Организация расследования первоначального этапа расследования заведомо ложного сообщения об акте терроризма

Здесь важно подчеркнуть еще один существенный момент. Документирование телефонных и иных переговоров в последнее время чаще осуществляется с использованием цифровых, чем аналоговых звукозаписывающих устройств (диктофонов, цифровых регистраторов и т.д.). При этом звуковой сигнал записывается на цифровой магнитный носитель. В дальнейшем при приобщении фонограммы к материалам уголовного дела возникает проблема, так как в качестве носителя может выступать сам диктофон или жесткий диск компьютера. Приобщать же к делу сам цифровой диктофон даже, из экономических соображений вряд ли целесообразно, а иногда просто невозможно. Выход из такой ситуации представляется в следующем. В таких случаях целесообразно назначать фоноскопическую экспертизу (или фоноскопическое исследование на этапе до возбуждения уголовного дела), на разрешение которой можно поставить три вопроса. Первый - установить дословное содержание записанной на фонограмме информации. Второй - произвести перезапись на представленный носитель (кассету, дискету или CD-диск) фонограммы, имеющей доказательственное значение. Третий - установить, имеются ли на представляемой фонограмме признаки монтажа или внесенных в нее изменений. Таким образом, к материалам уголовного дела следователь можно приобщить копию фонограммы (в качестве производного вещественного доказательства), достоверность которой, в том числе подтверждена заключением фоноскопической экспертизы и показаниями эксперта (разъяснением специалиста по вопросам входящим в его профессиональную компетенцию) о том, что при копировании не было привнесено никаких изменений (никакая часть контролируемых переговоров не была пропущена, изъята, добавлена или искажена). Учитывая, что в силу пункта 3 части 2 статьи 74 УПК РФ в качестве доказательств по уголовному делу допускаются не только вещественные доказательства, заключение эксперта, но и показания эксперта, иные документы, такой подход представляется вполне оправданным.

Хочется обратить внимание на необоснованность бытующего мнения, что фонограммы на цифровых носителях записи "не принимаются судами в качестве доказательств". Действительно фонограммы на цифровых носителях представляют для экспертов некоторую сложность в исследовании, но это не означает, что их достоверность принципиально не может быть проверена, и они не могут быть использованы в качестве доказательств. Нужно иметь в виду, что действующее законодательство не содержит норм, запрещающих приобщать к материалам уголовного дела, фонограммы на цифровом носителе записи. В диспозиции ст.186 УПК РФ никаких ограничений в отношении носителя фонограммы не содержится. В п.6 ст.186 УПК РФ указано, что фонограмма передается следователю в опечатанном виде сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств. При этом если запись телефонных переговоров осуществляется с помощью цифровых регистраторов, то следователю по существу передается копия (на аналоговом или цифровом сменном носителе) фонограммы, содержащейся на жестком диске компьютера, которая процессуально оформляется как выемка (ст.183 УПК РФ).

Таким образом, вопрос о приобщении к уголовному делу в качестве вещественного доказательства фонограммы, исходно полученной как в аналоговом, так и цифровом виде, решается следователем на общих основаниях в порядке ст.81 УПК РФ. При необходимости изготовления копии фонограммы, она может быть изготовлена как на аналоговом, так и цифровом носителе, что должно быть соответствующим образом оформлено протоколом следственного или иного процессуального действия. Желательно, чтобы копирование производилось специалистом, привлекаемым в порядке ст.58 УПК РФ для содействия следователю в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.

По речи может быть получена и другая важная информация. Например, о личностных характеристиках говорящего с целью его установления и розыска по анонимному речевому сообщению (например, по телефону о заложенном взрывном устройстве, по анонимному письму о готовящихся или совершенных преступлениях и т.д.). Такая задача нередко возникает при анализе анонимных телефонных сообщений о террористических актах и других преступлениях, когда подозреваемое лицо отсутствует. На основе лингвистического анализа с определенной долей достоверности можно дать оценку половозрастным и анатомо-физиологическим характеристикам диктора (автора), его эмоционального состояния (отклонение от нормы, тревожность, напряженность, наличие и тип эмоций, например, волнение, удивление, страх и т.п.), психофизиологического состояния (ненормативность, наличие патологии). По результатам диагностического лингвистического исследования речи могут быть установлены и другие данные, например, родной язык, степень владения языком коммуникации, уровень образования и развития речевой культуры, социокультурный статус (социальная принадлежность, воспитание и т.п.), темперамент, самооценка, отношение к собеседникам, национальный акцент, диалект, социолект и т.д. Специалист может помочь в определении списка наиболее ярких, броских особенностей голоса и речи, которые запоминаются и отражаются в памяти очевидцев, могут быть использованы в качестве вспомогательного средства для опознания преступника. Такая научная работа в настоящее время проводится в ГУ ЭКЦ МВД России, и в ближайшее время будут разработаны необходимые экспертные методики. Заметим, что вывод по таким диагностическим исследованиям, как правило, делается в вероятной форме и имеет чаще ориентирующее значение.

Следующая задача, решаемая экспертом с базовым лингвистическим образованием - установление факта необычного состояния или необычных условий порождения устного или письменного текста. Обвиняемый, свидетель, потерпевший в ходе судебного заседания нередко меняют или вовсе отказываются от своих показаний, данных на предварительном следствии. При этом неважно, были ли они даны в устной форме в ходе допросов с применением звукозаписи, или в письменной при собственноручной их фиксации или написании так называемого "чистосердечного признания". В качестве аргументов высказываются доводы, что устные или письменные показания были даны с "чужих слов", написаны под диктовку, переписаны с иных материалов или документов. Установление факта воспроизведения вслух заученных показаний или их прочтения, диктовки или иного влияния на лицо, чьи показания фиксируются в протоколе допроса, свидетельствует о наличии наряду с исполнителем текста еще одного участника - автора, что может быть выявлено при помощи специальных лингвистических познаний.

Для дифференциации подготовленной и спонтанной речи специалистами ГУ ЭКЦ МВД России проведена научно-исследовательская работа, по результатам которой определены признаки, позволяющие устанавливать факт написания письменного текста под диктовку, озвучивания письменного текста (чтения вслух или воспроизведения наизусть), факт необычных условий составления письменного или устного текста (признаков его намеренного искажения) или конкретного способа намеренной модификации (с целью маскировки своих или имитации чужих) навыков письменной или устной речи.

Преднамеренное искажение устной или письменной речи прямо связано с задачей установления факта ее предварительной подготовки, так как при реализации той или иной формы искажения необходима определенная подготовка, вплоть до заучивания манеры речи другого человека, имитируемой данным говорящим или пишущим. В то же время установление факта преднамеренного искажения авторской речи является одной из самых трудноразрешимых задач как автороведческой, так и фоноскопической экспертизы. Признаками, свидетельствующими о намеренном искажении речи, являются особенности письменного речевого сообщения, отражающие противоречия свойств и характеристик его автора, несовместимые состояния как следствие сознательной перестройки автором документа собственных навыков письменной речи.

Под маскировкой речи понимается реализация различными средствами установки на сокрытие авторства или состояния автора в момент порождения текста. Маскировка может осуществляться путем соавторства; сочинения текста одним лицом, а написания или чтения вслух другим; компоновки речевого сообщения из фрагментов текстов других авторов, монтаж фонограммы из заранее подготовленных фрагментов речи и др. Намеренное искажение индивидуальных навыков также относится к одному из способов маскировки речи.

Наиболее часто встречаются следующие виды намеренных искажений: снижение грамотности; нейтрализация стилистических навыков; имитация речи конкретного лица, имитация речи лица противоположного пола; имитация речи лица пожилого возраста; имитация речи лица молодого возраста; имитация речи представителя конкретной профессиональной группы; имитация речи маргинальных или криминальных социальных групп; имитация речи, подверженной влиянию конкретного говора; имитация речи человека, находящегося в состоянии эмоционального напряженности (стресса), имитация алкогольного или иного опьянения, имитация речи с признаками патологии и т.д.

При проведении диагностического исследования важно правильно и по возможности полно реконструировать компоненты ситуации речевой коммуникации: мотивацию общения; личностные факторы, определяющие процесс общения, такие как роль каждого участника; установку в разных ее аспектах; микро социологические факторы общения; микро - и макро - ситуативные факторы ориентировки (пространственные и временные условия контакта (влияние дефицита времени), навыки и технику общения в связи с речевыми и неречевыми факторами многие другие.

Существенное отличие неподготовленной речи заключается в том, что при спонтанном порождении речи нет времени для отбора слов и контроля правильности синтаксических конструкций. В ней используются те слова, которые находятся наготове. При неразработанности активного словаря (недостаточной сформированности механизма подбора адекватных слов), отсутствии навыков конструирования высказываний и некоторой сложности речевого задания в неподготовленной речи будут проскальзывать неадекватные теме слова, появятся оговорки, замены, исправления по ходу речи, паузы, в том числе хезитационные и т.д.

Степень проявления указанных признаков также зависит от стереотипности ситуации коммуникации и общей характеристики дискурса. Как известно, успешное общение невозможно без овладения определенными тактическими приемами речевого поведения и техникой общения. Это процессы взаимодействия между людьми, содержанием которых является установление контакта, ориентировка в ситуации, обмен информацией, оказание воздействие на информанта, реализация взаимоотношений с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации. Средствами общения является речь, мимика, жесты, другие невербальные средства.

Обратим внимание на основные моменты, которые желательно принимать во внимание при реконструкции и моделировании ситуации речевой коммуникации, зафиксированной на материальном носителе в графической или иной форме (звучащая речь на фонограмме). Что известно эксперту о ситуации речевого взаимодействия? Какова была стратегическая цель речевого контакта? Цель речевого общения определяется исходя из стратегических задач каждого лица, непосредственно участвующего в ситуации коммуникации. Так, например, в конфликтной ситуации, когда происходит "разборка" или выяснение отношений между группой лиц, близко знающих друг друга, ход разговора и даже отдельные фразы, тактика ведения переговоров, если и продумываются заранее, то при выборе тех или иных слов или грамматических форм участники конфликтной ситуации нередко используют спонтанно порождаемые формы. Во многом это объясняется стремлением доказать свою правоту, сохранить "лицо", нарушить эмоциональное равновесие собеседника. Ситуация может кардинально изменяться с изменением речевых тактик и стратегий коммуникантов, использующих вместо ожидаемых резких выражений или высказываний инвективного плана, такие речевые приемы как уверение в добрых намерениях, сожаление о негативных последствиях каких-то действий, неожиданный комплимент, похвала, что объясняется целевой установкой на достижение взаимопонимания и поиск компромисса.

Каковы особенности исследуемого события речевого взаимодействия? Речевые стратегии и тактики речевого поведения - это часть знаний о мире, которые формируются и пополняются в течение жизни человека. Для достижения коммуникативных целей говорящие должны иметь представление о типах речевого поведения в различных ситуациях, взаимные общие "фоновые" знания. То, что очевидно для одного собеседника, может восприниматься как странное или непонятное другому, а тем более эксперту, выступающему в роли стороннего наблюдателя (слушателя). Типы речевого поведения обладают национально-культурной спецификой. Поэтому человек, попадающий инородную социокультурную среду, может испытывать затруднения в понимании некоторых речевых действий. Некоторые типы стереотипных коммуникативных ситуаций допускают освоение и заучивание речевых формул или клише. В этой ситуации спонтанная по способу порождения речь может включать элементы заранее подготовленных шаблонов и стереотипных речевых формул.

Каковы позиции участников в ситуации коммуникации? Позиции партнеров по коммуникации могут быть симметричными и несимметричными, сильными или слабыми. Он могут меняться в течение одной коммуникативной ситуации, включая "игру на повышение (себя)" или "понижение партнера". Эту же функцию могут выполнять и такие приемы как контроль и перехват инициативы, смена темы, изменение манеры общения (угрозы, просьбы, похвалы, комплименты, лесть и т.п.). Дистанция между собеседниками может изменяться непосредственно в процессе разговора. Собеседник может использовать такие средства сближения как немотивированные многократные обращения по имени к собеседнику, либо наоборот резко сменить тему разговора для отстранения от собеседника.

Какие языковые ресурсы были использованы для реализации замысла партнеров по коммуникации? Стратегические цели и намерения собеседников прямо или косвенно проявляются невербально или вербально в поверхностных языковых структурах текста. В качестве лингвистических показателей могут выступать лексические, семантико-синтаксические фонетические и невербальные характеристики.

Речевые особенности, языковое мышление человека зависят в значительной степени от социальной микросреды, от круга общения в различных сферах общественного бытия от разнообразия личностных интересов, от уровня образования. Языковое развитие личности происходит, как известно, при значительном влиянии школьного и вузовского обучения. Существует некая структура, наследственно заложенная в мозгу человека, которая определяет врожденную способность каждого человека видоизменять значения или смысл любой фразы, строить неограниченное число осмысленных высказываний. Эта врожденная лингвистическая компетентность лежит в основе развития познавательных и интеллектуальных процессов при формировании речевых навыков человека.

В целом необходимо подчеркнуть, что диагностические исследования речи еще находятся в стадии научной проработки, требуют большого объема специальных знаний и баз данных, материально-технического обеспечения и специальных условий, проводятся пока исключительно только на материале русского языка, поскольку специалист (эксперт) должен в совершенстве владеть языком, на котором ведется разговор, записанный на фонограмме.


Заключение


Одной из важных проблем, предопределяющей успех борьбы терроризмом, является более полное и ясное представление о преступном характере рассматриваемого общественно опасного деяния. Из этого проистекают и уголовно-правовые меры борьбы с заведомо ложным сообщением об акте терроризма.

Также важнейшим антикриминогенным фактором является создание социально-культурных условий для нормального развития у граждан уровня культурного потребления, решение проблемы досуга, отдыха молодежи, являющейся основным контингентом лиц, совершающих заведомо ложное сообщение об акте терроризма. При этом отметим, что одним из важных элементов мер предупреждения заведомо ложного сообщения об акте терроризма является пропаганда законодательства, особенно среди несовершеннолетних, которые составляют основной контингент лиц, совершающих рассматриваемое преступление. Правовое воспитание должно вестись не только в школе. Поэтому целесообразно расширять сеть кружков и других форм внеклассной работы, а также шире использовать средства массовой информации (телевидение, радио, прессу) для правовой пропаганды, освещая в том числе и деятельность правоохранительных органов по борьбе с заведомо ложным сообщением об акте терроризма.

Остановить рост заведомо ложных сообщений об акте терроризма возможно только совместными усилиями педагогических коллективов, инспекторов по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, разъяснительной работой среди молодежи инженерно-спасательной группы, спасателей, службы безопасности, и самое главное - родителей.

По делам о заведомо ложном сообщении об акте терроризма исключительно важен этап получения и проверки самого сообщения. От грамотности и последовательности действий на этом этапе зависит полнота сбора исходной информации о событии и его участниках, что в свою очередь, сказывается на оперативности раскрытия преступления (установление лица, его совершившего) и успехи всего расследования.

Особенности действий сотрудников правоохранительных органов на стадии получения сообщения определяются способом совершения преступления, содержанием сообщения и выбором преступником адресата сообщения. Порядок, последовательность и организация поиска взрывоопасных предметов определяются характером объекта угрозы, его назначением, планировкой, степенью насыщенности помещений предметами обстановки, электронным устройствами, характеристиками доступа в помещения и пр.

На стадии проверки поступившего сообщения при осмотре объекта угрозы возникает необходимость привлечь специалистов, компетентных в поиске, специальном взрывотехническом обследовании и обезвреживании взрывных устройств. В качестве таковых могут выступать сотрудники инженерно-технических подразделений, саперы военных частей и др.


Список использованной литературы


1.     Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. Р.С. Белкина. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. - 990 с.

2.     Баев О.Я. Основы криминалистики: курс лекций. - М.: "Экзамен", 2001. - 288 с.

3.     Белкин Р.С. Курс криминалистики. В 3-х т. - М., 1997.

4.     Белкин Р.С., Лифшиц Е.М. Тактика следственных действий. - М.: Новый Юрист, 1997. - 176 с.

5.     Белоусов А.В. Процессуальное закрепление доказательств при расследовании преступлений. - М.: ООО Издательство "Юрлитинформ", 2001. - 174 с.

6.     Гаухман Л.Д., Кипман Н.Н. Деятельность следователя органов внутренних дел по изучению личности обвиняемого. - М., 1972.

7.     Глазырин Ф.В. Изучение личности обвиняемого и тактика следственных действий. - Свердловск: Издательство Свердловского юридического института, 1973. - 158 с.

8.     Драпкин Л.Я. Основы теории следственных ситуаций. - Свердловск: Издательство Уральского университета, 1987. - 163 с.

9.     Дубровицкая Л.П., Лузгин И.М. Планирование расследования. - М.: "Высшая школа МВД СССР", 1972. - 56 с.

10. Закон РФ "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" от 12.08.1995 г. // СЗ РФ. 1995. №33. Ст.3349.

11. Зеленский В.Д. Организация расследования преступлений. Криминалистические аспекты. - Ростов н/Д: Издательство Ростовского университета, 1989. - 152 с.

12. Зорин Г.А. Руководство по тактике допроса. - М., 2001.

13. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. Лебедева В. М). - М.: Юрайт-М, 2001.

14. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (под ред. Д.Н. Козака, Е.Б. Мизулиной). - М.: Юристъ, 2002.

15. Комментарий к УПК РФ / Под ред. В.И. Радченко. - М., 2003.

16. Конституция Российской Федерации. 1993 г.

17. Криминалистика. Криминалистическая тактика и методика расследования преступлений: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Под ред.В.Ю. Шепитько. - Харьков: ООО "Одиссей", 2001. - 528 с.

18. Криминалистика: Учебник / Под ред. А.А. Закатова, Б.П. Смагоринского. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. - 432 с.

19. Криминалистика: Учебник / Под ред. А.Г. Филиппова. - М.: Спарк, 2000. - 687 с.

20. Криминалистика: Учебник / Под ред. И.Ф. Крылова, А.И. Бастрыкина. - М.: Дело, 2001. - 800 с.

21. Криминалистика: Учебник для экспертов-криминалистов / Под ред. А.Г. Филиппова. - М.: ООО Издательство "Юрлитинформ", 2005. - 484 с.

22. Кустов А.М. Криминалистика и механизм преступлений. Цикл лекций. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2002. - 304 с.

23. Ларин А.М. От следственной версии к истине. - М.: "Юридическая литература", 1976. - 200 с.

24. Шейфер С.А. Следственные действия. Система и процессуальная форма. - М.: ООО Издательство "Юрлитинформ", 2001. - 208 с.


[1] Быховский И.Е. Типовые версии и программированное расследование: Возможности и перспективы // Актуальные проблемы советской криминалистики. – М., 1979. С.56.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты