Поскольку Высший Арбитражный Суд РФ формируется в аналогичном с Конституционным Судом РФ порядке, справедливым будет утверждать, что в реализации функции кадрового обеспечения этого Суда принимают участие Президент РФ и Совет Федерации Федерального Собрания. И опять-таки по аналогии с Конституционным Судом можно говорить об участии в финансовом обеспечении подсистемы арбитражных судов непосредственно правительства РФ, поскольку в федеральном бюджете содержатся отдельные строки, посвященные Высшему Арбитражному Суду и иным арбитражным судам.
Обеспечение материально-технического характера также возложено на Высший Арбитражный Суд РФ. Но в этой части на федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Федерации лежит дополнительная обязанность по оказанию Суду содействия в эффективном осуществлении данного вида обеспечения (ч. 3 ст. 44 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ»).
Непосредственное обеспечение деятельности каждого арбитражного суда осуществляется его аппаратом. В рамках полномочий по организационному обеспечению арбитражных судов Российской Федерации Высший Арбитражный Суд РФ на своем пленарном заседании утвердил Регламент арбитражных судов[26]. Деятельность аппаратов арбитражных судов регулируется также Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах, утвержденной приказом Председателя Высшего Арбитражного Суда № 7 от 26 марта 1996 г. В настоящий момент Инструкция действует в редакции от 30 июля того же года.
Администратор арбитражного суда руководит аппаратом арбитражного суда, организует работу аппарата по обеспечению прохождения дел в арбитражном суде, организует работу по обращению к исполнению судебных актов арбитражных судов, а также осуществляет иные функции по обеспечению деятельности арбитражного суда, определяемые Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ.
Аппарат арбитражного суда:
1. организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле;
2. принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет арбитражного суда, а также арбитражных штрафов;
3. содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях;
4. ведет учет движения дел и сроков их прохождения в арбитражном суде, осуществляет хранение дел и документов;
5. изучает и обобщает судебную практику;
6. подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, проводит информационно-справочную работу;
7. осуществляет материально-техническое обеспечение арбитражного суда, социально-бытовое обслуживание судей и работников аппарата арбитражного суда.
Администраторы осуществляют свои полномочия под контролем Высшего Арбитражного Суда РФ и во взаимодействии с ним. Высший Арбитражный Суд РФ осуществляет методическое и организационное руководство деятельностью администраторов иных арбитражных судов.
Администратору подчиняются структурные подразделения аппарата арбитражного суда или работники, выполняющие функции по организационному, финансово-экономическому, документационному, информационному, хозяйственному обеспечению деятельности суда, за исключением тех структурных подразделений или работников, статус которых определен федеральным законом, или руководство которыми отнесено к исключительной компетенции председателя соответствующего суда.
Иными словами, организационное обеспечение арбитражных судов в Российской Федерации осуществляется в двух организационных моделях – самого Высшего Арбитражного Суда по схеме, аналогичной схеме обеспечения Конституционного Суда РФ, и иных арбитражных судов – через аппарат Высшего Арбитражного Суда РФ.
Определенными полномочиями по обеспечению деятельности судов обладают судебные приставы. Судебные приставы существовали в России до 1917 г. В 1997 г. служба судебных приставов была восстановлена на качественно более высоком уровне. Федеральная служба судебных приставов образуется Министерством юстиции РФ.
Организационное и методическое руководство деятельностью Федеральной службы судебных приставов осуществляет Департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ на основании Положения о Департаменте судебных приставов от 22 сентября 2000 г.
Департамент в соответствии с возложенными на него задачами применительно к задачам по обеспечению установленного порядка деятельности судов осуществляет следующие основные функции:
- организация деятельности служб судебных приставов территориальных органов Министерства юстиции РФ по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов;
- изучение практики применения законодательства РФ в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов, разработка и представление в установленном порядке предложений по его совершенствованию;
- организация работы по обобщению, анализу и реализации предложений, направленных на совершенствование деятельности службы судебных приставов Министерства юстиции РФ;
- организация взаимодействия с Верховным Судом РФ, Конституционным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, с Судебным департаментом по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов и др.
Непосредственная работа по обеспечению установленного порядка деятельности судов организуется и проводится в подразделениях судебных приставов.
Советом судей РФ отмечалось, что существуют серьезные проблемы во взаимодействии судей, судов с судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Так, за первое полугодие 2001 г. отмечено 8783 случая привлечения судебных приставов к участию в исполнительных действиях без согласования с председателями судов. Это привело к тому, что из 105 428 определений судов о принудительном приводе лиц, уклоняющихся от явки в суд, не исполнено судебными приставами 23 150.
Поэтому, по мнению Совета судей РФ, необходимо внести соответствующие изменения в законодательство и передать службу судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в ведение Судебного департамента[27].
Заключение
В России вопрос об организационном обеспечении судебной деятельности на протяжении нескольких лет был одним из основных вопросов судебной реформы, о чем свидетельствует, в частности, его обсуждение на II, III и IV Всероссийских съездах судей, многочисленных заседаниях Совета судей Российской Федерации и региональных съездах (конференциях) судей, Совета по судебной реформе при Президенте РФ. В свою очередь бывший президент РФ В.В. Путин и его приемник нынешний президент Д.А. Медведев стремятся к созданию необходимых условий для реализации судебной реформы, отводит ей решающую роль. Поэтому Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2002-2006 годы», выполнение которой контролирует Президент, позволяет нам не только совершенствовать законодательство, ориентироваться на высокие правовые стандарты, но и получить материальные источники, эффективно управлять ими в процессе организационного обеспечения основного звена судебной системы – судов общей юрисдикции.
Оценивая итоги развития судебной системы России за незначительный, но емкий по масштабу и глубине проводимых реформ период, можно утверждать о существенном продвижении по всем основным направлениям судебной реформы, а также о создании обновленной модели российского правосудия, отвечающей потребностям судебной практики и новым демократическим стандартам.
Практически повсеместно укрепились новые институты правосудия – суды присяжных заседателей и мировая юстиция. Впервые в практике судебных органов была реализована задача по введению института администратора суда ––– совершенно новой фигуры управленца, совмещающего функции хозяйственника и менеджера.
Сегодня можно сказать, что созданный федеральный государственный орган – Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации в основном реализовал идеи судейского сообщества – взял на себя решение практически всех проблем организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции. Судебный департамент стал реальным механизмом, претворяющим в жизнь принципиальные решения органов судейского сообщества, основные усилия в рамках установленных полномочий сосредоточил на практическом решении стратегических задач: повышения доступности правосудия, обеспечения самостоятельности судов, повышения авторитета судебной власти.
По мере продвижения судебной реформы, обновления законодательства совершенствовалась и деятельность Судебного департамента, расширились полномочия, качественно новым содержанием наполнилось организационное обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества.
Во-первых, деятельность осуществлялась в условиях действия обновленного процессуального (уголовного и гражданского), административного, трудового, налогового законодательства России, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам становления мировой юстиции. Все это потребовало проработки Судебным департаментом совместно с региональными органами дополнительных организационных и финансовых вопросов.
Во-вторых, большая работа проведена по обеспечению реализации новых функций судов, связанных с введением Уголовно-процессуального кодекса РФ, который во многом по-новому определил роль суда в сфере уголовного судопроизводства, создал механизм реализации права на судебную защиту практически на всех стадиях уголовного процесса.
И, наконец, в-третьих, значительно расширился диапазон деятельности Судебного департамента по всем основным ее направлениям.
В настоящее время в Российской Федерации действует 2713 федеральных судов, штатная численность которых составляет 23172 судьи. Общая численность судей судов общей юрисдикции, начиная с 1998 года, возросла на 7585 единиц.
Фактически завершена передача организационного обеспечения всех военных судов в ведение Судебного департамента. В крайне трудно условиях, в короткое время была восстановлена судебная система в Чеченской Республике, практически заново создана её материальная база.
Особое место среди ключевых задач занимает организационное обеспечение федеральных органов судейского сообщества, укрепление взаимодействия с Советом судей РФ, его Президиумом, комиссиями Совета судей. Работники аппаратов судов и Судебного департамента стремятся совершенствовать, обновлять формы этого процесса, развивать деловые контакты с председателями советов судей в регионах.
Приоритетной задачей на всем протяжении деятельности Судебного департамента остается финансирование судебной системы, ибо это основа ее успешного функционирования. Ценой огромных усилий при непосредственной поддержке Верховного Суда и Совета судей Российской Федерации удалось в основном преодолеть тенденцию неполного и недостаточного финансирования судов.
Таким образом, Судебный департамент дал совершенно новую качественную реализацию обеспечения деятельности судов. Это касается как решения сложнейших вопросов формирования бюджета, так и позитивной динамики взаимопонимания и взаимодействия с Министерством финансов. С появлением Судебного департамента сделан крупный шаг на пути укрепления самостоятельности судебной власти и независимости судей.
Из выше изложенного следует, что в России в процессе развития судебной системы произошло изменение моделей судебного управления, укрепление независимости судебной власти, создание новых органов, в частности Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
Список литературы
1. Организация судебной деятельности. Под ред. Г.П. Батурова. М.: «Юрид. лит.», 1977. С. 19.
2. Семенов В.М. Организация суда и прокуратуры в СССР: Учеб. пособие. Свердловск: Изд-во «Уральский рабочий», 1973. С. 70.
3. Суд и правосудие в СССР. Под ред. Б.А. Галкина. М.: Юрид. лит., 1981. С.224.
4. В настоящее время – Совет при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия.
5. См. ст. 4 Закона о Судебном департаменте.
6. Гусев А.В. Судебный департамент при Верховном Суде РФ // 80 лет Верховному Суду Российской Федерации / Под. ред. В.М. Лебедева. М., 2002. С. 140.
7. Постановление VI Всероссийского съезда судей «О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования», Москва, 2 декабря 2004 года // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 2005, № 2. С. 5.
8. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2004. С. 31.
9. СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455; 1998. № 30. Ст. 3613; 2000. № 10. Ст. 1067; 2001. № 49. Ст. 4566.
10. СЗ РФ.1998. № 51. Ст. 6270.
11. Судебная власть. Под ред. И.Л. Петрухина. М.: ООО «ТК Велби», 2003. С. 232.
12. Ермошин Г.Т. Организационное обеспечение деятельности суда (судебное администрирование) в контексте реализации принципа самостоятельности судебной власти // Российская юстиция. 2005. № 3. С. 3.
13. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации. М., 2000. С. 139. Председатель Совета судей России называет образование этого органа в числе главных задач, стоявших перед Советом судей в 1995-1996 гг. См.: Российские судьи – носители судебной власти // Российская юстиция. 2000. № 11. С. 8.
14. СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 223.
15. Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. № 805 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы» // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4623.
16. Организация деятельности судов. Под. ред. Н.А. Петухова. М.: Норма, 2005. С. 245.
17. СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; 2001. № 7. Ст. 607; № 51. Ст. 4825.
18. СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1; 2001. № 51. Ст. 4824 Судебная власть. Под ред. И.Л. Петрухина. М.: ООО «ТК Велби», 2003. С. 550.
19. Сборник нормативных актов о суде и статусе судей Российской Федерации. Вып. 1. М., 1997. С. 227-233.
20. Судебная власть. Под ред. И.Л. Петрухина. М.: ООО «ТК Велби», 2003. С. 550.
21. Сборник нормативных актов о суде и статусе судей Российской Федерации. Вып. 1. М., 1997. С. 227-233.
22. Проект Федеральной целевой программы «Организационное обеспечение деятельности арбитражных судов на период до 2010 г.» Фрагмент данного документа опубликован // Российская юстиция. 2000. № 11. С. 9-12.
23. Вестник ВАС РФ. 1996. № 11. С. 17, с изменениями и дополнениями от 20 июля 1998 г.
24. Постановление Совета судей РФ «О работе судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов» // Российская юстиция. 2002. № 3. С. 7.
Размещено на
[1] Организация судебной деятельности. Под ред. Г.П. Батурова. М.: «Юрид. лит.», 1977. С. 19.
[2] Семенов В.М. Организация суда и прокуратуры в СССР: Учеб. пособие. Свердловск: Изд-во «Уральский рабочий», 1973. С. 70.
[3] Суд и правосудие в СССР. Под ред. Б.А. Галкина. М.: Юрид. лит., 1981. С.224.
[4] Следует иметь в виду, что объем полномочий вышестоящих судов по осуществлению судебного надзора было различным и зависело от места, занимаемого соответствующим судом в судебной системе.
[5] В настоящее время – Совет при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия.
[6] См. ст. 4 Закона о Судебном департаменте.
[7] Гусев А.В. Судебный департамент при Верховном Суде РФ // 80 лет Верховному Суду Российской Федерации / Под. ред. В.М. Лебедева. М., 2002. С. 140.
[8] Постановление VI Всероссийского съезда судей «О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования», Москва, 2 декабря 2004 года // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 2005, № 2. С. 5.
[9] Бахрах Д.Н., Россинский Б.В. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2004. С. 5.
[10] Бахрах Д.Н., Россинский Б.В. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2004. С. 31.
[11] СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455; 1998. № 30. Ст. 3613; 2000. № 10. Ст. 1067; 2001. № 49. Ст. 4566.
[12] Судебная власть. Под ред. И.Л. Петрухина. М.: ООО «ТК Велби», 2003. С. 544.
[13] СЗ РФ.1998. № 51. Ст. 6270.
[14] Судебная власть. Под ред. И.Л. Петрухина. М.: ООО «ТК Велби», 2003. С. 232.
[15] Ермошин Г.Т. Организационное обеспечение деятельности суда (судебное администрирование) в контексте реализации принципа самостоятельности судебной власти // Российская юстиция. 2005. № 3. С. 3.
[16] Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации. М., 2000. С. 139. Председатель Совета судей России называет образование этого органа в числе главных задач, стоявших перед Советом судей в 1995-1996 гг. См.: Российские судьи – носители судебной власти // Российская юстиция. 2000. № 11. С. 8.
[17] СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 223.
[18] Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. № 805 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы» // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4623.
[19] Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. № 805 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы» // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4623.
[20] Организация деятельности судов. Под. ред. Н.А. Петухова. М.: Норма, 2005. С. 245.
[21] СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; 2001. № 7. Ст. 607; № 51. Ст. 4825.
[22] СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1; 2001. № 51. Ст. 4824.
[23] Судебная власть. Под ред. И.Л. Петрухина. М.: ООО «ТК Велби», 2003. С. 550.
[24] Сборник нормативных актов о суде и статусе судей Российской Федерации. Вып. 1. М., 1997. С. 227-233.
[25] Проект Федеральной целевой программы «Организационное обеспечение деятельности арбитражных судов на период до 2010 г.» Фрагмент данного документа опубликован // Российская юстиция. 2000. № 11. С. 9-12.
[26] Вестник ВАС РФ. 1996. № 11. С. 17, с изменениями и дополнениями от 20 июля 1998 г.
[27] Постановление Совета судей РФ «О работе судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов» // Российская юстиция. 2002. № 3. С. 7.