Основные проблемы законодательной регламентации организации и проведения публичных мероприятий в России

Основные проблемы законодательной регламентации организации и проведения публичных мероприятий в России

План

Введение

Глава 1 История законодательства в области реализации права граждан на мирные собрания

Глава 2 Понятие и сущность права граждан на проведение публичных мероприятий

§ 1 Конституционное право на свободу собраний

§ 2 Правовые основы организации и проведения публичных мероприятий в РФ

Глава 3 Основные виды публичных мероприятий

Глава 4 Особенности публичных акций в России

§ 1 Общая характеристика

§ 2 Наиболее частые нарушения при организации и проведении публичных мероприятий

Заключение

Библиография



Введение


Современный этап развития Российского государства ставит перед юридической наукой задачу всестороннего исследования процессов широкой демократизации современного общества. Эти процессы проходят при непосредственном активном участии граждан России, выражающих свою волю, в том числе путем проведения публичных мероприятий - собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, которые в международно-правовых документах называются «свободой собраний» или «мирными собраниями». В процессе формирования правового государства происходит обновление мировоззренческих установок посредством преодоления отчуждения граждан от власти, создания эффективного механизма реализации основных прав и свобод человека и гражданина.

Конституция Российской Федерации (1993) декларирует права и свободы человека и гражданина, гарантируя их защиту и реализацию. Закрепленные в ней положения требуют не только неуклонного претворения их в жизнь, но и дальнейшего их развития. Поэтому актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью всестороннего, многогранного и глубокого изучения всех аспектов и специфики института свободы собраний как инструмента непосредственной демократии, а также совершенствования законодательства Российской Федерации о публичных мероприятиях. Курс на создание правового государства, утверждение демократических принципов управления обществом немыслим без признания конституционного положения о том, что человек и его права являются высшей ценностью (ст.2 Конституции РФ).

Вместе с тем, декларируемое Конституцией Российской Федерации (ст.31) право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование не было урегулировано законодательно вплоть до принятия Федерального закона от 19 июня 2004 г.

В нынешних условиях развития России свобода собраний — это значимый и важный элемент жизни общества, одна из форм непосредственного участия граждан в управлении государственными и общественными делами. Данное политическое право выступает как средство прямой и обратной связи между гражданами, их добровольными объединениями, с одной стороны, и государством в лице органов власти - с другой.

Сегодня проведение публичных мероприятий по инициативе граждан все еще воспринимается общественностью как проявление крайних форм демократии. Причина такого отношения заключается в недостаточной разработанности проблемы реализации права на проведение публичных мероприятий в научном и практическом плане. В этих условиях особую значимость приобретает изучение и обобщение опыта реализации свободы собраний, накопленного другими государствами, использование его в современном российском законодательстве о публичных мероприятиях и в практической деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

Поскольку понятия, принципы и формы деятельности различных субъектов обеспечения права граждан на проведение публичных мероприятий, пока недостаточно изучены, это не позволяет выработать действенные меры по совершенствованию законодательства Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. Настоящее исследование позволит в определенной мере восполнить пробел в теории и современной практике конституционно-правового механизма реализации гражданами России права на проведение публичных мероприятий.

Цель данной работы – выявить и охарактеризовать основные проблемы законодательной регламентации организации и проведения публичных мероприятий в РФ. Наиболее важными, требующими внимания и разрешения, являлись следующие задачи:

¾              исследовать и уточнить такие базовые понятия как «собрание», «митинг», «демонстрация», «шествие», «пикетирование», «публичные мероприятия», раскрыть их сущность;

¾              проанализировать основные нормативно-правовые акты РФ, регламентирующие организацию и проведение публичных мероприятий;

¾              исследовать понятие и сущность конституционно-правового механизма реализации права граждан России на проведение публичных мероприятий.



Глава 1 История законодательства в области реализации права граждан на мирные собрания


Существующие формы публичных мероприятий известны человечеству с древних времен, однако законодательно они были зафиксированы гораздо позже. Стоит отметить, что изначально выпускались законодательные акты запретительного характера, т.е. устанавливалось ограничение на место, время, количество и характер публичных мероприятий. Так, в Англии 31 марта 1817 г. был принят акт о мятежных митингах. Особо упоминается IV ст., которая запрещала переменять день, назначенный для собрания. Если митинг будет устроен не в тот именно день, который был указан в предварительном о нем заявлении, то такой митинг является незаконным собранием. Далее, акт 1817 г. содержит в себе постановление, сохранившее силу до настоящего времени. В силу этого постановления, собрания более, чем из пятидесяти человек, устроенные на улице, в саду или на открытом месте в пределах Вестминстера или Миддльсекского графства, в расстоянии ближе одной мили от ворот Westminstеr Hall, созываемые для обсуждения петиций или жалоб королю, или палатам, и с целью добиться каких-либо изменений в делах, касающихся церкви или государства, в дни, когда заседает парламент или те суды (Courts of Chancery, King's Bench, Common Pleas, Exchequer), которые имеют место заседаний в Вестминстере, являются незаконными. Это запрещение не распространяется, однако, на собрания для выборов членов парламента, a также на лиц, присутствующих в обеих палатах парламента., иди в одном из судов.

Во Франции в конце 18 века делался упор на ограничение собраний и митингов рабочих одной профессии. Конституция 1848 г. говорила о том, что граждане Франции имеют право собираться мирно и без оружия, однако на протяжении нескольких десятилетий это право осуществлялось с большой погрешностью (множество исключений из законодательного акта).

В Германии до 1908 г. право на мирные собрания регулировалось местным региональным законодательством, где-то оно существовало, а где-то нет. Общеимперский закон о собраниях был принят только в 1908 г.

Естественно, что во многих странах право на публичные акции законодательно появилось только после Второй мировой войны, когда мировое сообщество взялось за создание универсальных прав человека.

Право на осуществление публичных мероприятий является конституционным, основа его юридического содержания сегодня первично закреплена в статье 31 Конституции Российской Федерации 1993 г. Включение в текст Основного закона соответствующей нормы было вполне закономерно, поскольку чуть ранее законодателем на различных уровнях были сделаны попытки прямого правового регулирования этого права на территории Российской Федерации (Указ Президиума Верховного Совета СССР о порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР от 28 июля 1988 г. (далее Указ от 28 июля 1988 г.), Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г., Указ Президента РФ N 524 о порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования от 25 мая 1992 г. Этот Указ утратил силу (Указ Президента от 03.11.2004 N 1392).

В современной России данное право регулируется Федеральным законом № 54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 г., а также законами субъектов Федерации. Он стал большим шагом вперед в развитии российской демократии.

Новый закон выгодно отличается от действовавшего до его принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР. Последний предусматривал право органов исполнительной власти запрещать проведение митингов, шествий или демонстраций в случае, если их цели противоречили Конституции страны, равно как и конституциям ее субъектов, либо угрожали общественному порядку и безопасности граждан. Напротив, Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» такого права не предусматривает, устанавливая лишь перечень мест, где их проведение запрещено. Таким образом, упомянутый федеральный закон эффективно вводит уведомительный порядок проведения публичных мероприятий.



Глава 2 Понятие и сущность права граждан на проведение публичных мероприятий

§ 1 Конституционное право на свободу собраний


Свобода собраний закреплена в ст. 20 Всеобщей декларации прав человека.

«Свобода мирных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований – неотъемлемый и основополагающий элемент правового статуса гражданина любого демократического государства. Целью перечисленных выше публичных мероприятий является доведение до сведения органов государственной власти и всего общества в целом коллективного согласия или несогласия с внутренней и внешней политикой государства, с действиями его отдельных органов и должностных лиц, а также с позицией или действиями каких-либо общественно-политических сил. Таким образом, обеспечение свободы мирных собраний следует рассматривать как важную гарантию участия граждан в управлении делами демократического государства. Ограничение этой свободы иначе, как на основе разумных, понятных всем гражданам и универсально применяемых законов – есть отступление от базовых принципов конституционного строя демократического государства, угроза его подлинной стабильности».[25]

Одной из политических свобод, входящих в правовой статус российского гражданина, является конституционное право на проведение публичных мероприятий. Конституция Российской Федерации (ст.31) декларирует: «граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования». Большинство современных конституций закрепляют такие формы политической активности граждан, как свобода собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования. Эти демократические институты являются формами публичного выражения коллективного или индивидуального мнения по любому вопросу общественной или политической жизни государства. Указанными политическими свободами граждане России пользуются как в интересах развития своей личности путем самовыражения и самоутверждения, так и для активного участия в общественно-политической жизни страны.

Целью таких действий граждан является обсуждение проблем, представляющих общие интересы, выражение поддержки политики властей или протеста против нее, стремление сделать свою позицию по тому или иному вопросу достоянием общественности.

По существу это право напрямую связано со свободой слова и выражения своих мнений. Главная трудность его реализации – в совместимости публичных мероприятий с общественным порядком, поскольку шествия, митинги и демонстрации проходят на городских улицах и площадях, что создает трудности для граждан и транспорта.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты