Основные факторы, детерминирующие противодействие расследованию

К материальным относятся потребности субъекта, который участвует в противодействии за материальное вознаграждение либо добивается сохранения или улучшения своего материального обеспечения, связанного с должностным положением.

К оказанию противодействия побуждает, и потребность субъекта избежать неприятных последствий в случае производства расследования и привлечения к ответственности. К ним относятся: привлечение к уголовной ответственности, будущее осуждение и наказание лица, совершившего преступление; дисциплинарная, административная ответственность должностных лиц предприятий и организаций, где совершено преступление, в случае выявления причин и условий, способствовавших совершению преступления; возможное дисциплинарное преследование работников правоохранительных органов при их отказе от принятия незаконного решения по делу; насилие в отношении потерпевших и свидетелей за отказ от участия в противодействии расследованию, оглашение данных, порочащих субъекта; падение авторитета руководителей правоохранительных, партийных и советских органов. Кроме того, указанные потребности актуализируются в деятельности по расследованию и противостоящем противодействии. Часто противодействие реализуется для удовлетворения потребности самоутверждения, которая может быть обусловлена желанием должностного лица, работника правоохранительных органов завоевать, сохранить и укрепить свой авторитет.

Деятельность субъектов противодействия может быть обусловлена и вполне позитивными моментами. Так, добросовестно заблуждаясь и полагая, что правоохранительные органы преследуют невиновного, субъект действует под влиянием потребности оградить его от, как ему кажется, необоснованной ответственности. Наоборот, когда он считает, что не привлечен к ответственности виновный, то исходит из потребности его наказания.

Противодействие расследованию, заключающееся в создании ложных улик в отношении невиновного, может быть обусловлено желанием избавиться от оговариваемого субъекта, его деятельности, доставить ему неприятности.

С потребностями тесно связаны интересы, которые понимаются «как избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности». Интересы как детерминанты противодействия классифицируются на интересы к результатам расследования и интересы к оказываемому ему противодействию. Они строго индивидуальны и обусловлены, прежде всего, характером участия субъектов в расследуемом событии. Причем несомненно, что поведение субъектов предопределено в большинстве случаев непосредственными и личными интересами. Сказанное в первую очередь относится к субъектам, совершившим расследуемое преступление. Заинтересованность в сохранении своего положения, недопущение любого отрицательного результата порождают у лица потребность избежать нежелательных последствий расследования. В то же время указанная потребность вызывает другие интересы, прежде всего познавательного характера. К ним относится интерес субъектов противодействия к ходу и результатам расследования в целом и отдельных следственных действий (показаниям свидетелей и потерпевших и др.), участникам расследования и их поведению в процессе производства на стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.

Противодействие расследованию детерминируется интересами, противоречащими интересам государства и общества, а также интересам предварительного расследования, заключающимся в достижении истины по каждому уголовному делу, проверяемому факту. Жизнедеятельность каждого человека обусловливается общими интересами, которые могут совпадать с интересами всего общества или противоречить им. Существенное значение для формирования мотива имеют эмоции как определенные выражения чувств личности. Эмоции представляют собой какие-либо переживания, протекающие в виде динамического процесса возбуждения. Сами по себе они не образуют побуждений к деятельности, в том числе к такому ее виду, как противодействие расследованию. Эмоции могут лишь привести к формированию потребности или придать ей какую-то окраску. Например, состояние страха, боязни вызывает потребность избавиться от этого. Если свидетель или потерпевший боится расправы со стороны субъекта преступления и иных лиц, у него появляется потребность избавиться от подобного состояния и физического насилия, а потому он нередко присоединяется к оказываемому противодействию. Эмоциональная сторона мотива может также укрепить решение субъекта об оказании противодействия, несмотря на существующие препятствия.

Эмоции не только являются частью мотива противодействия расследованию, но и оказывают влияние на его содержание. Проявление переживаний вовне сопряжено с конкретным поведением. Так, просьбы к следователю могут сопровождаться мольбами, слезами, истерикой, а спор с ним перерасти в диалог на повышенных тонах, конфликт, ссору и т. д.

К субъективным факторам, детерминирующим деятельность человека, относятся и свойства личности субъекта.

Среди психологических свойств личности выделяются мировоззренческие качества — ее взгляды, убеждения и в первую очередь уровень ее правосознания (взгляды на существующую государственную и общественную систему, законность и правопорядок, признание необходимости выполнять задачи уголовного судопроизводства, отношение к другим членам общества).

Правосознанию субъектов противодействия расследованию преступлений присущи определенные дефекты, ибо их представления о названных институтах искажены.

Несомненно, степень искажения у разных субъектов различная и, наверное, в меньшей степени эти дефекты проявляются у лиц, участвующих в противодействии под угрозой психического или физического насилия.

Рассматриваемые дефекты состоят в неуважении действующих законов, эгоистической оценке действий отдельных лиц. Значительное число субъектов полагают, что в отношении конкретных лиц (чаще всего они имеют в виду себя) может быть сделано исключение при реализации принципа неотвратимости наказания. У некоторых субъектов устойчивы взгляды на допустимость нарушения закона вообще и уголовного и уголовно-процессуального в частности. Названные взгляды не только выступают причиной оказания противодействия расследованию, но и обусловливают его содержание. Думается, что субъект избирает и реализует те или иные акты противодействия в зависимости от их устойчивости и глубины. У субъекта, который готов оказывать противодействие, не останавливаясь ни перед чем, вплоть до физического насилия, такие взгляды носят явно антиобщественный характер.

Определенные дефекты мировоззрения имеются и у субъектов противодействия, добросовестно заблуждающихся в отношении действительных обстоятельств расследуемого события и виновности отдельных лиц. Они состоят, прежде всего, в неправильном понимании целей и задач органов расследования, специфики их деятельности, недоверии к ним, а иногда в неверном представлении о противоправном или непреступном характере отдельных явлений, событий, действий.

Волевые качества субъектов также детерминируют деятельность по противодействию расследования. Воля — это способность субъекта преодолевать препятствия в достижении поставленной цели, самостоятельно принимать решения. Субъект с сильной волей не останавливается перед препятствиями и неудачами, а упорно ищет и реализует средства их преодоления. Слабые волевые качества способствуют возникновению у лица состояния неуверенности в себе и совершаемых действиях, колебаний при их выполнении, отказу от их продолжения и т. д.

Среди интеллектуальных свойств личности субъекта противодействия одними из важнейших мы считаем знания, прежде всего, уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Они позволяют правильно оценивать содеянное, определять направления противодействия, вносить поправки в осуществляемую деятельность.

В известной степени это знания о процессуальных правилах, тактических приемах и методах ведения расследования. Они могут быть получены субъектом из личного опыта участия в расследовании в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого и т. д. Иногда их получают при общении с другими лицами.

На выбор способа противодействия влияет и знание приемов деятельности по воспрепятствованию расследованию. Такие знания могут быть почерпнуты из личного опыта, опыта других лиц, средств массовой информации. Они позволяют субъекту из методов и приемов, средств оказания противодействия выбрать наиболее оптимальные, уменьшают временные и материальные затраты на их выбор и реализацию.

К знаниям вплотную примыкают такие свойства личности, как умения и навыки. Среди первых надо выделить умения по использованию знаний о приемах противодействия расследованию. Они могут быть различными, а могут отсутствовать. Субъект в подобных случаях полагается только на результаты своей мысленной деятельности по планированию противодействия, которое осуществляется методом проб и ошибок. Здесь возрастает роль умения мыслить, совершать мыслительные операции, в первую очередь умения логически мыслить, правильно оценивать сложившуюся ситуацию и намечать пути ее сохранения или изменения. Названные умения в значительной мере обусловлены способностями логического мышления, и субъект, имеющий эти способности в совокупности с сильными волевыми качествами, — серьезный противник для следователя. Указанные умения позволяют не только правильно, но и быстро осмысливать ситуацию, в короткие сроки выбирать вариант поведения.

Содержание и выбор актов противодействия детерминированы и наличием или отсутствием у субъекта умения вступать в контакт с различными людьми. В зависимости от этого он либо привлекает к противодействию других лиц, даже незнакомых, либо вынужден искать другие пути в оказании противодействия.

В теории криминалистики проводились исследования, посвященные изучению навыков, их влиянию на образ действий субъектов преступления и использованию сведений о навыках в раскрытии и расследовании преступлений. Это позволило их авторам подразделить навыки, выработанные в результате совершения общественно опасных деяний. Они могут быть использованы и при оказании противодействия расследованию, прежде всего при сокрытии преступления в рамках способа его совершения. Это навыки в совершении отдельных действий и их совокупностей при помощи приемов и операций, предупреждающих возникновение тех или иных следов или направленных на их трансформацию, Некоторые навыки используются и при осуществлении самостоятельных действий по сокрытию преступления.

У субъектов, неоднократно привлекавшихся к уголовной ответственности, вырабатываются навыки противодействия расследованию преступлений, т. е. навыки по выбору и осуществлению действий конкретного направления и содержания. Например, это навыки конфликтного поведения на следствии: вступление в открытый конфликт со следователем, отказ от дачи показаний, запирательство в любых ситуациях.

Для оказания противодействия используются и специально приобретенные навыки. Судебно-следственной практике известны случаи, когда субъекты, готовясь к совершению преступления, неоднократно выполняли какие-то действия, доводя их до автоматизма. В процессе оказания противодействия применяются также профессиональные навыки, в частности навыки выполнения физических действий по предупреждению, возникновению, уничтожению, фальсификации, маскировке и утаиванию материальных следов преступления. Представляется, что это могут быть и навыки коммуникативного характера.


Заключение


Подводя итоги можно говорить о том, что круг отношений, в которые пытаются внести свою лепту «противники расследования» достаточно широк и объемен.

Правосудие представляет собой специфическую деятельность, которая согласно закону осуществляется специальным субъектом — судом.

Эта деятельность шире предварительного расследования, поскольку включает в себя рассмотрение не только уголовных, но и гражданских дел. Кроме того, при рассмотрении уголовных дел суд решает вопросы, которые не входят в компетенцию органов предварительного расследования. Отсюда и противодействие правосудию как социальное явление и научная категория гораздо шире, чем противодействие предварительному расследованию.

Воспрепятствование правосудию при рассмотрении уголовного дела и противодействие предварительному расследованию в ряде случаев отличаются и по содержанию, что обусловлено особенностями детерминирующих их факторов. В частности, участник досудебной и судебной стадий обладает различной по характеру и объему информацией. Подсудимый в отличие от подследственного уже ознакомлен со всеми материалами уголовного дела, имеет возможность услышать показания потерпевших, свидетелей, экспертов, задавать им вопросы и соответственно использовать эти сведения при оказании противодействия в суде. Члены же суда, обвинитель могут использовать имеющиеся в деле данные о противодействии, оказывавшемся предварительному расследованию, для преодоления негативного поведения подсудимого.

Процессуальный порядок анализируемых стадий различен, что обусловливает особенности содержания соответствующих актов противодействия.

Вместе с тем противодействие, оказываемое на стадии предварительного расследования и в судебном заседании, имеет определенное сходство, ибо в обоих случаях направлено на воспрепятствование решению общих задач уголовного судопроизводства. Более того, зачастую противодействие предварительному расследованию перерастает в противодействие правосудию.

Противодействие может препятствовать решению и других задач предварительного расследования. Субъекты противодействия нередко стремятся помешать установлению не только обстоятельств преступления, причастности к нему и степени виновности отдельных лиц, но и других фактов, в совокупности с названными образующих содержание объективной истины по уголовному делу.

Наконец, противодействие иногда оказывается даже в тех случаях, когда преступления не совершалось.

К противодействию предварительному расследованию относятся не только сокрытие преступления, но и другие действия различных субъектов.

Мы видим, что противодействие расследованию не только аморальные действия, но и действия, которые негативно влияют на раскрываемость преступлений и в целом подрывают устойчивость и всеобъемлемость принципов уголовного судопроизводства.

Поэтому просто необходимо говорить, освещать в средствах массовой информации, следить за тенденциями развития рассматриваемого явления.


Список использованной литературы


·                    Аванесов Г.А. «Криминология». М., 1984.

·                    Алексеев А.И. «Криминология»: учебник для вузов. М., 2001.

·                    Антонян Ю.М. «Изучение личности преступника». М., 1982.

·                    «Криминология»: Учебник/Под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. СПб, 2002.

·                    Гилинский Я. «Криминология. Курс лекций». - СПб., 2002.

·                    Глухова А.А. «Виктимологические факторы преступности» Н. Новгород, 1999.

·                    Долгова А.И. «Преступность, ее организованность и криминальное общество». М., 2003.

·                    Краткий анализ состояния преступности в России (январь - июль 2000 г.) // Российская юстиция. 2000. № 10.

·                    «Криминология»: Учебник /Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. - М., 2004.

·                    «Криминология»: Учебник для вузов/Под ред. В.Д. Малкова. М., 2005.

·                    Куракин Л.Л. «Криминологические проблемы деятельности прокуратуры по предупреждению преступлений». Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2004.

·                    Личность преступника и вопросы исправления и перевоспитания. Под ред. Ю.М. Антоняна. - М., 2005.

·                    Лунеев В. В. «Тенденции современной преступности и борьбы с нею в России»/ «Государство и право». 2004. № 1.

·                    Миненок М.Г. Корысть: Криминологические и уголовно-правовые проблемы. – СПб., 2001.

·                    Поздняков Э.А. Философия преступления. - М., 2001.

·                    Смирнов Г.Г. «Причинный комплекс преступности как объект криминологического предупреждения»//»Правоведение», 2005г., № 2.

·                    Стручков Н.А. «Проблема личности преступника». Л., 1983.

·                    Хохряков Г.Ф. «Криминология»: Учебник / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. - М., 2003.

 .ru



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты