Организация муниципальной службы в условиях модернизации законодательства (№25 ФЗ от 2.03.2007г.)
Курсовая работа
на тему:
«Организация муниципальной службы в условиях модернизации законодательства (№25 ФЗ от 2.03.2007 г.)»
Введение
Актуальность темы исследования. Сегодня очевидна потребность внедрения новых эффективных механизмов, форм и систем управления на местах и самоуправления. Однако становление современной муниципальной модели проходит с определенными трудностями, что отчасти вызвано недостаточной изученностью отечественного и зарубежного опыта организации местной власти. В настоящее время в России строится новая система муниципальной службы, реализуется Федеральный закон «О муниципальной службе в РФ». Муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Муниципальная служба призвана обеспечить права и свободы человека и гражданина на территории муниципального образования, реализацию положений Конституции РФ, федерального законодательства. Она позволяет формировать условия для практического осуществления функций органов местного самоуправления и профессиональное обеспечение реализации функций, компетенции и полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления. Основная задача муниципальной службы – обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения через выборные органы местного самоуправления и непосредственно. Принятый Федеральный закон «О муниципальной службе в РФ» от 2.03.2007 г. является базовым для всей системы муниципальной службы. Поэтому указанные в нём положения должны учитываться при разработке всех иных законодательных и подзаконных актов о муниципальной службе.
Степень разработанности проблемы. Проблемы организации и функционирования муниципальной службы рассматриваются такими учеными как Т.Т. Авдеева, Ю.Б. Алексеев, Е.Г. Анимица, А.Е. Балобанов, С.В. Вобленко, А.Г. Воронин, О.И. Генисаретский, В.А. Гневко, Т.М. Говоренкова, А.А. Замотаев, В.В. Иванов и А.Н. Коробова, Л.А. Калиниченко, Ю.В. Кириллов, В.А. Лапин, В.Н. Лексин, В.Я. Любовный, П.А. Ореховский, А.И. Радченко, В.Е. Рохчин, Ю.В. Филиппов, А.Н. Швецов, А.Н. Широков, П.Г. Щедровицкий, С.Н. Юркова и многие другие. Также вопросы муниципальной службы рассматриваются учеными Северо-Кавказской Академии Государственной Службы.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы опираясь на теоретическую сущность организационно-правовых основ муниципальной службы в Российской Федерации проанализировать основные изменения в законодательствах субъектов РФ о муниципальной службе на (примере законодательства о муниципальной службе в Ростовской области).
Поставленная цель обусловливает необходимость решения следующих задач:
1. определить понятие муниципальной службы задачи, функции;
2. рассмотреть основные принципы организации и функционирования муниципальной службы;
3. проанализировать Областной закон Ростовской области «О муниципальной службе в Ростовской области» №786-ЗС от 9 октября 2007 года;
4. раскрыть сущность Областного закона Ростовской области «О реестре муниципальных должностей и реестре должностей муниципальной службы в Ростовской области» №787-ЗС от 9 октября 2007 года.
Методологическую и теоретическую базу курсовой работы составляют концептуальные исследования муниципальной службы, представленные в отечественной литературе. В ходе разработки концепции были использованы положения государственной и муниципальной службы, теории местного самоуправления.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность проблемы и степень её разработанности. В первой главе «Организационно-правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации (№25 ФЗ от 2.03.2007 г.)» определены понятие, задачи, функции муниципальной службы, также даётся общая характеристика принципам муниципальной службы. Вторая глава «Модернизация законодательства о муниципальной службе в субъектах РФ в условиях принятия №25-ФЗ от 2.03.2007 г. (на примере законодательства о муниципальной службе в Ростовской области)» посвящена анализу двух Областных законов: Областного закона Ростовской области «О муниципальной службе в Ростовской области» №786-ЗС от 9 октября 2007 года и Областного закона Ростовской области «О реестре муниципальных должностей и реестре должностей муниципальной службы в Ростовской области» №787-ЗС от 9 октября 2007 года.
В заключении даются общие выводы по данной курсовой работе.
1. Организационно-правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации (№25 ФЗ от 2.03.2007 г.)
1.1 Понятие муниципальной службы как вида публичной службы
Муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).[1]
Исходя из этого можно выделить основные черты муниципальной службы[2]:
1. Муниципальная служба – профессиональная деятельность. Прежде всего, профессиональная деятельность – деятельность, право на которую у гражданина возникает в соответствии с квалификацией, указанной в документе о начальном, среднем или высшем профессиональном образовании. Гражданину, претендующему на должность муниципального служащего, необходимо иметь уровень профессионального образования, соответствующий квалификационным требованиям к определенной муниципальной должности. Для этого ему необходимо иметь документы, подтверждающие его квалификацию. Это могут быть дипломы об образовании, дипломы о профессиональной подготовке, удостоверения или свидетельства о повышении квалификации.
2. Муниципальная служба – это деятельность на постоянной основе. Это означает, что в отношениях между органом местного самоуправления и служащим лежит трудовой договор. Вводя формулировку «постоянная основа», законодатели стремились подчеркнуть, что это не деятельность по выполнению какой-то одной обязанности, исполнение которой прекращает отношения между органом местного самоуправления и гражданином.
3. Сущность муниципальной службы – обеспечение реализации полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Органы местного самоуправления, согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», наделены полномочиями по решению вопросов местного значения, а также отдельными государственными полномочиями.[3]
4. Муниципальная служба – это деятельность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставами муниципальных образований, финансируемых из средств местного бюджета и наделённых полномочиями по решению вопросов местного значения.
Основными задачами муниципальной службы являются[4]:
· Обеспечение прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования;
· Обеспечение реализации положений Конституции РФ, федерального законодательства, законов субъекта РФ, устава муниципального образования, правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на территории муниципального образования;
· Организация оптимального, наиболее эффективного обеспечения социально-экономических и иных условий жизни населения муниципального образования исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций.
· Формирование условий для практического осуществления функций органов местного самоуправления и профессиональное обеспечение реализации функций, компетенции и полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления;
· Защита прав и интересов населения и органов местного самоуправления муниципального образования;
· Подготовка, принятие, организация исполнения и исполнение решений в пределах полномочий органов местного самоуправления.
· Оказание содействия федеральным органам государственной власти, расположенным на территории муниципального образования, органам государственной власти субъекта РФ.
Но всё же главной задачей, для решения которой и создаётся муниципальная служба, является обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения через выборные органы местного самоуправления и непосредственно.
Исходя из содержания ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» можно выделить следующие сферы, в которых муниципальная служба обязана обеспечивать решение вопросов местного значения[5]:
§ Правотворчество – принятие и изменение уставов муниципальных образований;
§ Собственность – владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
§ Финансы – местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
§ Развитие – комплексное социально-экономическое развитие;
§ Образование, здравоохранение, общественный порядок, коммунальное хозяйство и др.
Функции муниципальной службы – основные направления деятельности муниципальной службы. Функции муниципальной службы формируются и определяются в соответствии с её задачами. Основными функциями муниципальной службы являются[6]:
· Планирование. В основе планирования – разработка программ, планов деятельности муниципальной службы по решению стоящих перед местным самоуправлением задач;
· Регулирование. Применительно к муниципальной службе регулирование заключается в упорядочении общественных отношений, возникающих в сфере местного самоуправления, в налаживании связей между субъектами этих отношений, приведении системы управления делами муниципального образования в такое состояние, которое обеспечивает эффективную работу всех элементов местного самоуправления;