Органы местной государственной власти, суда и прокуратуры БССР в 1945-1989 гг.

Собранные данные свидетельствуют о том, что в период с 1953 по 1961 гг. на территории республики Верховным Судом СССР И БССР, Военной коллегией Верховного Суда СССР, военным трибуналом Белорусского военного округа, президиумами областных судов было реабилитировано 100 522 человека – 17% граждан, репрессированных на протяжении 20-40-х гг. В основном были пересмотрены дела 1937-1938 гг. [3, с.294].

В послевоенный период по-прежнему продолжают свою деятельность такие высшие органы как Прокуратура БССР, которая принимает активное участие в судебной системе Белорусской ССР, а также Комитет народного контроля БССР и др. [2, с.107].


МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, СУДА, ПРОКУРАТУРЫ БССР ПО КОНСТИТУЦИИ 1978 ГОДА


В Белорусской ССР изменения, происшедшие в экономической, социальной и политической жизни республики после Конституции 1937 г., наличие большого количества нормативно-правовых актов, принятие Конституции СССР 1977 г. обусловили принятие новой Конституции БССР. 14 апреля 1978 г. девятая сессия Верховного Совета БССР девятого созыва приняла новую Конституцию БССР. Конституция 1978 г. состояла из 19 глав и 10 разделов. Конституция содержала основы общественного строя и политики БССР, в ней говорилось о политической и экономической системе, о социалистической собственности на средства производства в двух формах, о защите социалистического отечества, о руководящей и направляющей роли КПСС. Конституция закрепила систему и принципы действия Советов народных депутатов (с 1936 г. - Советы депутатов трудящихся), определила избирательную систему, правовой статус народного депутата. Высшими органами власти БССР, по Конституции, являлись Верховный Совет, Президиум Верховного Совета, Совет Министров БССР [6].

Органами государственной власти в областях, районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах являлись соответствующие Советы народных депутатов. Местные Советы народных депутатов решали все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводили в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководили деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвовали в обсуждении вопросов республиканского и общесоюзного значения, вносили по ним свои предложения. Советы руководили на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; утверждали планы экономического и социального развития, местный бюджет и отчеты об их выполнении; осуществляли руководство подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивали соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан; содействовали укреплению обороноспособности страны.

Работу областных, Минского городского, районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов организовывали их президиумы, возглавляемые председателями Советов, а в городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских Советах - председатели этих Советов.

Вышестоящие местные Советы народных депутатов имели право отменять акты нижестоящих Советов народных депутатов в случае несоответствия этих актов законодательству.

Согласно конституции местные Советы народных депутатов осуществляли свою деятельность в тесной связи с органами общественного территориального самоуправления, общественными организациями и трудовыми коллективами, выносили наиболее важные вопросы местного значения на обсуждение граждан или ставили их на референдумы, вовлекали граждан в работу постоянных комиссий и других подотчетных Советам органов, направляли работу местных добровольных обществ и развивали общественную самодеятельность населения.

Исполнительными и распорядительными органами областных, Минского городского, районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов являются избираемые ими исполнительные комитеты.

Исполнительные комитеты не реже одного раза в год отчитывались перед избравшими их Советами, а также на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан. Данные комитеты обеспечивали выполнение решений Советов и вышестоящих государственных органов, а также наказов избирателей; руководили подчиненными им органами управления.

Отделы и управления исполнительных комитетов образовывались областными, Минским городским, районными, городскими, районными в городах Советами народных депутатов и подчинялись в своей деятельности как Советам и их исполнительным комитетам, так и соответствующим вышестоящим органам государственного управления.

Перечень отделов и управлений исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов и порядок их образования устанавливались законодательством Союза ССР и Белорусской ССР.

В Конституцию 1978 г. включались государственный план экономического и социального развития и государственный бюджет БССР. Впервые в Конституции обозначалась собственность профсоюзных и общественных организаций. В восьмом разделе шла речь о порядке формирования судебных органов, об осуществлении правосудия только судом, о прокурорском надзоре.

Судебная система состояла из Верховного Суда Белорусской ССР, областных судов, Минского городского суда и районных (городских) народных судов. Организация и порядок деятельности судов Белорусской ССР определялись законами Союза ССР и Белорусской ССР.

Народные судьи районных (городских) народных судов избирались соответствующими областными, Минским городским Советами народных депутатов. Судьи областных, Минского городского судов и Верховного Суда Белорусской ССР избирались Верховным Советом Белорусской ССР. Судьи всех судов избирались сроком на десять лет, народные заседатели - сроком на пять лет. Судьи и народные заседатели отчитывались перед избравшими их органами или избирателями и могли быть ими отозваны в установленном законом порядке.

Верховный Суд Белорусской ССР являлся высшим судебным органом Белорусской ССР и осуществлял надзор за судебной деятельностью судов Белорусской ССР. В структуру Верховного Суда входили: председатель, его заместители, члены, народные заседатели.

Рассмотрение гражданских и уголовных дел во всех судах осуществлялось коллегиально; в суде первой инстанции - с участием народных заседателей. Народные заседатели при осуществлении правосудия пользовались всеми правами судьи. Неприкосновенность судей и народных заседателей, а также иные гарантии их независимости устанавливались Законом о статусе судей в СССР и другими законодательными актами Союза ССР и Белорусской ССР.

Правосудие в Белорусской ССР осуществлялось на началах равенства граждан перед законом и судом.

Судопроизводство в Белорусской ССР велось на белорусском или русском языках или на языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивалось право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.

Согласно Конституции, никто не мог быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.

Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действовали коллегии адвокатов. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывалась бесплатно. Организация и порядок деятельности адвокатуры определялся законодательством Союза ССР и Белорусской ССР.

Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами на территории Белорусской ССР осуществлялся Генеральным прокурором СССР и подчиненными ему Прокурором Белорусской ССР и нижестоящими прокурорами. Прокурор Белорусской ССР и прокуроры областей назначались Генеральным прокурором СССР. Районные и городские прокуроры назначались Прокурором Белорусской ССР и утверждались Генеральным прокурором СССР. Срок полномочий Прокурора Белорусской ССР и всех нижестоящих прокуроров составлял пять лет. Органы прокуратуры осуществляли свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР [5].

После принятия Конституции 1978 г. система органов государственной власти и управления осталась прежней до конца 80-х начала 90-х годов. В развитии права в этот период определились тенденции демократизации, кодификации, а также расширения сферы применения права.

В последние годы в связи с перестройкой в СССР и активизацией демократических процессов, которые набирали силу и в Белорусской ССР, в Конституцию БССР от 14 апреля 1978 г. были внесены значительные изменения. Так, изменения 1989 г. затрагивали систему и принципы осуществления власти Советов народных депутатов, сфера деятельности которых была расширена, были сделаны уточнения и дополнения относительно правового статуса органов государственной власти. Изменения Конституции продолжались и в дальнейшем.

Деятельность Конституции БССР 1978 г. прекратилась в связи с принятием 15 марта 1994 г. на 13 сессии Верховного Совета Республики Беларусь 12-ого созыва новой Конституции Республики Беларусь [3, с. 293].



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Период времени с 1945 по 1989 годы в истории государства и права Белорусского государства привнес значительные изменения в сфере формирования государственных органов, органов прокуратуры, а также судебной системы государства, определения их правового статуса.

Данные преобразования нашли яркое отражение в ряде законодательных актов, среди которых наиболее значимое место занимают Конституция БССР 1937 года и Конституция БССР 1978 года.

Основные особенности Конституции 1937 г. заключались в следующих положениях:

а) политическую основу БССР составили Советы депутатов трудящихся снизу доверху. Впервые высшим органом государственной власти объявлялся Верховный Совет, а не съезд Советов Белоруссии;

б) экономическую основу БССР составляли социалистическая система хозяйствования и социалистическая собственность;

в) впервые закреплялась руководящая роль Коммунистической партии;

г) выборы во все уровни Советов осуществлялись путем всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Основные особенности Конституции 1978 г. заключались в следующем:

а) имела преамбулу;

б) расширяла участие в управлении государственными делами общественных организаций и трудовых коллективов

в) Советы были переименованы в Советы народных депутатов;

г) впервые включала раздел “Советы народных депутатов БССР и порядок их избрания” и новую главу “Народный депутат”;

д) вводила впервые норму о суверенитете БССР.

Изменения в сфере формирования государственных органов, органов прокуратуры, а также судебной системы государства, воплощённые в Законах БССР, повысили значимость и актуальность юридических исследований, на основе которых в той либо иной степени сформировался правовой статус современного белорусского государства, ставшего полноправным участником международного общения.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.                 И.Н. Кузнецов, учебное пособие «История государства и права славянских народов»: - Минск: «Новое знание», 2007 г.

2.                 С.Ф. Сокол, В.А. Владимиров, «История государства и права Беларуси»: - Минск, 2007 г.

3.                 Т.I. Доунар, «Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi»: - Мiнск: «Амалфея», 2007 г.

4.                 #"#">#"#">http://www.pravo-web.com/ - Белорусская Конституция

 


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты