Сегодня на территории Ямала, которая составляет 750,3 тыс. км2, проживают немногим более 516 тысяч человек, то есть, 0,7 человек на один квадратный километр. Но при этом автономный округ занимает III место в России по объему налогов, поступающих в федеральный бюджет. С 2000 года эта цифра увеличилась в 5 раз и в 2005 году превысит 7 млрд. $. Валовый региональный продукт ЯНАО растет в среднем на 14,5% в год. В 2004 году он составил 15,4 млрд. $., в 2005 году ожидается рост этого показателя еще на 3,6 млрд.$.
На Ямале добывается 91% всего природного газа страны (23,7% мировой добычи) и более 14% российской нефти и газоконденсата. В общей сложности округ производит более 54% первичных энергетических ресурсов России. При этом гигантская часть природных запасов региона еще только ждет промышленного освоения.
Ямал сегодня - это стабильный, динамично развивающийся регион, где заложен прочный фундамент дальнейшего социально-экономического развития, позволяющий строить масштабные планы на будущее. Разработанная в администрации автономного округа стратегия развития ЯНАО до 2020 года увязывает развитие топливно-энергетического комплекса с формированием новых отраслей региональной экономики, необходимых для современной жизни.
Одним из глобальных долгосрочных проектов является освоение газовых запасов полуострова и шельфа Карского моря. Здесь открыты 11 газоносных и 15 нефтегазоконденсатных месторождений. Потенциальные ресурсы с учетом газа на шельфе оцениваются в 50,5 трлн. кубометров, жидких углеводородов - более 5 млрд. тонн.
Еще одно крупнейшее начинание - создание на территории Полярного Урала нового центра горнорудной промышленности, обеспечивающего сырьем металлургию соседних регионов. Уже сегодня на Полярном Урале ведется разработка богатейших месторождений хрома, марганца, бокситов, золота. По оценкам специалистов, общая стоимость запасов горного сырья оценивается в 220 млрд. долларов.
Совместно с Сибирским научным аналитическим центром и РАО 'Российские железные дороги' администрация ЯНАО сейчас работает над развитием сети железных и автомобильных дорог и телекоммуникационных систем. Они должны связать арктический Ямал с крупными промышленными центрами Урала. Проект также предусматривает развитие энергетики и нефтегазохимии на базе попутного нефтяного и низконапорного газа, запасы которого на полуострове огромны.
Сегодня 89 регион России занимает VII место в стране по объемам привлекаемых инвестиций. С 1999 года инвестиции в основной капитал увеличились почти в пять раз. Осенью 2004 года рейтинговое агентство Standard&Poor's объявило о повышении ЯНАО долгосрочного кредитного рейтинга: В+/Стабильный по международной шкале, 'ru A+' - по Российской национальной. Агентством также была отмечена высокая кредитоспособность региона.
Одна из особенностей Ямала состоит в том, что на территории округа сошлись два совершенно разных типа хозяйствования: промышленная разработка недр и традиционные для коренного населения Крайнего Севера виды деятельности. В регионе выпасается самое большое в мире поголовье северного оленя - 600 тысяч голов, в Обском бассейне добывается треть мировых запасов ценных сиговых пород рыбы. Десятая часть всей площади округа - около 8 миллионов гектаров - является особо охраняемой природной территорией. Промышленность и традиционные северные промыслы мирно уживаются на территории Ямала, а решение проблем коренных малочисленных народов Крайнего Севера находятся в зоне приоритетного внимания губернатора и администрации автономного округа[24].
Арктический регион России сегодня - комфортная для проживания территория, бюджет которой традиционно носит ярко выраженную социальную направленность: более 80% расходной части основного финансового документа направляется на решение социальных задач населения. В округе мощно развивается жилищное строительство, возводятся современные школы, больницы, спортивные сооружения, прежде всего в отдаленных районах, оказывается действенная социальная поддержка тем, кому она необходима. Округ по праву может гордиться своими успехами в области организации детского летнего отдыха: более 70 процентов юных ямальцев каждое лето отправляются на отдых и лечение в лучшие здравницы страны. В регионе сегодня реализуется более тридцати социальных программ.
2.2 Анализ местного самоуправления Ямало-Ненецкого автономного округа
Масштабные задачи, стоящие в повестке дня деятельности региональных органов власти, требуют их реформирования с учетом приоритетов развития территории.
На Ямале утверждена новая система органов исполнительной власти, с одной стороны ориентированная на изменившуюся систему федеральной исполнительной власти, с другой - более четко настроенная на решение наиболее острых проблем нашей территории. Усиление коллегиальных начал при одновременном углублении специализации каждой из структур - этот принцип положен в основу новой модели исполнительной власти региона.
Территориальная организация местного самоуправления, установленная законами автономного округа о наделении статусом, установлении границ и определении административных центров муниципальных образований, включает в себя 58 муниципальных образований: 6 городских округов, 7 муниципальных районов, 45 поселений, в том числе 7 городских и 38 сельских.
Городские округа
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на территории Ямало-Ненецкого автономного округа образовано 6 городских округов:
- муниципальное образование город Салехард, который является административным центром;
- муниципальное образование город Губкинский;
- муниципальное образование город Лабытнанги;
- муниципальное образование город Муравленко;
- муниципальное образование город Новый Уренгой;
- муниципальное образование город Ноябрьск
Муниципальные районы
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на территории Ямало-Ненецкого автономного округа образовано 7 муниципальных районов:
- муниципальное образование Красноселькупский район, в состав территории которого входят 3 сельских поселения;
- муниципальное образования Надымский район, в состав территории которого входят 3 городских поселения и 7 сельских поселений;
- муниципальное образование Приуральский район, в состав территории которого входят 1 городское и 4 сельских поселения;
- муниципальное образование Пуровский район, в сов состав территории которого входят став территории которого входят 2 городских поселения и 6 сельских поселений;
- муниципальное образование Тазовский район, в состав территории которого входят 1 городское и 4 сельских поселений;
- муниципальное образование Шурышкарский район, в состав территории которого входят 8 сельских поселений;
- муниципальное образование Ямальский район, в состав территории которого входят 6 сельских поселений
Ямало-Ненецкий автономный округ является одним из ведущих субъектов Российской Федерации по уровню сформированной законодательной базы и социально-экономического развития малочисленных народов.
Так, на основе правовых норм, установленных Уставом (Основным законом автономного округа) приняты, следующие законы автономного округа, направленные на обеспечение устойчивого развития малочисленных народов: «О защите исконной среды обитания, традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе»,
«О государственной поддержке общин коренных малочисленных народов Севера и организаций, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», «О факториях в Ямало-Ненецком автономном округе», «Об оленеводстве», «О фольклоре коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе», «О перечне труднодоступных, отдаленных местностей и территорий компактного проживания коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе» и другие.
В окружном бюджете предусматриваются значительные финансовые средства и механизмы поддержки малочисленных народов посредством окружных целевых программ: «Культура, язык, традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 – 2011 годы»; «Развитие агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 – 2010 годы»; «Жилище» на 2006 – 2010 годы (включающей подпрограмму «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Севера»); «Комплексная программа развития системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 – 2010 годы»; «Содействие занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 – 2010 годы»; «Молодежь Ямала (2007 – 2010 годы)»; «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2008 – 2010 годы» и другие[25].
В автономном округе создана система учета и анализа основных показателей жизнедеятельности малочисленных народов – «Банк данных о социально-экономическом положении коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа». Программно-целевыми и иными методами оказывается поддержка организациям, осуществляющим виды традиционной хозяйственной деятельности, независимо от форм собственности.
Усилилась роль гражданского общества с участием окружного общественного движения Ассоциации «Ямал – потомкам!» и иных общественных организаций малочисленных народов в исполнительных органах государственной власти автономного округа, органах местного самоуправления, Законодательного Собрания автономного округа и Общественной палате автономного округа.
Администрация автономного округа заключила соглашения с ОАО «Газпром» и его дочерними компаниями, ОАО «Новатэк», НК «ЛУКойл» и иными ресурсодобывающими компаниями, в которых немало внимания уделено решению проблем малочисленных народов. Заметное место в экономике автономного округа займет перспективный мегапроект «Урал промышленный – Урал Полярный».
Результатами целенаправленной политики органов государственной власти в отношении малочисленных народов являются:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12