Уголовный закон не предусматривает ответственность за создание террористической организации, но цель ее создания является преступной. В частности, Федеральный закон РФ «О борьбе с терроризмом» одной из форм террористической деятельности определяет организацию преступного сообщества (преступной организации) для совершения террористической акции (п. 3 ст. 3). Указанный закон раскрывает понятие террористической акции - непосредственное совершение преступления террористического характера в форме взрыва, поджога, применения или угрозы применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых веществ; уничтожения, повреждения или захвата транспортных средств или других объектов; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения; захвата заложника, похищение человека; создания опасности причинения вреда здоровью или имуществу неопределенного круга лиц путем создания условий для аварий и катастроф технологического характера либо реальной угрозы создания такой опасности; распространения угроз в любой форме и любыми средствами; иных действий, создающих опасность гибели людей; причинения ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий (ст. 3).
Федеральный закон РФ «О борьбе с терроризмом», не отвергая цели создания преступного сообщества (преступной организации) - совершение тяжких или особо тяжких преступлений, выделяет цель — совершение террористической акции. Данным законом подчеркивается повышенная общественная опасность создания преступного сообщества (преступной организации) для совершения террористической акции. Систематический анализ понятия террористической акции позволяет сделать вывод, что законодатель при этом резюмирует совершение тяжких или особо тяжких преступлений. Поэтому, сомнение Ю.М. Антоняна о том, что уголовный закон не предусмотрел ответственности за создание террористической организации и не определил терроризм преступным сообществом[71], здесь не напрасны.
Следует отметить особенности квалификации в случае совершения преступным сообществом (преступной организацией) других преступлений. В учебнике по уголовному праву под редакцией Н.И. Ветрова и Ю.И. Ляпунова говорится, что в случае вооруженности преступного сообщества и совершения им нападений на граждан или организации действия лиц следует квалифицировать по ст. 209 УК РФ поскольку, отмечают они, бандитизм — более опасное преступление, исходя из сравнительного анализа санкций[72].
В принципе, поддерживая такой подход, необходимо привести и другую точку зрения по данному вопросу. Л.Д. Гаухман и СВ. Максимов пишут, что участие в преступном сообществе (преступной организации) с целью совершения тяжкого или особо тяжкого преступления, наказание за которое превышает наказание по ч. 2 ст. 210 УК РФ, требует дополнительной квалификации по ч. 2 ст. 30 УК РФ и соответствующей нормы, содержащей большую санкцию В случае, когда преступным сообществом (преступной организацией) совершены конкретные виды тяжких или особо тяжких преступлений, - пишут они, - содеянное представляет собой совокупность преступлений и квалифицируются по статье Особенной части УК РФ, предусматривающей ответственность за данный вид преступления, в частности, совершенного организованной группой, и ст. 210 УК РФ[73].
Такой подход к квалификации умышленных тяжких или особо тяжких преступлений, покушении на них, более правильный. Этому соответствует и практика применения ст. 210 УК РФ.
ГЛАВА 3. БОРЬБА С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
3.1 Международный опыт уголовно-правовой борьбы с организованной преступностью
В условиях международной интеграции, в том числе в сфере борьбы с организованной преступностью, рассмотрение проблемы борьбы с преступными сообществами (организациями) в России без изучения опыта других стран было бы не полным. Необходим анализ и международных норм. Организованная преступность, несмотря на национальные особенности, имеет определенные сходные черты с зарубежной организованной преступностью. Это обусловливает необходимость объединения усилий всех стран в борьбе с ней.
Впервые проблема организованной преступности международным сообществом была осознана и получила юридическое закрепление на пятом Конгрессе ООН (Женева, 1975 г.), где было признано, что преступность в форме международного бизнеса представляет собой более серьезную угрозу, чем традиционные формы преступного поведения, в последствии к этой проблеме обращались шестой Конгpecc (Каракас, 1980 г.), при рассмотрении вопроса о правонарушениях и правонарушителях, седьмой Конгресс (Милан, 1985 г.), на котором подчеркивалось, что организованная преступность в значительной мере остается безнаказанной.
На восьмом Конгрессе (Гавана, 1990 г.) отмечалось, что растущая угроза организованной преступности и ее дестабилизирующее и разлагающее влияние на фундаментальные социальные, экономические и политические институты представляет собой проблему, решение которой требует более широкого и эффективного международного сотрудничества[74]. На данном Конгрессе были приняты Руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней. Среди них:
— необходимость поощрения проведения исследований структуры организованной преступности и анализа эффективности осуществления контрмер;
— необходимость способствования разработке законодательства в отношении новых видов правонарушений, связанных с «отмыванием» доходов и организованным мошенничеством, таких преступлений, как открытие и использование счетов на вымышленное имя, преступлений с использованием компьютеров;
— принятие постановлений, обязывающих финансовые учреждения предоставлять всю информацию о счетах конкретных лиц, а также постановлений, обязывающих их сообщать соответствующим органам о подозрительных или необычных операциях с наличностью;
— необходимость перехвата сообщений по телекоммуникационной связи и использование электронного наблюдения при условии соблюдения прав человека;
— защиты свидетелей от насилия и запугивания;
— участие всех стран в борьбе с организованной преступностью в сфере незаконного оборота наркотиков;
— разработка типового законодательства о конфискации доходов от преступной деятельности;
— оказание содействия проведению сопоставительного анализа и сбору информации в отношении международной организованной преступности, ее причин, связи с внутригосударственной нестабильностью и другими формами преступности, а также в отношении и борьбы с ней.
Последний из перечисленных принципов является еще одним аргументом необходимости рассмотрения вопроса международного регулирования борьбы с организованной преступностью, освещения опыта других стран. В той или иной степени подробно этот опыт описан в отечественной литературе[75].
Учитывая, что предметом данной работы является не широкое понятие «организованная преступность», а такая ее форма, как «преступное сообщество (преступная организация)», представляет интерес опыт борьбы именно с этими преступными формированиями.
В ряде стран (Италия, Испания, Франция, Германия, Республика Беларусь, Республика Казахстан и др.) само существование преступного формирования признается общественно опасным. При этом высокая общественная опасность преступных формирований признается независимо от тяжести тех или иных преступлений, для совершения которых они создаются.
В 1982 г. в УК Италии введена ст. 416-bis, которая гласит: «Всякий, кто участвует в объединении мафиозного типа, состоящем из трех или более лиц, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 6 лет. Все те, кто создают, руководят или организуют объединение, наказываются лишением свободы на срок от 4 до 9 лет».
В Германии под созданием преступных объединений понимается «основание объединения, цели или деятельность которого направлены на совершение преступлений, или участие в подобном объединении или его поддержка (§ 129 УК). Уголовный кодекс предусматривает за эти деяния наказания в виде лишения свободы на срок до 5 лет или штраф. Приведенная выше уголовно-правовая норма направлена на то, чтобы предотвратить создание и дальнейшее функционирование преступных объединений, целями и деятельностью которых является совершение преступлений. Противоправность и наказуемость таких криминальных сплочений вытекает из содержания провозглашенной его членами и выражающей их сущность целевой установки, враждебной правопорядку в целом, которую они планируют, злоупотребляя предоставленной законом свободой на создание объединений.
Уголовное законодательство Испании предусматривает уголовную ответственность за членство в организации, имеющей целью осуществление производства, распределения, торговли наркотиками (ст. 371 УК). При этом начальникам, руководителям или ответственным лицам таких организаций или ассоциаций мера лишения свободы назначается на одну ступень выше, чем членам организации. Данное законодательство предусматривает ответственность за создание незаконных объединений: имеющих целью совершение преступления; в виде вооруженных банд, формирований или террористических групп; имеющих законные цели, но использующих для их достижения насильственные методы (запугивание или контроль за личностью), побуждающих или подстрекающих к дискриминации, ненависти в отношении лиц, групп или объединений по мотивам идеологии, религии, убеждений, этнической, расовой или национальной принадлежности их членов или какого-либо из них, пола, семейного положения, болезни или инвалидности (ст. 515 УК).
В Новом уголовном кодексе Франции дается понятие такой формы преступного сообщества, как объединение преступников, устанавливается ответственность за участие в нем. В соответствии со ст. 450-1 УК образует объединение преступников любая сформированная группа или сговор с целью подготовки, характеризующейся одним или несколькими фактами, одного или нескольких преступлений или одного или нескольких проступков, наказуемых десятью годами заключения. Участие в таком объединении карается десятью годами лишения свободы и штрафом. Виновные при этом подвергаются дополнительным наказаниям: временное лишение политических, гражданских и семейных прав; запрещение состоять на государственной службе или осуществлять профессиональную или общественную деятельность и др. Французское уголовное законодательство предусматривает условия освобождения от наказания лица, принявшего участие в таком объединении (группе) или сговоре: если оно, до привлечения к ответственности, раскроет эту группу или этот сговор компетентным властям и позволит установить других участников (ст. 450-2).
При проведении сравнительно-правового анализа значительный интерес представляет законодательная практика стран СНГ. Большой интерес представляет опыт Республики Беларусь. Этот интерес, в частности, обусловливается активными взаимоинтеграционными процессами по всем направлениям между данной республикой и Россией.
В качестве самостоятельного состава преступления УК Республики Беларусь предусматривает создание преступной организации и участие в ней (ст. 74-2). Данная статья устанавливает ответственность за такие деяния, как: деятельность по созданию преступной организации, а также руководство преступной организацией (ч. I); те же действия, совершенные особо опасным рецидивистом, или лицом, ране судимым за тяжкое преступление, или должностным лицом ранее судимым за тяжкое преступление, или должностным лицом с использованием своего служебного положения (ч. 2); участие в преступной организации в любой иной форме (ч. 3). Участник преступной организации за исключением лица, совершившего деяния, предусмотренные чч. 1 и 2 ст. 74-2 УК, добровольно заявивший о существовании преступной организации и способствовавший ее разоблачению, освобождается от уголовной ответственности за участие в преступной организации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13