в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ);
каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст. 35 Конституции РФ);
каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ) и другие[6].
Международные нормы, относящиеся к расследованию преступлений против собственности, содержатся в следующих правовых актах.
Соглашение от 25.11.1998 г. "О сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с преступностью".
Соглашение от 9.10.1992 г. "О взаимном признании прав и регулировании отношений собственности" (в редакции Решения от 24.12.1993 г.). В Соглашении участвуют Россия, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан.
Помимо норм, устанавливающих уголовную ответственность за преступления против собственности, имеющихся в Уголовном кодексе РФ[7], федеральное законодательство РФ содержит нормы, регламентирующие отношения собственности на различное имущество, а также другие отношения, правовую основу которых необходимо знать следователю при расследовании преступлений против собственности.
Данные нормы содержатся в следующих федеральных законах: Гражданский кодекс РФ. В частности, нормы о возмещении вреда (ст.ст. 1082, 1083, 1099-1101); Семейный кодекс РФ, определяющий режим имущества супругов (ст.ст. 33, 34, 35 и др.).
Существуют и другие федеральные законы, содержащие нормы, относящиеся к расследованию преступлений против собственности.
Кроме законов, имеются подзаконные нормативные акты, определяющие порядок деятельности, связанной с отношениями собственности на различное имущество.
Таким образом, нормы, касающиеся отношений собственности на различное имущество, необходимо знать следователю, чтобы правильно квалифицировать преступления против собственности, направлять ход расследования, уметь конкретизировать обстоятельства, подлежащие установлению, грамотно формулировать текст постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, целенаправленно проводить следственные действия, направлять запросы в различные организации и учреждения и т.д.
3. Соблюдение прав участников уголовного судопроизводства при расследовании грабежей и разбоев
Соблюдение прав участников уголовного процесса при расследовании всех преступлений, в том числе, преступлений против собственности, должно осуществляться по двум направлениям:
1. В отношении подозреваемых, обвиняемых, их защитников, гражданских ответчиков и других лиц со стороны защиты.
2. В отношении потерпевших, свидетелей обвинения, гражданских истцов, их представителей и других лиц со стороны обвинения.
Соблюдение и защита прав и законных интересов потерпевших, свидетелей обвинения, гражданских истцов, их представителей и других лиц со стороны обвинения имеет определенные особенности при расследовании преступлений против собственности. Данные особенности обусловлены тем, что при расследовании тяжких преступлений против собственности, совершенных, в частности, организованными группами, потерпевшие и другие лица со стороны обвинения, а также подозреваемые и обвиняемые, дающие признательные показания, зачастую подвергаются опасности.
Итак, одно из первых, что должен делать следователь при расследовании тяжких преступлений против собственности (в частности, разбойных нападений и вымогательств, совершенных преступными группами), - это принятие мер к обеспечению безопасности потерпевших, их представителей, свидетелей со стороны обвинения, их близких родственников, родственников и близких лиц.
Проблема защиты потерпевших и свидетелей рассматривалась на международном уровне, результатом чего стало принятие ряда международных актов, содержащих нормы о защите данных лиц.
Международным правовым актом, нормы которого являются частью российской правовой системы, является Конвенция против транснациональной организованной преступности, принятая 15.11.2000 г. и вступившая в силу для России 25.06.2004 г.
Меры защиты свидетелей, а также их родственников и близких лиц, в соответствии с Конвенцией, могут включать:
переселение в другое место наряду с неразглашением информации, касающейся личности и ее местонахождения;
принятие правил доказывания, позволяющих давать свидетельские показания таким образом, который обеспечивает безопасность свидетеля, например, разрешение давать свидетельские показания с помощью средств связи, таких как видеосвязь или другие надлежащие средства (ст. 24).
В УПК РФ предусмотрены следующие меры, которые предпринимаются в целях обеспечения безопасности личности:
1) сохранение в тайне данных о личности потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц (ч. 9 ст. 166 УПК РФ);
2) проведение опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознаваемым опознающего (ч. 8 ст. 193 УПК РФ).
Помимо УПК РФ, меры защиты потерпевших, свидетелей и иных лиц предусмотрены федеральным законом N 119-ФЗ от 20.08.2004 г. "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (в ред. ФЗ N 199-ФЗ от 29.12.2004 г.).
В соответствии с данным законом, государственной защите подлежат следующие участники уголовного судопроизводства:
потерпевший;
свидетель;
частный обвинитель;
подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;
эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог;
гражданский истец, гражданский ответчик;
законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя (ст. 2).
По отношению к перечисленным лицам могут применяться следующие меры безопасности (одна или одновременно несколько):
1) личная охрана, охрана жилища и имущества;
2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
4) переселение на другое место жительства;
5) замена документов;
6) изменение внешности;
7) изменение места работы (службы) или учебы;
8) временное помещение в безопасное место;
9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.
Кроме того, в отношении защищаемого лица могут применяться также другие меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации (ст. 6 Закона).
В Законе описана каждая из мер безопасности и порядок их применения.
В соответствии со ст. 18 Закона следователь, получив заявление (сообщение) об угрозе убийства, насилия, уничтожения или повреждения имущества лица либо иного опасного противоправного деяния, обязан проверить это заявление (сообщение) в течение трех суток (а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно). Затем следователь принимает решение о применении мер безопасности либо об отказе в их применении. О принятом решении выносится мотивированное постановление, которое в день его вынесения направляется в орган, осуществляющий меры безопасности, для исполнения, а также лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление.
Данное постановление о применении мер безопасности либо об отказе в их применении может быть обжаловано в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 24 часов с момента ее подачи.
В соответствии со ст. 23 Закона, защищаемые лица имеют право: знать свои права и обязанности; требовать обеспечения личной и имущественной безопасности (своей и своих близких лиц, включая родственников); знать о применении в отношении себя, а также своих близких родственников, родственников и близких лиц мер безопасности и о характере этих мер; обращаться с заявлением о применении дополнительных мер безопасности, предусмотренных Законом, либо об их отмене, и др.
В свою очередь, следователь обязан разъяснить потерпевшим, свидетелям и иным лица, которым угрожает опасность, данные права, предусмотренные ст. 23 Федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства".
В связи с обеспечением безопасности участников уголовного судопроизводства следователь имеет право:
1) запрашивать у всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц и получать от указанных органов, юридических и физических лиц необходимые сведения по заявлениям и сообщениям об угрозе безопасности лиц, в отношении которых принимается решение об осуществлении государственной защиты;
2) производить процессуальные действия или давать необходимые поручения органам, осуществляющим меры безопасности, для осуществления государственной защиты участников уголовного судопроизводства;
3) требовать в случае необходимости от органов, осуществляющих меры безопасности, применения дополнительных мер государственной защиты;
4) полностью или частично отменять меры безопасности по согласованию с органами, осуществляющими данные меры (ст. 24 Закона).
Обеспечение мер безопасности участников уголовного судопроизводства невозможно без тесного взаимодействия с подразделениями и должностными лицами органов внутренних дел, в частности, с участковыми уполномоченными и подразделениями криминальной милиции.
Кроме обеспечения мер безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, при расследовании преступлений против собственности необходимо уделять внимание обеспечению гражданского иска по уголовному делу.
Так, если в ходе расследования потерпевшему не возмещен имущественный ущерб (похищенное имущество не обнаружено, обвиняемый не выплатил материальную компенсацию), следователь обязан разъяснить ему право на возмещение вреда (ч. 4 ст. 42 УПК РФ). В случае если потерпевший подает заявление о признании его гражданским истцом, следователь выносит соответствующее постановление. Постановление объявляется потерпевшему, которому одновременно разъясняются права гражданского истца (ст. 44 УПК РФ).
Затем выносится постановление о привлечении лица в качестве гражданского ответчика (ст. 54 УПК РФ).
После этого следователь должен выяснить имущественное положение гражданского ответчика. Для этого направляются запросы в различные учреждения - регистрационную палату (о наличии недвижимого имущества), ГИБДД (о наличии транспортного средства), Центробанк РФ (о наличии вкладов) и др. Следует отметить, что Центробанк РФ не располагает базой данных о вкладах и счетах физических и юридических лиц в коммерческих банках. Поэтому получить информацию об этом можно только путем запросов в коммерческие банки.
Кроме того, следователь может провести обыск с целью обнаружения имущества, на которое впоследствии может быть наложен арест.
После этого, если у гражданского ответчика будет обнаружено какое-либо имущество (исключая имущество, на которое не может быть обращено взыскание, согласно ст. 446 ГПК РФ), следователь с согласия руководителя следственного органа возбуждает перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество.