Основные формы возникновения государства
Федеральное агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
Юридический факультет
Кафедра теории государства и права и конституционного права
Основные формы возникновения государства
Курсовая работа
Выполнил студент гр. ЮС-107
Абрамов Руслан Евгеньевич
Научный руководитель
Байгутлин Расул Исмагилович
Дата защиты «____»__________2010 г.
Оценка___________________________
__________________________________
(подпись научного руководителя)
Челябинск, 2010
Содержание
Введение
I. Причины и формы возникновения государства у разных народов мира
II. Основные формы возникновения государства
§1. Афинская форма
§2. Древнеримская форма
§3. Древнегерманская форма
§4. Азиатская форма
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Возникновение государства – долгий и сложный процесс, который по-разному протекал в разных местностях, со своими особенностями и трудностями, обусловленными различными факторами – географическими, климатическими, устоями и традициями, сложившимися на данной территории. Впрочем, прежде чем начать рассмотрение форм возникновения государства, необходимо установить, что же такое государство в широком его понимании. Приведем несколько терминов:
Государство — это политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.[1]
Государство — это политическая форма организации общества, основанная на публичной власти, централизованном управлении обществом и монополии на применение силы принуждения.[2]
Государство - есть организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти.[3]
Так почему же и зачем возникло государство? Дело в том, что первобытный общественный строй уже не мог отвечать тем требованиям, которые возникали в обществе. Необходима была более четкая организация, структурированность, так называемая систематизация жизни общества.
Итак, появилась необходимость в этой самой структурированности, а, следовательно – появлении государства, о различных формах появления которого и пойдет разговор в этой работе.
Актуальностью данной курсовой работы является то, что во все времена вопрос о том, как, почему и зачем сформировались первые государства, являлся крайне дискуссионным. Несмотря на это, тему можно считать недостаточно изученной, ибо ощущается недостаток информации, неполнота раскрытия этого вопроса учеными и философами.
Цель данной курсовой работы заключается в том, что нам необходимо рассмотреть первые, основные формы возникновения государств у разных народов.
Исходя из поставленной, цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить причины возникновения государства.
2. Ознакомиться с основными формами возникновения государства у разных народов мира.
3. Рассмотреть их особенности, отличия.
Объектом данной курсовой работы является процесс возникновения и формирования государства.
Предметом исследования являются общественные отношения, складывавшиеся в процессе возникновения и формирования государства у разных народов.
Основную базу для написания данной курсовой работы составляют учения Фридриха Энгельса и Карла Маркса о формах возникновении государства, а именно работа первого «Происхождение семьи, частной собственности и государства», а также современный взгляд на этот вопрос Кашаниной Татьяны Васильевны в труде «Происхождение государства и права».
Тема данной курсовой работы раскрыта по следующему плану:
Первая глава является вводной, и в ней будет дан перечень причин возникновения государства схожие для всех народов, а так же не углубляясь будет задет главный вопрос данной работы – формы возникновения государства. Вторая глава является основной частью исследования, в которой наиболее полно раскрывается вопрос, поставленный нами при написании данной курсовой работы. Рассмотрение основных форм возникновения государства у разных народов с их особенностями, признаками, выявление среди них сходств и различий.
Глава 1. ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА У РАЗНЫХ НАРОДОВ МИРА
Государство возникло не спонтанно. Этот процесс носил длительный характер и содержал в себе совокупность различных факторов и причин. Основными причинами появления государства схожими у разных народов были следующие:
- необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на определенной территории и т.п. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешного руководства этими процессами;
- необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.;
- необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых. Происходившие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводили к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем - к появлению социальных антагонизмов и сопротивления той части общества, которая подвергалась эксплуатации;
- необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних государств или племен. Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимались ими как не отвечающие их интересам, несправедливые;
- необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных богатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводило к тому, что его соседи порабощались или в свою очередь организовывались как государства.
В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин. Так, для большинства восточных государств наибольшее значение имела необходимость совершенствования управления и организации крупных общественных работ. Для возникновения Афинского и Римского государств значительно большую роль сыграли процессы классообразования и необходимость в этой связи подавления эксплуатируемых классов. [4]
Итак, мы вплотную подошли к главному вопросу темы – формам возникновения государства. Общепринятым считается их деление на следующие формы:
1) афинская – форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах:
а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким—либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов);
б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании;
в) реформе Клисфена, состоявшей в разделении не населения, а территории государства на 100 общин—округов («демы»), каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной (демархом);
2) римская – форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);
3) древнегерманская – форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами); [5]
4) азиатская – форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.[6]
Далее рассмотрим все эти формы более углубленно.
Глава 2. ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
§1. Афинская форма возникновения государства
Как развилось государство, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов и, в конце концов, полностью заменив их настоящими органами государственной власти; как место подлинного "вооруженного народа", защищавшего себя собственными силами в своих родах, фратриях и племенах, заняла вооруженная "публичная власть", которая была подчинена этим государственным органам, а следовательно, могла быть применена и против народа, - все это, по крайней мере в начальной стадии, мы нигде не можем проследить лучше, чем в Древних Афинах.[7]
Одним из первых толчков к государственности в Афинах стали реформы Тезея. Перемена состояла прежде всего в том, что в Афинах было учреждено центральное управление, то есть часть дел, до того находившихся в самостоятельном ведении племен, была объявлена имеющей общее значение и передана в ведение пребывавшего в Афинах общего совета. Благодаря этому нововведению афиняне продвинулись в своем развитии дальше, чем какой-либо из коренных народов Америки: вместо простого союза живущих по соседству племен произошло их слияние в единый народ. В связи с этим возникло общее афинское народное право, возвышавшееся над правовыми обычаями отдельных племен и родов; афинский гражданин, как таковой, получил определенные права и новую правовую защиту также и на той территории, где он был иноплеменником. Второе, приписываемое Тезею, нововведение состояло в разделении всего народа, независимо от рода, фратрии или племени, на три класса: эвпатридов, или благородных, геоморов, или земледельцев, и демиургов, или ремесленников, и в предоставлении благородным исключительного права на замещение должностей. Впрочем, это разделение не привело к каким-либо результатам, кроме замещения должностей благородными, так как оно не устанавливало никаких других правовых различий между классами.[8] Однако исходя из этого можно сделать вывод - первая попытка образования государства состоит в разрыве родовых связей путем разделения членов каждого рода на привилегированных и непривилегированных и разделения последних, в свою очередь, на два класса соответственно роду их занятий, что противопоставляло их, таким образом, один другому. Новые группы, образовавшиеся благодаря разделению труда сначала между городом и деревней, а затем между различными городскими отраслями труда, создали новые органы для защиты своих интересов; были учреждены всякого рода должности. А затем молодому государству для ведения отдельных небольших войн и для охраны торговых судов потребовались, прежде всего, собственные военные силы, которые у занимавшихся мореплаванием афинян могли быть первоначально только морскими силами. Были учреждены навкрарии, небольшие территориальные округа, по двенадцати в каждом племени; каждая навкрария должна была поставить, вооружить и снабдить экипажем одно военное судно и, кроме того, выставляла еще двух всадников. Это учреждение подрывало родовое устройство двояким образом: во-первых, оно создавало публичную власть, которая уже не совпадала просто-напросто с совокупностью вооруженного народа; во-вторых, оно впервые разделяло народ для общественных целей не по родственным группам, а по проживанию на одной территории. [9]