядка осуществления принадлежащих им прав на недвижимое имущество (прав по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом в кондоминиуме), а также для обеспечения содержания, сохранения и приращения недвижи­мости в кондоминиуме.

Товарищество собственников жилья создается не менее чем двумя домовладельцами (собственниками помещений), однако во вновь создаваемых кондоминиумах закон допускает образование товарищества единственным участником (например, заказчиком строительства или застройщиком). С момента государственной ре­гистрации товарищества его участниками автоматически стано­вятся все домовладельцы кондоминиума, на базе которого создано товарищество (включая и тех, кто формально вообще не участво­вал в создании этой организации либо голосовал за выбор другой формы управления кондоминиумом). Учитывая, что эти положе­ния вступают в серьезное противоречие с п. 2 ст. 30 Конституции РФ, постановлением Конституционного Суда РФ от 3 апреля 1998 г. № 10-П[14] пункты 1, 3 и 4 ст. 32 Федерального закона «О то­вариществах собственников жилья» в той мере, в какой они допу­скают обязательность членства в товариществе собственников жилья, без добровольного волеизъявления домовладельца, призна­ны не соответствующими Конституции РФ.

Высшим органом управления товариществом является общее собрание его членов. Исполнительных органов у товарищества два: коллегиальный — правление и единоличный — председатель правления. Вопросы разграничения компетенции между этими органами решаются в уставе — основном учредительном докумен­те товарищества.

Имущество товарищества образуется в основном за счет вступительных и иных взносов участников, других обязательных пла­тежей, в том числе на содержание аппарата товарищества, а также доходов от собственной хозяйственной деятельности. В отличие от потребительских кооперативов в товариществах собственников жилья не предусмотрено образование паевого фонда. Другой от­личительной особенностью является освобождение членов това­рищества от субсидиарной ответственности по долгам последнего.

Членство в товариществе жестко обусловлено наличием в соб­ственности (реже в хозяйственном ведении или оперативном управлении) участника помещения в кондоминиуме. Прекращение права собственности на помещение по любым основаниям (отчуж­дение имущества, смерть гражданина, ликвидация юридического лица и т. п.) автоматически прекращает и членство в товариществе.

Реорганизация и ликвидация товариществ производятся по об­щим для юридических лиц основаниям, которые дополнены п. 2 ст. 45 Закона о товариществах собственников жилья. Из содержа­ния этой нормы следует, что общее собрание членов товарищества должно принять решение о ликвидации юридического лица в слу­чае физического уничтожения комплекса имущества кондоминиу­ма. Это вполне естественно, поскольку такое уничтожение означает невозможность достижения основной уставной цели товарищества.

Статья 46 Закона о товариществах собственников жилья гово­рит о возможности создания объединений двух и более таких то­вариществ. Но, несмотря на то, что управление такими организа­циями осуществляется на основе упомянутого Закона, по своей правовой природе они являются не товариществами, а объедине­ниями (союзами) юридических лиц.

2.2 Потребительские кооперативы. Объединение лиц на началах член­ства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах, первоначальное имущество, которого складывается из пае­вых взносов, называется потребительским кооперативом.

 Правовое положение потребительских кооперативов определяется ст. 116 ГК и рядом специальных законов, наиболее важ­ными из которых являются Федеральный закон «О потребитель­ской кооперации в Российской Федерации» в редакции от 11 июня 1997 г.[15], Федеральный закон «О сельскохозяйственной ко­операции» от 8 декабря 1995 г. и Федеральный закон «О кредит­ных потребительских кооперативах граждан» от 7 августа 2001 г.[16]

Закон РФ «О потребительской кооперации в Российской Фе­дерации» предусматривает создание единой централизованной си­стемы организаций потребкооперации. Она состоит из низовых потребительских обществ, а также районных, областных, краевых (республиканских) и центрального союзов потребительских об­ществ. Наряду с ними система потребкооперации включает также юридические лица других организационно-правовых форм (на­пример, учреждения или хозяйственные общества), единственны­ми учредителями которых являются потребительские общества или союзы.

Наименование потребительского кооператива должно содер­жать указание на основную цель (точнее, предмет) его деятельно­сти и слова «кооператив», «потребительское общество» или «по­требительский союз», например: «Потребительское общество по заготовке кормов «Лида».

Участниками потребительских кооперативов могут быть как граждане, так и юридические лица, причем наличие хотя бы одного гражданина обязательно, в противном случае кооператив пре­вратится в объединение юридических лиц. Основным учредитель­ным документом любого потребительского кооператива является его устав.

Правовое положение потребительского кооператива и в плане организационной структуры, и с точки зрения прав участников во многом сходно с производственным кооперативом. Высшим органом управления потребительским кооперативом является общее собрание его членов. В промежутках между заседаниями общего собрания его функции выполняет совет (в сельскохозяй­ственных кооперативах — наблюдательный совет). Исполнительный коллегиальный орган потребительского кооператива назы­вается правлением. В отличие от производственных кооперати­вов члены потребительского кооператива не обязаны принимать личное трудовое участие в его деятельности и, по общему прави­лу, не отвечают по его долгам (единственное исключение преду­смотрено п. 4 ст. 116 ГК).

В изъятие из общих норм о статусе некоммерческих органи­заций потребительским кооперативам предоставлено право рас­пределять доходы от предпринимательской деятельности между своими членами. Таким образом, потребительский кооператив занимает промежуточное положение между коммерческими и не­коммерческими организациями.

2.3 Ассоциация экономической взаимопомощи субъектов Российской Федерации. Некоммерческая организация, учредителями которой являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и которая создается на добровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «Об Ассоциациях экономической взаимопомощи субъектов Российской Федерации»[17] деятельность ассоциации осуществляется на основе следующих принципов:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты