Основные пути повышения эффективности государственного управления в регионе

Однако современное состояние предприятий агропромышленного комплекса на территории Ямало-Ненецкого автономного округа находится в весьма сложном экономическом положении и нуждается в дальнейшей финансовой поддержке.

Для улучшения работы агропромышленного комплекса необходимо дальнейшее внедрение современных технологий по глубокой переработке оленьего сырья и рыбы, реализация комплекса ветеринарно-профилактических мероприятий, создание на маршрутах движения нормальных производственных и жилищно-бытовых условий для кочевого населения.

На протяжении многих лет торговое и медицинское обслуживание кочующего населения осуществлялось на факториях, где можно было закупить продукты и боеприпасы, сдать мясо и пушнину, получить первую медицинскую помощь. За годы внедрения рыночных реформ фактории пришли в упадок. В последние годы за счет средств государственной поддержки фактории начали восстанавливать. Эту работу необходимо продолжить.

Важнейшим принципом усовершенствования управления агропромышленным комплексом должен быть системный программный подход, обеспечивающий взаимосвязанное совершенствование всех элементов хозяйственного механизма и всех сторон сельской инфраструктуры[29].

Розничная торговля

Современное развитие сферы торговли характеризуется количественным и качественным изменениями структуры. По своей сущности, торговая сеть призвана обеспечивать бесперебойность снабжения товарами потребителей и формировать определенную территориальную доступность.

Розничная торговая сеть неравномерно размещена как по территории Ямало-Ненецкого автономного округа, так и внутри населенных пунктов. Средняя обеспеченность торговой площадью по Ямало-Ненецкому автономному округу на 1000 жителей составляет 489,8 м2, при этом, в разрезе муниципальных образований данный показатель значительно варьируется.

Самая высокая обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей сложилась в Надымском районе (976,8 м2) и в г. Губкинский (941,1 м2), а самая маленькая в Приуральском районе (183,2 м2) (почти в 5 раз меньше максимального показателя).

В населенных пунктах прослеживается недостаток стационарных предприятий торговли в местах частной застройки и удаленных от центра микрорайонах. Окраины городов и населенных пунктов не имеют развитой и доступной инфраструктуры по отношению к центральной части.

По состоянию на 01.01.2009 г. на территории Ямало-Ненецкого автономного округа осуществляют деятельность 4190 торговых объектов.

Лидирующее положение среди муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа по количеству торговых объектов занимает г.Ноябрьск – 1226 объектов, по наличию торговых площадей – г.Ноябрьск (54271 м2) и г.Новый Уренгой (53845 м2).

Данная ситуация объясняется тем, что в г. Ноябрьск большая часть торговых объектов представлена мелкорозничной торговой сетью (павильоны). Тогда как в торговой сети г. Новый Уренгой велика доля объектов, имеющих большую торговую площадь (торговые центры и торговые комплексы).

Специфику региона определяет сложность транспортной схемы многих муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа, поэтому основная масса товара завозится в зимний период и в период навигации. В малочисленные и отдаленные населенные пункты завоз товаров осуществляется малыми партиями, что увеличивает количество посредников и отрицательно сказывается на уровне цен и ассортименте товаров. Средние цены на отдельные потребительские товары в отдаленных населенных пунктах выше уровня цен на эти же товары в крупных городах и в среднем в Ямало-Ненецком автономном округе на 15-20%.

Сегодня на территории Ямало-Ненецкого автономного округа 81 оптовое предприятие, значительная часть из которых нуждаются в полной модернизации. Суммарная площадь, занимаемая предприятиями оптовой торговли, составляет 41 126,5 м2.

Оптовая торговля в Ямало-Ненецком автономном округе находится на низком уровне. Предприятия оптовой торговли размещены в основном в г. Ноябрьск (34), г. Новый Уренгой (14), г. Надым (12), где имеются железнодорожные магистрали.

Развитие оптимальных межрегиональных связей для торгово-посреднических операций возможно на основе создания системы транспортного и торгового оборудования для выполнения комплекса логистических процессов на всем пути движения товаров от производителей до потребителей. Для этого необходимо создание условий для строительства и функционирования крупных распределительных центров (терминалов) с долевым участием зарубежных и российских производителей. Практика подтверждает, что развитие оптовой торговли обусловливает высокие результаты деятельности торговли в целом.

Жилищно-коммунальный комплекс

Развитие конкурентной среды в жилищно-коммунальном комплексе является одним из наиболее актуальных направлений реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа.

Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса охватывает интересы практически всех отраслей экономики, способствует социально-экономическому росту Ямало-Ненецкого автономного автономного округа, оказывает мощное стимулирующее воздействие на развитие предпринимательской и деловой активности граждан, непосредственно влияет на качество жизни и уровень социальной активности населения.

Масштабы отрасли и ее значимость для экономики Ямала характеризуются следующими факторами:

-                   рынок жилищно-коммунальных услуг довольно емкий и динамично развивающийся. Спрос на услуги ЖКХ в округе постоянно растет. Стоимостной объем жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) в 2007 году составил 18 603 млн.руб., в 2008 году – 22 285 млн.руб. из них населению – 12 643 млн.руб.;

-                   количество предприятий ЖКХ за 2008 год составило 158 единиц. Предприятия ЖКХ обладают значительным удельным весом на рынке платных услуг населению в округе. В 2008 году доля жилищных и коммунальных услуг в структуре объема платных услуг населению составила 30%;

-                   территория Ямало-Ненецкого автономного округа по техническому и технологическому уровню электроснабжения условно делится на две зоны - централизованную и децентрализованную, имеющие принципиально разные системы организации энергоснабжения потребителей;

-                   отличительной особенностью ЖКХ в автономном округе является его высокая энергоемкость. Предприятия ЖКХ потребляют около 25% производимой в округе электро-и теплоэнергии. Объекты энергетики и жилья в Ямало-Ненецком автономном округе, являясь социально значимыми, требуют определения тенденций развития данного сектора экономики;

-                   дотационность сферы ЖКХ, что обусловлено специфическими условиями Крайнего Севера (наличие досрочного завоза топливно-энергетических ресурсов, низкие температурные нагрузки, продолжительность зимнего периода и.т.д.).

Рынок жилищных услуг является потенциально конкурентным и представлен 102 предприятиями частной и смешанной форм собственности. Из них доля организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и (или) оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, участие субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных образований в уставном капитале которых составляет не более 25%, от общего числа организаций, осуществляющих данные виды деятельности на территории муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе, кроме товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов составляет 84%.

Очевидны коренные преобразования в системе управления жилищным фондом. По состоянию на 1 сентября 2009 года доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют способ управления многоквартирными домами от общего количества домов, в которых должен быть выбран способ управления, составляет 44,29%, что выше показателей на 1 января 2008 года в 4 раза (на 1 января 2008 года – 11,2%, на 1 января 2009 года – 33,2%).

Данные факты подтверждают процесс демонополизации в области управления и эксплуатации жилищным фондом. Осложняют реализацию данного процесса следующие факторы:

-                   отсутствие развития рынка жилищных услуг в сельских муниципальных образованиях (на рынке услуг преимущественно действуют муниципальные унитарные предприятия, как жилищные, так и коммунальные, выбор способа управления осуществляется исключительно путем конкурсного отбора управляющих компаний ОРМСУ);

-                   высокий процент износа жилищного фонда – 45,2% - препятствует заинтересованности управляющих компаний к управлению таким жилищным фондом[30].

Транспорт

Характеристики транспортной инфраструктуры имеют ключевое значение для конкурентной среды. Транспортные проблемы приводят к созданию изолированных рынков, сокращают возможности для расширения географии реализации товаров и прихода новых участников, способствуют повышению цен.

На текущий момент транспортный комплекс Ямало-Ненецкого автономного округа включает все виды транспорта: железнодорожный, трубопроводный, автомобильный, внутренний водный, морской и воздушный.

Однако их развитие по территориям неравномерно, общая плотность транспортных сетей общего пользования крайне низка, опорная сеть наземного транспорта отсутствует, общая внутренняя связность территории не обеспечена, транспортные издержки избыточно велики.

Развитие и обеспечение эффективной работы транспортного комплекса относится к приоритетным задачам государственной деятельности. Основная цель развития транспортного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа – создание условий для улучшения социально-экономического положения округа путем снижения совокупных транспортных издержек, обеспечения растущих потребностей экономики в транспортных услугах, увеличения транспортной доступности и мобильности населения, улучшения качества транспортных услуг.

Важным фактором социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа является обеспечение выхода на перспективную опорную сеть в результате намечаемого формирования сети автомобильных дорог.

До 2020 года намечается строительство следующих автодорог:

-              «Надым – Советский», участок «Надым – граница Ямало-Ненецкого автономного округа» протяженностью 246 км;

-              «Агириш – Салехард» протяженностью 795 км, в т.ч. по Ямало-Ненецкому автономному округу - 248 км;

-              «Сургут – Салехард», участок «Надым - Салехард», протяженностью 330 км.;

-              «Сыктывкар – Салехард», участок «Граница Ямало-Ненецкого автономного округа – Харп», протяженностью 51 км.

Кроме этого, предусматривается строительство автомобильных дорог окружного значения до административных центров районов, общей протяженностью 541 км.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты